В. М. Алпатов

ИСТОРИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ ТИПОЛОГИИ ДО СЕРЕДИНЫ ХХ В.

(Третья конференция по типологии и грамматике. Материалы. - СПб., 2006. - С. 171-173)


 
1. Типологические исследования имели своей предпосылкой идею о множественности языков, о различии универсальных свойств языка и особенностей отдельных языков или языковых групп. Эта идея в Европе сформировалась в XV-XVII вв. (ранее господствовала идея о латинском языке как единственном достойном объекте изучения), найдя четкое выражение в Грамматике Пор-Рояля. Такого рода сочинения еще нельзя назвать типологическими, но в них уже производилась попытка выделить общее и особенное в тех немногих языках, которые были тогда известны.
2. Собственно типология начала развиваться в начале XIX в. К этому времени количество известных европейской науке языков уже было достаточно большим. Создателями типологии были братья Шлегели и Гумбольдт. Для них сходства и различия языков имели значение не сами по себе, а как отражение этапов развития человеческого мышления. Идея стадиальности связывалось с самой в то время развитой областью языкознания - морфологией. Исходя из априорных и недоказуемых посылок, создатели типологии нашли нечто фундаментально важное в структуре языков - различие флексии, агглютинации и изоляции. Соответствующие понятия и термины, несмотря ни на что, остаются в науке о языке уже два столетия; видимо, данные явления связаны с психолингвистическими механизмами человека. Если флективные, агглютинативные и изолирующие языки образуют несомненную шкалу, то четвертый класс, инкорпорирующие языки, с трудом находили место в общей схеме.
3. В течение XIX в. стадиальная типология прошла ряд этапов. Первоначальная классификация была значительно усложнена как за счет увеличения используемого материала, так и за счет введения промежуточных классов. Помимо немецких ученых, надо учесть и языковедов других стран, включая Россию (И. П. Минаев). Однако во второй половине XIX в. стадиальные схемы всё более теряли популярность по нескольким причинам. Многие языки с трудом втискивались в традиционные классификации, а черты, скажем, флексии и агглютинации можно было находить в одних и тех же языках. Идеи о стадиях мышления были априорными и не могли быть доказаны. К тому же господство позитивизма требовало сужения научных горизонтов. Вслед за отказом от стадиальности в конце XIX - начале ХХ вв. наблюдался отказ от типологии вообще. Распространился взгляд о том, что единственная научная классификация языков - генетическая классификация.
4. Предшественниками новой типологии можно считать Ф. Ф. Фортунатова, стремившегося построить типологию, не связанную со стадиальностью, и О. Есперсена, пытавшегося выйти за пределы морфологической типологии.
5. Новый этап типологии начался в 1921 г. выходом книги Э. Сепира. Окончательно отказавшись от стадий, он отказался и от идеи о единой основе для классификации языков, введя важнейшую идею множественности параметров. В его классификации нашлось место и четырем традиционным классам, и ряду классов, ранее не замечавшихся. Отошел он и от морфологизма в чистом виде.
6. Большую роль сыграли также идеи Пражской школы, особенно идеи В. Скалички, выдвинутые в 30-е гг. Он отказался от идеи разделения множества языков на непересекающиеся классы, предложив важные понятия агглютинативного, флективного и прочих эталонов.
7. Н.Я. Марр, по духу во многом в ХХ в. бывший ученым начала XIX в., попытался вернуться к стадиальным идеям, распространив их на синтаксис. В развитие этих идей И. И. Мещанинов и его школа постепенно ушли от стадиальности, перейдя к построению синтаксической типологии.
 

Источник текста - сайт Института лингвистических исследований.


Hosted by uCoz