(Третья конференция по типологии и грамматике. Материалы. - СПб., 2006. - С.
171-173)
1. Типологические исследования имели своей предпосылкой идею о множественности
языков, о различии универсальных свойств языка и особенностей отдельных языков
или языковых групп. Эта идея в Европе сформировалась в XV-XVII вв. (ранее господствовала
идея о латинском языке как единственном достойном объекте изучения), найдя четкое
выражение в Грамматике Пор-Рояля. Такого рода сочинения еще нельзя назвать типологическими,
но в них уже производилась попытка выделить общее и особенное в тех немногих
языках, которые были тогда известны.
2. Собственно типология начала развиваться в начале XIX в. К этому времени
количество известных европейской науке языков уже было достаточно большим. Создателями
типологии были братья Шлегели и Гумбольдт. Для них сходства и различия языков
имели значение не сами по себе, а как отражение этапов развития человеческого
мышления. Идея стадиальности связывалось с самой в то время развитой областью
языкознания - морфологией. Исходя из априорных и недоказуемых посылок, создатели
типологии нашли нечто фундаментально важное в структуре языков - различие флексии,
агглютинации и изоляции. Соответствующие понятия и термины, несмотря ни на что,
остаются в науке о языке уже два столетия; видимо, данные явления связаны с
психолингвистическими механизмами человека. Если флективные, агглютинативные
и изолирующие языки образуют несомненную шкалу, то четвертый класс, инкорпорирующие
языки, с трудом находили место в общей схеме.
3. В течение XIX в. стадиальная типология прошла ряд этапов. Первоначальная
классификация была значительно усложнена как за счет увеличения используемого
материала, так и за счет введения промежуточных классов. Помимо немецких ученых,
надо учесть и языковедов других стран, включая Россию (И. П. Минаев). Однако
во второй половине XIX в. стадиальные схемы всё более теряли популярность по
нескольким причинам. Многие языки с трудом втискивались в традиционные классификации,
а черты, скажем, флексии и агглютинации можно было находить в одних и тех же
языках. Идеи о стадиях мышления были априорными и не могли быть доказаны. К
тому же господство позитивизма требовало сужения научных горизонтов. Вслед за
отказом от стадиальности в конце XIX - начале ХХ вв. наблюдался отказ от типологии
вообще. Распространился взгляд о том, что единственная научная классификация
языков - генетическая классификация.
4. Предшественниками новой типологии можно считать Ф. Ф. Фортунатова, стремившегося
построить типологию, не связанную со стадиальностью, и О. Есперсена, пытавшегося
выйти за пределы морфологической типологии.
5. Новый этап типологии начался в 1921 г. выходом книги Э. Сепира. Окончательно
отказавшись от стадий, он отказался и от идеи о единой основе для классификации
языков, введя важнейшую идею множественности параметров. В его классификации
нашлось место и четырем традиционным классам, и ряду классов, ранее не замечавшихся.
Отошел он и от морфологизма в чистом виде.
6. Большую роль сыграли также идеи Пражской школы, особенно идеи В. Скалички,
выдвинутые в 30-е гг. Он отказался от идеи разделения множества языков на непересекающиеся
классы, предложив важные понятия агглютинативного, флективного и прочих эталонов.
7. Н.Я. Марр, по духу во многом в ХХ в. бывший ученым начала XIX в., попытался
вернуться к стадиальным идеям, распространив их на синтаксис. В развитие этих
идей И. И. Мещанинов и его школа постепенно ушли от стадиальности, перейдя к
построению синтаксической типологии.