Н. Л. Кацман

КУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКИЙ АСПЕКТ КУРСА "ДРЕВНИЕ ЯЗЫКИ И КУЛЬТУРЫ" В СИСТЕМЕ СОВРЕМЕННОГО ГУМАНИТАРНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

(Индоевропейское языкознание и классическая филология - X. Материалы чтений, посвященных памяти профессора И. М. Тронского. - СПб., 2006. - С. 130-139)


 
В учебных планах всех гуманитарных вузов нашей страны имеется обязательный курс «Древние языки и культуры». Содержание этого курса варьируется в зависимости от профиля конкретного вуза. В настоящем сообщении рассматривается содержание и возможности реализации культурологического аспекта данного курса в институтах и на факультетах иностранных (западноевропейских) языков, в которых более правильно называть его «Латинский язык и античная культура». (Относительно других аспектов курса см. 1). При этом, поскольку количество часов, отводимых на этот курс, мягко выражаясь, явно недостаточно (а в ряде вузов, если смотреть правде в глаза, сведено до катастрофически недостаточного), de facto этот курс, как известно каждому преподавателю, и называют просто «Латинский язык», и изучают, прежде всего, именно как языковую дисциплину. Культурологическая же составляющая курса, в основном, инкорпорируется в сам процесс изучения языка, поскольку специально на курс античной культуры можно выделить не более трех-четырех лекций. В этих лекциях необходимо дать беглый очерк основных, эпохальных событий в истории и культуре древней Греции и Рима, уделив особое внимание их связям с прошлым и настоящим европейской и мировой культуры. В дальнейшем, при чтении текстов и даже отдельных фраз, содержащих познавательную информацию по мифологии, истории и культуре античного мира, в сочетании с соответствующими комментариями к ним, углубляются и расширяются сведения, лишь бегло намеченные в лекциях, подчас обозначенные лишь упоминанием о важном событии или знаменитом имени. Таким образом, экстралингвистическая, в нашем случае - культурологическая информация выносится в комментарии: исторические, мифологические, реально-бытовые.
Итак, какой минимум необходимо включить в лекции по античной культуре? Представляется наиболее естественным начать с Троянской войны и поэм Гомера, упоминание о которых постоянно встречается в текстах, что даст возможность, если позволит время, постепенно рассказать о раскопках Шлимана, затем Эванса, приведших к открытию догомеровской Крито-микенской культуры, сказать хотя бы несколько слов о знаменитом «Лабиринте» - Кносском дворце на Крите (2).
Главным историческим событием древней Греции, мимо которого никак нельзя пройти, были Греко-персидские войны, результатом победы в которых явился небывалый подъем, апогей культурного развития Греции в V - IV вв. до н. э., период, который носит название «Классическая Греция». Важнейшие сражения в этих войнах невидимыми нитями связывают древнюю Грецию и наш современный мир. Кто не знает, что такое «Марафонский бег»? Но далеко не все знают, почему он так называется, почему он был включен в программу Олимпийских игр при их восстановлении в 1896 г., какова точно длина марафонской дистанции. Рассказ о том, что Марафон - это небольшое поселение, расположенное в 42 км. и 195 м. от Афин, при котором греки одержали первую и самую важную сухопутную победу над персами в 492 г. до н. э., и что лучший бегун Греции, пробежав после битвы от Марафона до Афин, чтобы как можно скорее принести весть о победе, свалился замертво (не потому, что бегал хуже современных спортсменов, а потому, что накануне «сбегал» через горный перевал за подкреплением, а потом принял участие в битве) и что именно в честь этого человека, по имени Филиппид, учреждено соревнование «Марафонский бег», оживляет и приближает к нам события далекой истории (3). Несомненно надо знать и о битве при Фермопилах (вспомним фильм «300 спартанцев»), и о последовавшей за ней морской победе при о. Саламин. С этой битвой античная традиция связывает имена трех знаменитых греческих трагиков: Эсхил участвовал в сражении при Саламине; Софокл, которому тогда было 16 лет, был в хоре юношей, прославлявших победителей, а Еврипид, как считали, родился в год этой битвы (хотя родился он на 4 года раньше, в 484 г., но очень сильно было желание современников, уже тогда понимавших величие этих имен, связать их воедино!). Последующие события: Пелопоннесская война, возвышение Македонии, походы Александра Великого, образование эллинистических государств как результат распада его империи (студенты должны понимать, что скрывается за понятием «эпоха эллинизма»); наконец, завоевание Греции Римом придется из-за недостатка времени лишь бегло упомянуть, порекомендовав студентам соответствующую литературу (2). В частности, необходимые сведения студенты могут почерпнуть из специальных словарей, составленных для этих целей кафедрой классической филологии МГЛУ (4,5).
Культурологический аспект курса, касающийся Рима и тесно связанный с латинским языком, требует, естественно, более подробного рассмотрения. Чтобы хотя бы в общих чертах понять, каким образом маленькое, поначалу ничем не выделявшееся, поселение на Тибре превратилось со временем в огромную средиземноморскую державу, а язык его жителей, пережив падение этой державы, дожил до наших дней, оказавшись самым «живым» из всех мертвых языков, надо знать основные вехи истории древнего Рима. Во вступительной лекции надо рассказать о главных событиях, создать необходимый каркас, контурную конструкцию, которая в дальнейшем, при чтении текстов, будет обрастать необходимыми подробностями, деталями, уточнениями. Итак, контуры: основание Рима в 754 или 753 г. до н. э.; царский период истории Рима. При этом, хотя мы и называем этот период «царским», переводя слово rex, как «царь», надо объяснить, что такой перевод не отражает точного значения слова, т. к. власть «рекса» не передавалась по наследству и не была абсолютной: решающее слово принадлежало народному собранию и его высшему органу - совету старейшин. Членами народного собрания были только патриции - родовая знать, т. е. те, у которых отцами - patres - (или предками) были коренные жители Рима; только они составляли populus Romanus в древнейший период истории Рима; второй частью общества были плебеи - люди, которые могли владеть землей, служили в римской армии, но не имели политических прав (не участвовали в народном собрании) и не могли вступать в брак с дочерьми патрициев. (Относительно происхождения плебеев существуют разные теории, но большинство ученых придерживается того мнения, что это были жители покоренных римлянами еще в царский период и принятых в Рим соседних народов. Этимологию этого слова выводят от архаического глагола pleo, - , - , ere 2 «наполнять»). (См. A. Walde, 6). Реформы предпоследнего римского царя, Сервия Туллия (578-534), значительно улучшили положение плебеев, но, тем не менее, не уравняли их в правах с патрициями. Следующий важный этап: изгнание последнего римского царя, Тарквиния Гордого в 510 или 509 г. После этого в Риме устанавливается республика (res publica!). Объясняем студентам точное значение сочетания этих двух слов; оно означало, что все дела по организации своей жизни populus Romanus берет теперь на себя. «Res publica - res populi» говорил Цицерон, и эти его слова приводятся в учебнике. Студентам, таким образом, становится понятным происхождение слова «республика», вошедшего во все европейские языки. Высшими должностными лицами в республике становятся теперь два консула, избираемые из патрициев и сменявшиеся ежегодно. Обращаем внимание студентов на то, что это слово вошло в новые языки, в том числе и в русский с изменившимся значением.
После изгнания царей почти два века римской истории прошли под знаком борьбы плебеев с патрициями. В конце концов плебеи, которые составляли большинство населения, добились уравнения в правах с патрициями. Они теперь стали равноправными членами Народного собрания и получили доступ к государственным должностям. Это привело к усилению военного могущества римлян и позволило им к началу III в. до н. э. завершить завоевание Италии, что превратило Рим в крупнейшее государство Западного Средиземноморья.
Следующим очень важным, эпохальным событием в истории Рима были Пунические войны, войны с Карфагеном - могущественным североафриканским государством, господствовавшим в восточной части Средиземного моря. Три Пунические войны (во 2-й из которых главнокомандующим в войске карфагенян был знаменитый Ганнибал), продолжались в общей сложности (с интервалами) около 120 лет. Их значение для дальнейшей истории Рима так же велико, как для Греции значение Греко-персидских войн. Многочисленные фразы и тексты, связанные с событиями и участниками этих войн, постоянно встречаются в учебнике. Поэтому студенты должны обязательно знать даты каждой из этих войн, ее цели и результаты. Первая Пуническая война (264-241) велась за обладание Сицилией; ее результатом был выход Рима за пределы Италии - образование внеиталийских провинций: Сицилии, а затем также Корсики и Сардинии. Вторая война (218-201) велась за владычество в Испании; третья (149-146) привела к полному уничтожению Карфагена. В дальнейшем, при чтении соответствующих текстов, можно будет более подробно поговорить об отдельных эпизодах и лицах, связанных с этими войнами. (В частности, знаменитое Ceterum censeo…”). Следует далее отметить, что завоевания римлян продолжались и в периоды между Пуническими войнами и после их окончания. Важнейшим из них с точки зрения культурного обогащения Рима было завоевание Греции, завершившееся в год окончания 3-й Пунической войны.
 
«Греция, взятая в плен, победителей диких пленила,
В Лаций суровый искусства внеся…»
(Гораций в переводе Л. М. Гаспарова).
 
В конце II в. до н. э., в результате войны (поначалу провальной для римлян) с царем Нумидии Югуртой, эта североафриканская страна также была завоевана и превращена в римскую провинцию. Об этой войне важно упомянуть, т. к. она послужила плацдармом для возвышения Гая Мария, под руководством которого была одержана победа не только над Югуртой (105 г.), но и над германскими племенами кимвров и тевтонов (102-101 гг.), до этого трижды побеждавшими римлян. В войске Мария еще во время войны с Югуртой выделился своим полководческим талантом Луций Корнелий Сулла; оба они, став непримиримыми противниками, сыграли очень важную роль во внутренней истории Рима последних лет республики.
Переломным моментом этой внутренней истории, о которой должна пойти речь дальше, явилась победа во второй Пунической войне, которая обеспечила Риму гегемонию во всем бассейне Средиземного моря. Из завоеванных областей в Рим хлынули массы рабов, обеспечивших крупным землевладельцам бесплатную рабочую силу, а также золото и множество других дешевых товаров, в том числе, дешевое зерно; все это привело, с одной стороны, к еще большему обогащению богатых, с другой, - к разорению крестьян, мелких ремесленников и торговцев и увеличению числа пролетариев (proletarius в Древнем Риме - это человек, не имевший ничего, кроме своего потомства - proles. Объяснение этого слова, коренным образом изменившего свое значение в новое время, позволяет в очередной раз продемонстрировать связь эпох через язык).
Огромное скопление рабов и свободных, но неимущих граждан создавало в Риме очень напряженную обстановку. Начинается борьба за проведение аграрной реформы, целью которой было наделение землей разорившихся крестьян за счет частичного изъятия ее у богатых землевладельцев. Идеологами и проводниками этой реформы становятся братья Гракхи, первые известные нам представители партии популяров, отражавшей интересы плебса, главным образом, крестьян. Их борьба за улучшение положения крестьян, хотя и увенчалось успехом, но привела к первым вооруженным столкновениям в Риме, приведшим к гибели их самих и многих их сторонников (старший, Тиберий, погиб в 132, младший, Гай, в 121 до н. э.) в борьбе с оптиматами - партией крупных землевладельцев, представителей и сторонников сената (пример слова, которое и в наши дни практически сохранило свое значение). С этого времени начинается почти столетний период нестабильности в Римской республике, важнейшие события и личности которого должны быть известны студентам, поскольку постоянно фигурируют в текстах учебников. Приведем краткий их перечень.
1. Крупнейшее восстание италийских союзников Рима (Союзническая война 90-88 гг.), которые, служа в римской армии и способствуя, таким образом, приумножению богатств Рима, были абсолютно бесправны. Борьба с восставшими была поручена Сулле, который подавил это восстание с исключительной жестокостью.
2. Противостояние Мария и Суллы, которые фактически боролись за установление личной власти; при этом победа каждого из них (а власть попеременно переходила от одного к другому) приводила к резне в Риме и уничтожению противников. Особенно преуспел в этом Сулла, придумавший т. н. проскрипционные списки, в которые зачислялись все подозрительные ему люди. Человека, внесенного в проскрипционный список, не только можно было безнаказанно убить, но и получить за это часть его конфискованного имущества. Победивший в конечном счете Сулла был провозглашен диктатором на неопределенный срок (дело в том, что диктаторы назначались в Риме и раньше при чрезвычайных обстоятельствах, но только не более чем на 6 месяцев), а его «изобретение» стали использовать и другие политические деятели в борьбе за власть.
3. Восстания рабов, особенно самого крупного из них под руководством Спартака (74-71).
4. Роль Цицерона (106-43) в общественной жизни Рима. Цицерон - самый известный оратор и крупный политический деятель, современник Цезаря. В борьбе Цезаря и Помпея (см. ниже) выступал на стороне Помпея, но был прощен Цезарем. Необходимо несколько слов сказать о его речи против Верреса (отрывок из этой речи и отдельные фразы из нее (адаптированные) есть в учебнике. То же относится к его консульству в 63 г. и раскрытию им заговора Катилины - это был звездный час его политической карьеры.
5. Выход на политическую арену Цезаря (100-44), с самого начала заявившего о себе как о стороннике Мария и партии популяров (его тетка была женой Мария, сам Цезарь был женат на Корнелии, дочери марианца Цинны; Сулла потребовал, чтобы он развелся с женой, но Цезарь не подчинился и вынужден был скрываться от Суллы до его смерти в 79 г.). Союз Цезаря с Помпеем и Крассом (1-й триумвират, 60 г. до н. э.); консульство Цезаря (59). Войны Цезаря в Галлии (58-51); два похода Цезаря в Британию (55 и 54 гг.) во время этих войн. Во всех учебниках постоянно встречаются и отдельные фразы, и целые главы из «Записок» Цезаря об этих войнах, включая экспедиции в Британию. Затем распад триумвирата; противостояние Цезаря и сената, сторону которого принял Помпей; переход Цезаря через Рубикон с войском (Alea jacta est!) - гражданская война (49-45); победа Цезаря. Реформа календаря в январе 45 г. («Юлианский календарь», по которому жила Россия до 1917 г. и до сих пор живет православная церковь). Заговор против Цезаря и его убийство в Мартовские иды 44-го года. Гражданская война после убийства Цезаря; второй триумвират: Антоний, Лепид, Октавиан, усыновленный племянник Цезаря (полное имя Гай Юлий Цезарь Октавиан), по завещанию - его наследник. Победа триумвиров, новые проскрипции, жертвой которых пал, в частности, Цицерон, выступавший с пламенными речами против Антония («филиппики»). Затем история повторяется: триумвират распадается и идет борьба за власть между Антонием и Октавианом. Победа Октавиана означала конец гражданских войн и наступление долгожданного мира. Pax Romana - это был лозунг, объединявший все слои римского общества, умело использовав который Октавиан, сохранив все внешние атрибуты республики, добился единоличной власти. Эта власть основывалась на соединении в руках одного человека (его самого) различных магистратур, что было невозможно во времена истинной республики: в 36 г. он получает пожизненную трибунскую власть; начиная с 31 г. ежегодно избирается консулом, что означает также и высшую военную власть; получив цензорские полномочия, он составляет новые списки сенаторов, в которых ставит свое имя на первое место: он теперь princeps senatus. Этот титул существовал и раньше, но никаких особых привилегий, кроме права первым высказывать свое мнение по обсуждаемому вопросу, не давал. Теперь этот титул обозначает не только первого человека в сенате, но и первого человека в государстве: никто не мог быть избран ни на какую должность и ни один вопрос не мог быть поставлен на обсуждение сената или Народного собрания без предварительного согласия принсепса. Новое значение приобрело и слово imperator. В республиканские времена это был почетный титул, который войска присваивали полководцу-победителю и который сохранялся лишь от победы до триумфа. Октавиан же включил его в состав своего имени. Начиная с 27 г., когда сенат наградил его почетным титулом Augustus, что означает «возвеличенный» (божеством), Октавиан стал именоваться Imperator Caesar Augustus, divi filius - император Цезарь Август, сын божественного (Юлий Цезарь был еще раньше обожествлен). С тех пор слово «император» стало употребляться в значении «верховный правитель». За самим же владельцем этого длинного титула традиция закрепила просто имя «Август» или «Октавиан Август» (хотя сам он Октавианом себя никогда не называл), а созданный им государственный строй (I-II вв. н. э.) получил название эпоха принципата или эпоха ранней империи.
Остальные события римской истории вплоть до падения Западной римской империи в 476 г. можно изложить буквально в нескольких словах, после чего, естественно, основное внимание должно быть уделено I веку до н. э. - периоду наивысшего расцвета Римского государства, периоду, язык которого - классическую латынь - мы изучаем. Помимо Цезаря и Цицерона, которые, будучи политическими деятелями, являются также крупнейшими писателями этой эпохи, необходимо сказать несколько слов и об историках: Саллюстии (86 - 35) и его произведениях «Заговор Катилины» и «Югуртинская война; Ливии (59 до н. э. - 17 н. э.), написавшем великий исторический труд «Ab Urbe condita» и о Таците (ок. 55 - ок. 120). Выдержки и пересказы из произведений этих историков составляют содержание наших учебников. Должны быть также названы поэты первой половины I в. до н. э. - Лукреций и его знаменитая поэма «De rerum natura», о котором впоследствии Вергилий, имея в виду его знаменитую поэму «De rerum natura», скажет в своей поэме «Георгики»: «Felix, qui potuit rerum cognoscere causas». (Желательно, чтобы студенты знали, кто и о ком произнес эти слова).
Далее - эпоха Августа - период наивысшего расцвета римской культуры, золотой век римской поэзии и связанные с ним имена римских поэтов (Вергилий, Гораций, Овидий), которых обязательно надо назвать и о которых с той или иной степенью подробности можно будет говорить тогда, когда будут читаться их произведения (e. g. Ad Melpomenen Горация; желательно, чтобы студенты учили его наизусть в сопоставлении, естественно, с «Памятником» Пушкина) или отрывки из них, как и из других, более поздних поэтов, из которых чаще всего в учебниках приводятся эпиграммы Марциала, а также крылатые выражения, пословицы, поговорки.
 
Приведем несколько примеров практического включения экстралингвистической информации в лингвистическую на материале известного учебника латинского языка под ред. В. Н. Ярхо и В. И. Лободы, по которому занимаются не только в большинстве вузов нашей страны, но и во многих странах СНГ. Итак, первый раздел учебника. Пословица: «Aurora musis amica». Она дает нам возможность в самом начале курса ввести учащихся в мир античности, предложив им вспомнить имена всех муз, а если они их совсем не знают, дать такое задание на дом. Сейчас достаточно справочной литературы, в которой можно найти эти имена. Или, если позволяет время, преподаватель сам называет и просит студентов записать имена муз, постараться их запомнить. В дальнейшем, при изучении числительных, будет фраза: «Novem doctae sorores», которая даст возможность проверить, как студенты справились с этой задачей. Во втором разделе крылатое выражение «Cum tacent, clamant» потребует уже от преподавателя серьезного комментария. В лекции было кратко рассказано о Цицероне и о заговоре Катилины. Теперь надо обрисовать конкретную обстановку, в которой были произнесены эти слова в сенате в присутствии самого Катилины, т. к. он тоже был сенатором. Можно привести в пересказе предыдущие слова Цицерона, объясняющие реакцию остальных сенаторов на «непарламентские» высказывания Цицерона о Катилине: «Они терпят, молчат. Ведь если бы я сказал это же самое присутствующему здесь достойнейшему молодому человеку … или же храбрейшему мужу … (имена опускаем: они ни о чем не говорят студенту), то сенат в этом же храме с полным правом на меня, консула, поднял бы руку. Но когда дело идет о тебе, Катилина, то сенаторы, оставаясь безучастными, одобряют; слушая, выносят решение; храня молчание, громко говорят …» (пер. В. Горштейна).
Большие возможности для интереснейших комментариев дают приводимые в учебнике многочисленные стихи из Овидия. Например, в разделе VI двустишие из его “Tristia” (V, 37, 38):
 
“Barbarus hic ego sum, quia non intellegor ulli,
Et rident solidi verba Latina Getae”.
 
Оно позволяет не только рассказать о трагической судьбе Овидия, но и перекинуть «мост» от него к Пушкину, связать две эпохи и две судьбы столь далеких по времени поэтов. Конечно, нет времени на уроке читать все, что написано Пушкиным об Овидии, но надо подсказать студентам: пусть вспомнят, по какому поводу Пушкин упоминает его имя в «Евгении Онегине», пусть перечитают поэму «Цыгане» и найдут в ней рассказ об Овидии, хотя имя его не названо, пусть прочитают большое стихотворение «К Овидию», написанное Пушкиным в период его ссылки в те края, куда некогда был сослан Овидий:
 
«Как часто, увлечен унылых струн игрою,
Я сердцем следовал, Овидий, за тобою…»
 
И во многих других стихотворениях Пушкин писал об Овидии. Замечательная тема для внеаудиторной работы студентов! Может быть, кто-нибудь захочет сделать доклад на тему «Овидий и Пушкин». А фраза об Овидии в XXVII разделе: «Recte ac vere Ovidius dixisse laborem emendandi majorem esse, quam scribendi” вызывает ассоциации уже с другим поэтом, Маяковским: “Изводишь единого слова ради тысячи тонн словесной руды”. Овидий, который писал стихи очень легко (“Sponte sua carmen numeros veniebat ad aptos, / Et, quod temptabam scribere, versus erat”), говорит о том, что “исправлять”, т. е. добиваться абсолютной точности выражения, имея в виду, в частности, подбор слов, “труднее, чем писать”. О тех же трудностях подбора абсолютно точных слов говорит и Маяковский.
Практически все тексты учебника, в том числе (и особенно!) подлинные стихотворные (поскольку прозаические тексты в той или иной степени подверглись адаптации), а также крылатые выражения, пословицы и поговорки, позволяют реализовать культурологические задачи нашего курса в процессе обучения чтению на латинском языке.
 

Литература

1. Н. Л. Кацман. Методика преподавания латинского языка. М., “Владос”, 2003.

2. К. Куманецкий. История культуры Древней Греции и Рима. Пер. с польского. М., “Высшая школа”, 1990.

3. Ю. В. Шанин. От эллинов до наших дней. М., “Физкультура и спорт”, 1975.

4. Античная культура. Литература, театр, искусство, философия, наука. Словарь-справочник. Под ред. В. Н. Ярхо. 1-е изд. М., “Высшая школа”, 1995; 2-е изд. М., “Лабиринт”, 2002.

5. И. Е. Ермилова, И. С. Култышева и др. Античность. Словарь-справочник по истории, культуре, мифологии. Под ред. В. Н. Ярхо. Дубна, “Феникс” , 2003.

6. A. Walde. Lateinisches etymologisches Wörterbuch. Heidelberg, 1906.


Источник текста - сайт Института лингвистических исследований.


Hosted by uCoz