(Сепир Э. Избранные труды по языкознанию и культурологии. - М., 1993. - С.
259-265)
Можно считать, что подлинно научный период в истории лингвистики начинается
со сравнительного изучения и реконструкции индоевропейских языков. В ходе своих
обстоятельных исследований индоевропеисты постепенно выработали методику, пожалуй,
более совершенную, нежели методы других наук, имеющих дело с человеческими институтами.
Многие формулировки, предложенные компаративистами, занимавшимися индоевропейскими
языками, по своей четкости и регулярности близки к формулам, или так называемым
"законам", естественных наук. В основе сравнительно-исторического языкознания
лежит гипотеза о регулярном характере звуковых изменений, а большая часть морфологических
преобразований понимается в компаративистике как побочный продукт регулярного
фонетического развития. Многие были склонны отрицать, но в свете опыта, накопленного
лингвистикой на сегодняшний день, нельзя не признать, что именно этот подход
позволил достичь наибольших успехов в области проблематики истории языка. Почему
следует исходить из регулярности фонетических изменений и почему такие регулярности
должны иметь место - на эти вопросы рядовой лингвист вряд ли в состоянии дать
удовлетворительные ответы. Однако из этого вовсе не следует, что можно было
бы значительно усовершенствовать методы лингвистического исследования, если
отказаться от хорошо проверенной гипотезы и открыть путь для разного рода психологических
и социологических объяснений не связанных непосредственно с тем, что мы сейчас
уже знаем об историческом развитии языков. Психологические и социологические
объяснения той регулярности лингвистических изменений, которая давно уже известна
всем изучающим язык, конечно, желательны и даже необходимы. Но ни психология,
ни социология не в состоянии предписывать лингвисту какие именно законы истории
языка он должен формулировать. В лучшем случае данные дисциплины могут побудить
лингвиста энергичнее, чем раньше, стараться понять историю языка в более широком
контексте человеческого поведения вообще - как индивидуального, так и общественного.
Разработанные индоевропеистами методы были с явным успехом использован и в
исследованиях языков других семей. Совершенно очевидно, что методы эти столь
же безотказно действуют применительно к "примитивным" бесписьменным языкам Азии
и Африки, как и применительно к значительно лучше известным формам речи более
развитых народов. Возможно, что как раз в языках этих более цивилизованных народов
фундаментальная регулярность языковых процессов значительно чаще нарушалась
такими противоречащими ей тенденциями, как заимствования из других языков, смешение
диалектов, социальная дифференциация речи. Чем больше мы занимаемся сравнительными
исследованиями родственных "примитивных" языков, тем очевиднее становится тот
факт, что фонетические законы и выравнивание по аналогии - это основные ключи
к пониманию процесса развития различных языков и диалектов из одного общего
праязыка. Это положение хорошо подтверждают исследования профессора Леонарда
Блумфилда в области центральных алгонкинских языков и мои - на материале атабаскских
языков: они являются убедительным ответом тем, кто отказывается верить в почти
всеобщую регулярность действия всех этих неосознаваемых языковых сил, взаимодействие
которых приводит к регулярным фонетическим изменениям и связанным с ними морфологическим
преобразованиям. Возможность предсказать правильность специфических форм в том
или ином бесписьменном языке на основании сформулированных для него фонетических
законов существует не только чисто теоретически - сейчас уже можно привести
немало реальных примеров таких подтвердившихся предсказаний. Не может быть никаких
сомнений в том, что методам, первоначально разработанным в индоевропеистике,
предназначено сыграть существенную роль и в исследованиях всех других языков;
кроме того, при помощи этих методов, в результате постепенного их совершенствования,
мы, возможно, получим и подтверждение гипотезы об отдаленном родстве языков
разных групп, в пользу чего сейчас говорят лишь единичные поверхностные факты.
Однако основная цель данной статьи - не демонстрация достигнутых лингвистических
результатов, скорее привлечение внимания к некоторым точкам соприкосновения
между лингвистикой и другими научными дисциплинами и, кроме того, обсуждение
вопроса о том, в каком смысле о лингвистике можно говорить как о науке".
Значимость лингвистически данных для антропологии и истории культуры давно
уже стала общепризнанным фактом. В процессе развития лингвистических исследований
язык доказывает свою полезность как инструмент познания в науках о человеке
и в свою очередь нуждается в этих науках, позволяющих пролить свет на его суть.
Современному лингвисту становится трудно ограничиваться лишь своим традиционным
предметом. Если он не вовсе лишен воображения, то он не сможет не разделять
взаимных интересов, которые связывают лингвистику с антропологией и историей
культуры, с социологией, психологией, философией и - в более отдаленной перспективе
- с физиологией и физикой.
Язык приобретает все большую значимость в качестве руководящего начала в научном
изучении культуры. В некотором смысле система культурных стереотипов всякой
цивилизации упорядочивается с помощью языка, выражающего данную цивилизацию.
Наивно думать, что можно понять основные принципы некоторой культуры на основе
чистого наблюдения без того ориентира, каковым является языковой символизм,
только и делающий эти принципы значимыми для общества и понятными ему. Когда-нибудь
попытка исследования примитивной культуры без привлечения данных языка соответствующего
общества будет выглядеть столь же непрофессиональной, как труд историка, который
не может воспользоваться в своем исследовании подлинными документами той цивилизации,
которую он описывает.
Язык - это путеводитель в "социальной действительности". Хотя язык обычно
не считается предметом особого интереса для обществоведения, он существенно
влияет на наше представление о социальных процессах и проблемах. Люди живут
не только в материальном мире и не только в мире социальном, как это принято
думать: в значительной степени они все находятся и во власти того конкретного
языка, который стал средством выражения в данном обществе. Представление о том,
что человек ориентируется во внешнем мире, по существу, без помощи языка и что
язык является всего лишь случайным средством решения специфических задач мышления
и коммуникации, - это всего лишь иллюзия. В действительности же "реальный мир"
в значительной мере неосознанно строится на основе языковых привычек той или
иной социальной группы. Два разных языка никогда не бывают столь схожими, чтобы
их можно было считать средством выражения одной и той же социальной действительности.
Миры, в которых живут различные общества, - это разные миры, а вовсе не один
и тот же мир с различными навешанными на него ярлыками.
Понимание, например, простого стихотворения предполагает не только понимание
каждого из составляющих его слов в его обычном значении: необходимо понимание
всего образа жизни данного общества, отражающегося в словах и раскрывающегося
в оттенках их значения. Даже сравнительно простой акт восприятия в значительно
большей степени, чем мы привыкли думать, зависит от наличия определенных социальных
шаблонов, называемых словами. Так, например, если нарисовать несколько десятков
линий произвольной формы, то одни из них будут восприниматься как "прямые" (straight),
другие - как "кривые" (crooked), "изогнутые" (curved) или "ломаные" (zigzag)
потому только, что сам язык предполагает такое разбиение в силу наличия в нем
этих слов. Мы видим, слышим и вообще воспринимаем окружающий мир именно так,
а не иначе, главным образом благодаря тому, что наш выбор при его интерпретации
предопределяется языковыми привычками нашего общества.
Итак, для решения наиболее фундаментальных проблем человеческой культуры знание
языковых механизмов и понимание процесса исторического развития языка, несомненно,
становятся более важными, чем более изощренными становятся наши исследования
в области социального поведения человека. Именно поэтому мы можем считать язык
символическим руководством к пониманию культуры. Но значение лингвистики для
изучения культуры этим не исчерпывается. Многие объекты и явления культуры настолько
взаимосвязаны с их терминологией, что изучение распределения культурно значимых
терминов часто позволяет увидеть историю открытий и идей в новом свете. Эти
исследования, уже принесшие плоды в изучении истории некоторых европейских и
азиатских культур, должны принести пользу и в деле реконструкции культур примитивных.
Для социологии в узком смысле слова данные лингвистики имеют не меньшее значение,
чем для теоретической антропологии. Социолога не могут не интересовать способы
человеческого общения. Поэтому крайне важным для него является вопрос о том,
как язык во взаимодействии с другими факторами облегчает или затрудняет процесс
передачи мыслей и моделей поведения от человека к человеку. Далее, социолог
не может оставить без внимания и вопрос о символической значимости, в социальном
смысле, языковых расхождений, возникающих во всяком достаточно большом обществе.
Правильность речи, то есть то явление, которое может быть названо "социальным
стилем" речи, имеет к социологии значительно большее отношение, чем к эстетике
или грамматике. Специфические особенности произношения, характерные обороты,
нелитературные формы речи, разного рода профессионализмы - все это символы разнообразных
способов самоорганизации общества, которые имеют решающее значение для понимания
развития индивидуальных и социальных свойств. Но ученый-социолог не в состоянии
оценить важность этих явлений до тех пор, пока у него нет вполне ясного представления
о той языковой основе, с помощью которой только и можно оценить этот социальный
символизм языкового характера.
Обнадеживающим представляется тот факт, что языковым данным все большее внимание
уделяется со стороны психологов. До сих пор еще нет уверенности в том, что психология
может внести что-либо новое в понимание речевого поведения человека по сравнению
с тем, что лингвисту известно на основании его собственных данных. Однако все
большее признание получает справедливое представление о том, что психологические
объяснения языковых фактов, сделанные лингвистами, должны быть переформулированы
в более общих терминах; в таком случае чисто языковые факты могут быть рассмотрены
как специфические формы символического поведения. Ученые-психологи, на мой взгляд,
ограничивают себя слишком узкими рамками психофизических основ речи, не углубляясь
в изучение ее символической природы. Это, по-видимому, связано с тем, что фундаментальная
значимость символизма для человеческого поведения еще не осознана ими в достаточной
степени. Однако представляется вполне вероятным, что именно изучение символической
природы языковых форм и процессов могло бы в наибольшей степени обогатить психологическую
науку.
Любое действие может быть рассмотрено либо как чисто функциональное в прямом
смысле слова, либо как символическое, либо как совмещающее в себе оба эти плана.
Так, если я толкаю дверь, намереваясь войти в дом, смысл данного действия заключается
непосредственно в том, чтобы обеспечить себе свободный вход. Но если же я "стучусь
в дверь", то достаточно лишь слегка поразмыслить, чтобы понять: стук сам по
себе еще не открывает передо мной дверей. Он служит всего-навсего знаком того,
что кто-то должен прийти и открыть мне дверь. Стук в дверь - это замена самого
по себе более примитивного акта открывания двери. Здесь мы имеем дело с рудиментом
того, что можно назвать языком. Громадное количество всяческих действий является
в этом грубом смысле языковыми актами. Иначе говоря, эти действия важны для
нас не потому, что сами они непосредственно приводят к какому-либо результату,
а потому, что они служат опосредующими знаками для более важных действий. Примитивный
знак имеет некоторое объективное сходство с тем, что он замещает или на что
указывает. Так, стук в дверь непосредственно соотносится с подразумеваемым намерением
эту дверь открыть. Некоторые знаки становятся редуцированными формами тех функциональных
действий, которые они обозначают. Например, показать человеку кулак - это редуцированный
и относительно безвредный способ обозначить реальное избиение, и если такой
жест начинает восприниматься в обществе как достаточно выразительный метод замещения
угроз или брани, то его можно считать символом в прямом смысле слова.
Символы этого типа - первичны, поскольку сходство такого символа с тем, что
он замещает, остается вполне очевидным. Однако со временем форма символа изменяется
до такой степени, что всякая внешняя связь с замещаемым им понятием утрачивается.
Так, нельзя усмотреть никакой внешней связи между окрашенной в красно-бело-синий
цвет материей и Соединенными Штатами Америки - сложным понятием, которое и само
по себе не так легко определить. Поэтому можно считать, что флаг - это вторичный,
или отсылочный (referential), символ. Как мне кажется, понять язык с точки зрения
психологии - это значит рассмотреть его как чрезвычайно сложный набор таких
вторичных, или отсылочных, символов, созданных обществом. Не исключено, что
и примитивные выкрики, и другие типы символов, выработанные людьми в процессе
эволюции, первоначально соотносились с определенными эмоциями, отношениями и
понятиями. Но связь эта между словами и их комбинациями и тем, что они обозначают,
сейчас уже непосредственно не прослеживается.
Языкознание одновременно одна из самых сложных и одна из самых фундаментальных
наук. Возможно, подлинно плодотворное соединение лингвистики и психологии все
еще дело будущего. Можно полагать, что лингвистике суждено сыграть очень важную
роль в конфигурационной (configurative) психологии (Gestalt psychology), поскольку
представляется, что из всех форм культуры именно язык совершенствует свою структуру
сравнительно независимо от прочих способов структурирования культуры. Можно
поэтому думать, что языкознание станет чем-то вроде руководства к пониманию
"психологической географии" культуры в целом. В повседневной жизни изначальная
символика поведения совершенно затемнена многофункциональностью стереотипов,
приводящих в недоумение своим разнообразием. Дело в том, что каждый отдельно
взятый акт человеческого поведения является точкой соприкосновения такого множества
различных поведенческих конфигураций, что большинству из нас очень трудно разграничить
контекстные и внеконтекстные формы поведения. Так что именно лингвистика имеет
очень существенное значение для конфигурационных исследований, потому что языковое
структурирование в весьма значительной степени является самодостаточным и почти
не зависит от прочих тесно взаимодействующих друг с другом неязыковых структур.
Примечательно, что и философия в последнее время все в большей, нежели раньше,
степени начинает заниматься проблемами языка. Давно прошло то время. Когда философы
простодушно могли переводить грамматические формы и процессы в метафизические
сущности. Философу необходимо понимать язык хотя бы для того, чтобы обезопасить
себя от своих собственных языковых привычек, поэтому неудивительно, что, пытаясь
освободить логику от грамматических помех и понять символическую природу знания
и значение символики, философы вынуждены изучать основы самих языковых процессов.
Лингвисты занимают престижную позицию, содействуя процессу прояснения скрытого
еще для нас смысла наших слов и языковых процедур. Среди всех исследователей
человеческого поведения лингвист в силу своей специфики предмета своей науки
должен быть наибольшим релятивистом в отношении своих ощущений и в наименьшей
степени находиться под влиянием форм своей собственной речи.
Не сколько слов о связи лингвистики с естественными науками. Языковеды многим
обязаны представителям естественных наук - особенно физики и физиологии - в
том, что касается их технического оснащения. Фонетика, необходимая предпосылка
для точных методов исследования в лингвистике, немыслима без употребления в
акустику и физиологию органов речи. Лингвисты, которые интересуются в первую
очередь фактическими подробностями реального речевого поведения отдельной личности,
а не социализованными языковыми структурами, должны постоянно обращаться к помощи
естественных наук. Однако очень вероятно, что и накопленный в результате лингвистических
исследований опыт также может в значительной мере способствовать постановке
ряда собственно акустических или физиологических задач.
В общем и целом ясно, что интерес к языку в последнее время выходит за пределы
собственно лингвистических проблем. И это неизбежно, так как понимание языковых
механизмов необходимо как для изучения истории, так и для исследования человеческого
поведения. Можно только надеяться в этой связи, что лингвисты острее осознают
значение их предмета для науки в целом и не останутся в стороне, огораживаясь
традицией, которая грозит превратиться в схоластику, если не вдохнут в нее жизнь
занятия, выходящие за пределы изучения только формального устройства языка.
Каково же, наконец, место лингвистики в ряду других научных дисциплин? Является
ли она, как и биология, естественной наукой или все-таки гуманитарной? Мне представляется,
что имеются два обстоятельства, в силу которых существует явная тенденция рассматривать
языковые данные в контексте биологии. Во-первых, это тот очевидный факт, что
реальная техника языкового поведения приспособлена к весьма специфическим физиологическим
особенностям человека. Во-вторых, регулярность и стандартность языковых процессов
вызывает квазиромантическое ощущение контраста с абсолютно свободным и необусловленным
поведением человека, рассматриваемым с точки зрения культуры. Однако регулярность
звуковых изменений лишь на поверхностном уровне аналогична биологическому автоматизму.
Как раз потому, что язык является столь же строго социализированной частью культуры,
как и любая другая ее часть, но при этом он обнаруживает в своих основах и тенденциях
такую регулярность, какую привыкли наблюдать и описывать лишь представители
естественных наук, он имеет стратегическое значение для методологии общественных
наук. За внешней беспорядочностью социальных явлений скрывается регулярность
их конфигураций и тенденций, которая столь же реальна, как и регулярность физических
процессов в мире механики, хотя строгость ее бесконечно менее очевидна и должна
быть понята совсем по-другому. Язык - это в первую очередь продукт социального
и культурного развития, и воспринимать его следует именно с этой точки зрения.
Его регулярность и формальное развитие, безусловно, основываются на биологических
и психологических предпосылках. Но эта регулярность и неосознанный характер
основных языковых форм не превращают лингвистику в простой придаток биологии
или психологии. Языкознание лучше всех других социальных наук демонстрирует
своими фактами и методами, несомненно более легко устанавливаемыми, чем факты
и методы других дисциплин, имеющих дело с социологизированным поведением возможность
подлинно научного изучения общества, не подражая при этом методам и не принимая
на веру положений естественных наук. Особенно важно подчеркнуть. Что лингвисты
которых часто и справедливо обвиняют в неспособности выйти за пределы милых
их сердцу моделей основного предмета их исследований, должны осознать, какое
значение их наука может иметь для интерпретации человеческого поведения в целом.
Хотят они того или нет, им предется все больше и больше заниматься теми проблемами
антропологии, социологии и физиологии, которые вторгаются в область языка.