(Виноградов В.В. Избранные труды. История русского литературного языка. - М.,
1978. - С. 288-297)
Литературный язык - общий язык письменности того или иного народа, а иногда
нескольких народов - язык официально-деловых документов, школьного обучения,
письменно-бытового общения, науки, публицистики, художественной литературы,
всех проявлений культуры, выражающихся в словесной форме, чаще письменной, но
иногда и в устной. Вот почему различаются письменно-книжная и устно-разговорная
формы литературного языка, возникновение, соотношение и взаимодействие которых
подчинены определенным историческим закономерностям.
Трудно указать другое языковое явление, которое понималось бы столь различно,
как литературный язык. Одни убеждены в том, что литературный язык есть тот же
общенародный язык, только "отшлифованный" мастерами языка, т.е. писателями,
художниками слова; сторонники такого взгляда прежде всего имеют в виду литературный
язык нового времени и притом у народов с богатой художественной литературой.
Другие считают, что литературный язык есть язык письменности, язык книжный,
противостоящий живой речи, языку разговорному. Опорой такого понимания являются
литературные языки с давней письменностью (ср. свежий термин "новописьменные
языки"). Третьи полагают, что литературный язык есть язык, общезначимый
для данного народа, в отличие от диалекта и жаргона, не обладающими признаками
такой общезначимости. Сторонники такого взгляда иногда утверждают, что литературный
язык может существовать и в дописьменный период как язык народного словесно-поэтического
творчества или обычного права.
Наличие разных пониманий явления, обозначаемого термином "литературный
язык", свидетельствует о недостаточном раскрытии наукой специфики этого
явления, его места в общей системе языка, его функции, его общественной роли.
Между тем при всех различиях в понимании этого явления литературный язык есть
не подлежащая никакому сомнению языковая реальность. Литературный язык является
средством развития общественной жизни, материального и духовного прогресса данного
народа, орудием социальной борьбы, а также средством воспитания народных масс
и приобщения их к достижениям национальной культуры, науки и техники. Литературный
язык - всегда результат коллективной творческой деятельности.
Изучение литературного языка, как бы его ни понимать, влечет за собой изучение
таких явлений, как "диалекты", "жаргоны", с одной стороны,
"разговорный язык", "письменный язык" - с другой, языковой,
речевой и литературный "стиль" - с третьей. Исследование литературного
языка тесно связано и с изучением литературы, истории языка, истории культуры
данного народа. При некоторой исторической неопределенности понимания существа
литературного языка он является одним из самх действенных орудий просвещения
и соприкасается с задачами образования, школы. Все это свидетельствует о первостепенном
научном и практическом значении проблемы литературного языка.
Те общие закономерности и тенденции развития разных национальных литературных
языков, которые были определены в русской дореволюционной науке, с не очень
точным прикреплением их к разным этапам истории языка и народа, свидетельствовали
лишь об одном, что в средние века и в новое время литературные языки развивались
по-разному (ср., например, роль латинского языка в литературно-письменной раннесредневековой
культуре романских и германских народов; литературные функции французского языка
в Англии до начала XIV в.; славяно-сербский язык у сербов XVIII - начала XIX
в. и народную реформу Вука Караджича; взаимодействие польского, чешского языков
и латыни в XVI в.; постепенный упадок польского литературного языка с середины
XVII в. до середины XVIII в. и эпоху национального возрождения польского литературного
языка со второй половины XVIII в. и т.д.). Однако ни социально-исторические
основы, ни точные границы периодизации, ни ясные формулировки закономерностей
этого языкового процесса до 30-40-х гг. XX в., когда советская наука о литературном
языке освоила марксистскую теорию развития разных общественных явлений, не были
найдены и определены. Болгарский академик Влад. Георгиев считает, что периодизация
истории языка должна опираться не только на экстралингвистические факторы, но
и на внутренние законы языкового развития.
Едва ли можно из истории литературного языка исключить своеобразие социально-исторических
и культурно-общественных условий развития тех или иных народов. В сб. "Вопросы
советской науки". Проблема образования и развития литературных языков"
(М., 1957) в кратком обобщенном виде были изложены достижения советской науки
в этом направлении. Был выдвинут тезис не только о необходимости исторического
подхода к проблеме литературного языка и закономерностей его развития, но и
об обязательности усиленного внимания к истории литературного языка самой давней
письменной традиции. В ряду языков с очень давней письменной традицией на первое
место должны быть поставлены языки тех народов, история которых - причем именно
как народов культурных - начинается с глубокой древности и непрерывно тянется
до наших дней. Непрерывно развивающейся до нашего времени литературной историей
обладают языки некоторых народов Индии и язык китайского народа; длительную
историю имеют греческий, персидский, армянский, грузинский языки. Далее следуют
языки народов, историческая жизнь которых началась со вступлением культурного
человечества в полосу, именуемую "средними веками": языки романских,
германских, славянских, тюркских, монгольских народов; языки тибетский, аннамский,
японский. В истории каждого из этих литературных языков есть свое историческое
своеобразие, особенно в процессе перехода от "старого" языка к "новому",
в социальной борьбе вокруг литературного языка при выдвижении нового и отставании
старого.
Среди общих закономерностей развития литературных языков народов Запада и
Востока отмечается важная закономерность, характерная для эпохи феодализма,
предшествующей образованию национально-литературных языков, - это употребление
в качестве письменного литературного языка не своего, а чужого языка. В эту
эпоху границы литературного языка и народности не совпадают. Литературным языком
у иранских и тюркских народов долгое время считался классический арабский язык;
у японцев и корейцев - класический китайский; у германских и западнославянских
народов - латинский; у южных и восточных славян - язык старославянский (древнеболгарский),
в Прибалтике и Чехии - немецкий. Письменно-литературный язык мог быть при этом
языком совершенно иной системы (китайский для корейцев и японцев), мог быть
языком той же системы (латинский язык для германских народов), мог быть, наконец,
не только языком той же системы, но и языком чрезвычайно близким, родственным
(латинский для романских народов, старославянский для южных и восточных славян).
Вторая закономерность, вытекающая из первой, - это различия, связанные с историческим
своеобразием использования в отдельных странах (например, славянских) чужого
языка (например, применительно к западнославянским народам: к польскому - латинского,
к чешскому - латинского и немецкого, к южнославянским и восточнославянским народам
- старославянского языка, хотя бы и родственного), и различия в общественных
функциях, сферах применения и степени народности письменных литературных языков.
В конкретно-историческом воплощении этой закономерности наблюдается значительное
своеобразие, обусловленное культурно-историческими и социально-политическими
условиями развития отдельных славянских народов (например, чешского в раннем
и позднем средневековье).
Третья закономерность развития литературных языков, определяющая различие
их качеств и свойств в донациональную и национальную эпохи, состоит в характере
отношения и соотношения литературного языка и народно-разговорных диалектов,
а в связи с этим - в структуре и степени нормализации литературного языка. Так,
письменная речь в древнейшие эпохи у европейских народов в разной степени насыщена
диалектизмами. Сравнительное изучение деловых текстов с произведениями художественной
литературы поможет распознать и сочетать отдельные диалектные черты, которые
легли в основу литературных норм.
Четвертая закономерность связана с процессами нормализации общелитературного
языка, базирующегося на народной основе, и с отношением его к старой литературно-языковой
традиции. К концу феодального периода (в одних государствах с XIV - XV вв.,
в других с XVI - XVII вв.) народный язык в разных европейских странах в той
или иной степени вытесняет чужие языки из многих функциональных сфер общения.
Так, королевская канцелярия в Париже пользуется французским языком в отдельных
документах уже во втроой половине XIII в., но окончательный переход на французский
язык совершается здесь на протяжении XIV в. Латинский язык в конце XVI - начале
XVII в. постепенно теряет в Польше функции делового и административного языка.
Единство национальных литературных норм складывается в эпоху формирования
и развития нации чаще всего сначала в письменной разновидности литературного
языка, но иногда параллельно и в разговорной, и в письменной его форме. Характерно,
что в Русском государстве XVI - XVII вв. идет усиленная работа по упорядочению
и канонизации норм государственного делового приказного языка параллельно с
формированием единых норм общего разговорного московского языка. Тот же процесс
наблюдается и в других славянских языках. Для болгарского и сербского языков
этот синтетический процесс менее характерен, так как в Болгарии и Сербии не
было благоприятных условий для развития на народной основе своего делового государственного
и канцелярского языка. Примером славянских национальных литературных языков,
сохранивших связь с древним (письменным) литературным языком, могут служить
прежде всего русский, затем польский и в известной мере чешский. Национальные
языки, ставшие на путь разрыва (в разной степени решительного) со старой письменно-литературной
традицией, - это сербо-хорватский, отчасти украинский. Наконец, есть славянские
языки, развитие которых в качестве литературных языков было прервано, и потому
возникновение соответствующих национальных литературных языков (более позднее,
чем у древнеславянских народов) привело также к разрыву со старописьменной (или
более поздней) традицией, - это белорусский, македонский.
С историей литературного языка средневековья неразрывно связан вопрос о специфических
для данного народа условиях и исторических закономерностях образования национального
литературного языка. Одной из спорных проблем является проблема исторических
законов постепенного формирования и закрепления элементов национальных литературных
языков в эпоху существования и развития народностей. Высказывались различные
взгляды на самый характер и способ создания системы национального языка. Одни
языковеды и историки подчеркивали, что базой образования национального литературного
языка является постепенное складывание общенародного разговорного языка; другие,
наоборот, утверждают, что национальный язык прежде всего определяется и кристаллируется
в сфере письменного языка; третьи доказывают внутреннюю связь и структурную
согласованность объединенных процессов в сфере письменно-литературных и народно-разговорных
языков.
Пятая закономерность развития литературных языков в разные периоды их истории
- это сложные стилистические взаимоотношения между разными системами выражения
при становлении общенациональной нормы литературного языка. Например, сложная
проблема теории трех стилей во французском языке XVI - XVII вв. и в русском
литературном языке XVIII - начала XIX в. Та же в основном проблематика возникает
по отношению к болгарскому и отчасти сербскому литературному языку XIX в., по
отношению к старочешскому книжному и разговорному языку в истории чешского языка
начала XIX в.
Разумеется, этими общими историческими закономерностями не исчерпываются различия
в характеристических и типологических свойствах разных периодов разыития литературных
языков Запада (в том числе и славянских) и Востока. "Очень мало изучена
история изменений стилей языка. Нет последовательной разносторонней характеристики
стилей литературного языка в разные эпохи, не вскрыты основные тенденции и закономерности
процессов формирования и преобразования этих стилей. Очень сложен и запутан
вопрос о соотношении литературных жанров и стилей языка" (сб. "Вопросы
советской науки...", 1957, вып. 15, стр. 16). Между тем многие лингвисты
считают развитие и осложнение системы стилей одним из основных признаков исторического
движения и периодизации литературных языков.
Многочисленные исследования советских ученых посвящены общетеоретическим и
конкретно-историческим вопросам образования разных национальных литературных
языков: специфике функций языка нации по сравнению с языком народности, точному
содержанию самого понятия "национальный язык" в его соотнесении с
такими категориями, как "литературный язык", "литературная норма",
"общенациональная норма", "территориальный диалект", "культурный
диалект", "интердиалект", разговорно-литературная форма национального
языка и т.п. Для определения различий в закономерностях формирования и развития
национальных литературных языков привлекались языки с разнотипными традициями,
находящиеся на разных ступенях развития, оформившиеся в разных исторических
условиях. Очень мало материала извлекалось из истории славянских литературных
языков. Между тем выяснилось, что литературный язык в разные периоды развития
языка народа занимает в его системе разное место. В ранние периоды образования
буржуазных наций литературным языком владеют ограниченные социальные группировки,
основная же масса сельского, а также городского населения использует диалект,
полудиалект и городское просторечие; тем самым национальный язык, если считать
его ядром литературного языка, оказался бы принадлежностью лишь части нации.
Только в эпоху существования развитых национальных языков, особенно в социалистическом
обществе, литературный язык как высший нормированный тип общенародного языка
постепенно вытесняет диалекты и интердиалекты и становится как в устном, так
и в письменном общении выразителем подлинной общенациональной нормы.
Основным признаком развития национального языка, в отличие от языка народности,
является наличие единого, общего для всей нации и охватывающего все сферы общения
нормированного литературного языка, сложившегося на народной основе; поэтому
изучение процесса укрепления и развития общенациональной литературной нормы
становится одной из главных задач истории национального литературного языка.
Средневековый литературный язык и новый литературный язык, связанный с формированием
нации, различны по своему отношению к народной речи, по диапазону своего действия
и, следовательно, по степени общественного значения, а также по согласованности
и сплоченности своей нормативной системы и по характеру ее стилистического варьирования.
Наблюдения над диалектной базой или диалектными процессами образования некоторых
языков, например французского, испанского, голландского, а из славянских - русского,
польского и отчасти болгарского языков, приводит к установлению таких закономерностей:
"... В становлении литературной нормы данного языка могут участвовать не
только тот диалект или те диалекты, из которых она в процессе их интеграции
непосредственно вырастает, но косвенно, через традицию литературного языка более
раннего периода, и другие диалекты, входящие в состав данного национального
языка. К этому сложному процессу в целом, при учете всего его конкретного своеобразия,
как нельзя более применимо понятие концентрации диалектов, в результате
которой и формируется единая литературная норма национального языка в ее письменной
и устной формах, подчиняющая себе все многообразие территориальных диалектов"
(С.А. Миронов. Диалектная основа литературной нормы нидерландского национального
языка, в сб. "Вопросы формирования и развития национальных языков",
1960, стр. 64).
Становление норм разговорной формы национального литературного языка - сложный
и длительный процесс. Позднее всего устанавливаются орфоэпические произносительные
нормы. Нормы общей национальной разговорно-литературной речи складываются в
связи (и обычно в тесном взаимодействии) с нормами литературно-письменного национального
языка. Тенденция к их внутреннему единству при наличии существенных структурных
различий - одна из важных закономерностей развития национальных литературных
языков, резко отличающая их от круга соотносительных языковых явлений донациональной
эпохи. В некоторых социально-исторических условиях этот процесс формирования
разговорного литературного языка бывает осложнен дополнительными факторами,
например разговорный чешский литературный язык в течение XVII и XVIII вв. был
почти совершенно вытеснен из обиходной речи образованных слоев населения немецким
языком (разговорная чешская речь жила лишь в диалектных разновидностях в деревне).
Только в последние десятилетия XVIII в. чешский литературный язык начинает возрождаться
и притом только как письменный язык с рядом архаических для того времени и чуждых
бытовой речи народа явлений. Это противоречие между официальной нормой литературного
языка и чувством живого языка тормозило образование разговорной формы национального
литературного языка. В устном общении и среди интеллигенции часто употреблялись
интердиалекты (особенно региональная форма нелитературного языка в области Чехии
- obecna cestina) и остатки старых диалектов или смешанная речь, в которой сталкивались
литературные и нелитературные элементы. Лишь за последнее столетие в основном
образовался новый разговорный чешский литературный язык.
Если средневековый литературный язык использовался сравнительно ограниченными
общественными слоями и только в письменной разновидности, то национальный литературный
язык приобретает значение, приближающееся к всенародному, и применяется как
в письменном, так и в устном общении.
В истории литературного языка особенно резко выступает различие двух аспектов
развития языка - функционального и структурного. Функции литературного языка
в донациональную эпоху могут быть распределены между двумя и даже больше языками
(ср., например, старославянский и народные языки у восточных и южных славян,
латинский язык у германских и западнославянских народов и другие подобные явления,
у тюркских народов с арабским языком и т.д.). Самый характер распределения функций
обусловлен социально-историческими причинами. Характерны в этом отношении различия
между старославянским и латинским языками в степени охвата разных сфер функционально-общественной
речевой деятельности (например, в сфере права и юрисдикции). Принцип "поливалентности"
как один из признаков литературного языка исторически обусловлен. Его содержание
и границы определяются билингвизмом (двуязычием) донациональной эпохи и непрерывностью
развития у какого-либо народа своей собственной народно-языковой литературной
традиции.
Закономерности структурного развития разных типов письменно-книжных языков
различны в донациональную эпоху. "Чужой язык" (например, старославянский
у славянских народов и у румын, латинский в западнославянских и германских странах)
в качестве литературного языка в большей степени подчинен внешним факторам,
чем внутренним законам своего развития. Одни и те же памятники церковнославянской
письменности и книжно-славянского языка, например в истории древнерусской литературы,
переписываются - с некоторыми грамматическими и лексическими изменениями - с
XIII до XVII в. и сохраняют свою актуальность.
Очень интересны вопросы билингвизма в его разных конкретно-исторических формах,
важные для изучения развития литературного языка в период позднего средневековья
(см. наблюдения К. Баквиса в работе: Backvis C. Quelques remarques sur
le bilinguisme latino-polonais dans la Pologne du seizieme siecle, 1958).
В процессе формирования отдельных национальных родственных литературных языков
рельефно выступает своеобразный принцип или закон "взаимопомощи".
Например, известна роль русского языка в образовании болгарского национального
литературного языка, роль украинского, польского и русского языка в формировании
белорусского языка, роль чешского в становлении польского национального литературного
языка. При этом результаты влияния русского, украинского и польского языков
ничуть не ослабили национальную специфику белорусского литературного языка,
наоборот в процессе контактов с этими языками активизировались его внутренние
ресурсы и более осознанно определились национальные нормы мышления.
В период развития национальных славянских литературных языков существенно
изменяется роль отдельных языков как источника их влияния на другие. Можно считать,
что литературный язык никогда не совпадает со своей диалектной основой, даже
если этот диалектный источник литературного формирования является главным или
претендует на основную роль. Литературный язык всегда в идеале рассчитан на
общее или общенародное употребление. Отсюда развивавется принцип генерализации
форм и категорий, даже если их истоки - местные, локальные.
В развитии народных языков наблюдаются некоторые общие закономерности в преднациональную
эпоху в движении от интердиалектных форм (обычно устных) до национального литературного
языка нового времени. Образуются так наз. культурные диалекты, которые ложатся
в основу литературно-письменной традиции и оказывают большое влияние на формирование
и развитие национального литературного языка.
Язык, положенный Вуком Караджичем в основу сербского литературного языка,
- не столько, как принято считать, герцеговинский диалект, сколько обработанное
им поэтическое койне сербских народных песен. По своей социальной природе койне
было в основном городским, связанным с каким-либо крупным торговым центром (или
рядом центров), его роль возрастала с ростом государственности, городов и торговли,
была особенно значительна в начальный период формирования славянских национальных
литературных языков, в период их зарождения и затем постепенно ослабевала, сходя
почти на нет.
В основе национального языка обыкновенно лежит смешанный по своему происхождению
диалект (вернее, концентрат или синтез диалектов) главного экономического, политического
и культурного центра (ядра) национального государства - язык Лондона, Парижа,
Мадрида, Москвы и т.п. Между диалектами и формирующимся национальным литературным
языком - сложная цепь взаимоотношений. Возможны переходные ступени и интердиалекты,
полудиалекты, разговорное междиалектное койне. Одной из специфических особенностей
развития литературных языков в национальную эпоху являются своеобразные, разнотипные
в социально-исторических условиях разных стран процессы формирования общенациональной
разговорной формы литературной речи. В донациональную эпоху общественно-разговорная
речь нормируется слабо или вовсе не нормируется. В это время наблюдается больше
всего процесс вытеснения одних диалектно-речевых систем другими, процесс создания
так называемых интердиалектов. Разговорная речи донациональной эпохи, даже если
она не носит узко диалектного характера (например, в Германии, Польше, отчасти
в Чехии и Словакии), не может быть названа литературной.
Основными признаками национального литературного языка являются его тенденция
к всенародности или общенародности и нормативность. Понятие нормы - центральное
в определении национального литературного языка (как в его письменной, так и
в разговорной форме). По этому признаку литературно-разговорная форма национального
языка нового времени резко отличается от разговорного койне преднационального
периода. На основе объединения диалектов, интердиалектов разговорного койне
под регулирующим влиянием национального письменного литературного языка формируется
общая разговорно-литературная форма национальной речи (ср. развитие национальных
литературных языков стран арабского Востока). Необходимо также учитывать социально-политические
условия развития самой нации. Так, украинский литературный язык второй половины
XIX - начала XX в. не был единым на всей территории расселения украинской нации,
расчлененной между Россией и Австро-Венгрией: в основе языка восточноукраинских
и западноукраинских писателей лежали различные диалектные базы и различные языковые
и литературные традиции. Отсюда - отсутствие единых общеобязательных норм украинского
национального литературного языка в эту эпоху.
Так называемая поливалентность национального литературного языка, т.е.
степень охвата им разных областей общественно-речевой практики, во многом зависит
от специфики социально-исторических условий его развития. Так, украинский национальный
литературный язык сначала развивается и закрпляется преимущественно в художественной
литературе (творчество И. Котляревского, Г. Квитки-Основьяненко, П.П. Гулака-Артемовского,
Е. Гребенки, ранние произведения Т. Шевченко), потом распространяется на жанры
публицистической и научной прозы и лишь впоследствии - на разновидности прозы
официально-документальной и производственно-технической. Близкие процессы наблюдаются
в истории образования белорусского национального литературного языка.
Вопрос о роли художественной литературы и связанной с ней языковой традиции
при формировании национального литературного языка очень сложен и, несмотря
на наличие общих тенденций, обнаруживает своеобразные индивидуально-исторические
формы решения и воплощения в истории отдельных литературных языков. Нередко
литература на языке данной нации возникает лишь после создания национального
литературного языка. В истории славянских литературных языков так обстоит дело
с македонским, словацким, отчасти с сербским языками, когда Вук Караджич провозгласил
литературным языком язык фольклора и собрал для этой цели целый корпус народных
песен и сказок. Однако при формировании единого сербо-хорватского языка значительную
роль сыграло (особенно для хорватов) наследие богатой дубровницкой литературы,
пользовавшейся в основном в более поздний период штокавским диалектом. К языку
Яна Гуса и Кралицкой библии обращались создатели чешского национального литературного
языка. Язык произведений М. Рея (1505 - 1569) и Я. Кохановского (1530 - 1584)
был во многом образцом при нормировании польского литературного языка XIX в.
Только по отношению к национальному литературному языку может быть выдвинут
тезис об организующей и формирующей роли отдельных индивидуальностей (например,
А.С. Пушкин в истории русского национального литературного языка, Вук Караджич
- сербского языка, Христо Ботев - болгарского языка, А. Мицкевич - польского
и т.д.). Английский лингвист Р. Оти в своих историко-славистических работах
доказывает, что в сфере литературного языка изменения могут быть результатом
деятельности отдельных лиц или учреждений (грамматистов, писателей, академий,
даже политических деятелей), однако решающую роль и здесь играет общество в
целом. A priori можно предположить, что индивидуальное влияние было доминирующим
в формировании многочисленных литературных языков, которые появились в течение
последних двух столетий. систематическое исследование таких языков, однако,
только начинается.
Вопрос о соотношении и взаимодействии стилей литературного языка и языка художественной
литературы, особенно в новый период, еще не получил всестороннего разрешения.
Роль художественной литературы в развитии общей литературной речи по отношению
к литературному языку Запада и Востока в XVIII - XX вв. считается особенно значительной.
Так, в науке о русском литературном языке и русской литературе в советскую эпоху
был выдвинут вопрос о соотношении и взаимодействии систем литературного языка
с присущими ему стилями и языка художественной литературы со специфическими
формами ее стилей - жанровых и индивидуальных - в эпоху формирования национального
языка и литературы с конца XVII в. и особенно со второй половины XVIII в. Различие
в степени индивидуализации стилей художественной литературы и, соответственно,
объема и характера индивидуального речетворчества в рамках поэтической традиции
разных эпох определяют до некоторой степени выбор и оценку словесно-художественных
памятников как источников истории литературного языка.
Особое и своеобразное место в ряду проблем и задач изучения развития национальных
литературных языков занимает вопрос о наличии или отсутствии локальных (областных)
литературных языков (например, в истории Германии или Италии). Восточнославянские
современные национальные литературные языки так же, как и западнославянские
(в принципе), не знают этого явления. Болгарские, македонские и словенские языки
также не пользуются своими литературно-областными разновидностями. Но сербо-хорватский
язык разделяет свои функции с областными чакавским и кайкавским литературными
языками. Специфика этого явления заключается в том, что "областные"
литературные языки функционируют только в сфере художественной литературы и
то преимущественно в поэзии. Многие поэты "двуязычны", они пишут на
общелитературном - штокавском, и на одном из "областных" - кайкавском
или чакавском (М. Крлежа, Т. Уевич, М. Франичевич, В. Назор и др.).
Для национального литературного языка и его развития типична тенденция к функционированию
в разных сферах народно-культурной и государственной жизни - как в устном, так
и в письменном общении - в качестве единого и единственного. Эта тенденция с
не меньшей силой и остротой дает себя знать в формировании и функционировании
языков социалистических наций, где процессы языкового развития протекают очень
стремительно. Обычно разрыв между письменно-книжной и народно-разговорной разновидностями
литературного языка выступает как препятствие к развитию единой национальной
культуры на пути прогресса народа в целом (ср. современное положение в странах
арабского востока, Латинской Америки). Тем не менее в некоторых странах формирование
и развитие национального литературного языка еще не освободило народ от двух
его вариантов (например, в Норвегии, Албании, Армении), хотя и здесь тенденция
к единству национальных литературных языков все усиливается. Общей чертой развития
национальных языков является проникновение литературной нормы во все сферы и
формы общения, речевой практики. Национальный литературный язык, все более вытесняя
диалекты и ассимилируя их, постепенно приобретает общенародное значение и распространение.