(Русская и сопоставительная филология: Лингвокультурологический аспект. - Казань,
2004. - С. 63-67)
Существование и функционирование русского языка в российском сегменте Интернета,
безусловно, заслуживает и требует особого внимания. Хотя эта тема является во
всех отношениях новой, однако уже сейчас становится понятно, что в ближайшее
время она займет существенное место в языковедческих исследованиях.
Неоспоримым фактом является то, что Интернет сегодня - это самый колоссальный
источник информации, который знало человечество. Но его возможности, такие,
как оперативность, быстрота и доступность связи между пользователями на дальних
и близких расстояниях, позволяют использовать Интернет не только как инструмент
для познания, но и как инструмент для общения.
Можно выделить некоторые предположения об особенностях общения через Интернет:
1. Анонимность. Несмотря на то, что иногда возможно получить некоторые сведения
анкетного характера и даже фотографию собеседника, они недостаточны для реального
и адекватного восприятия личности. Кроме того, наблюдается укрывание или презентация
ложных сведений. Вследствие подобной анонимности и безнаказанности в сети проявляется
и другая особенность, связанная со снижением психологического и социального
риска в процессе общения - аффективная раскрепощенность, ненормативность и некоторая
безответственность участников общения. Человек в сети может проявлять и проявляет
большую свободу высказываний и поступков (вплоть до оскорблений, нецензурных
выражений, сексуальных домогательств), так как риск разоблачения и личной отрицательной
оценки окружающими минимален.
2. Своеобразие протекания процессов межличностного восприятия в условиях отсутствия
невербальной информации. Как правило, сильное влияние на представление о собеседнике
имеют механизмы стереотипизации и идентификации, а также установка как ожидание
желаемых качеств в партнере.
3. Добровольность и желательность контактов. Пользователь добровольно завязывает
контакты или уходит от них, а также может прервать их в любой момент.
4. Затрудненность эмоционального компонента общения, в то же время стойкое
стремление к эмоциональному наполнению текста, которое выражается в создании
специальных значков для обозначения эмоций или в описании эмоций словами (в
скобках после основного текста послания).
5. Стремление к нетипичному, ненормативному поведению. Зачастую пользователи
презентируют себя с иной стороны, чем в условиях реальной социальной нормы,
проигрывают не реализуемые в деятельности вне сети роли, сценарии ненормативного
поведения.
Причинами обращения к Интернету как инструменту общения могут быть:
1. Недостаточное насыщение общением в реальных контактах. В подобных случаях
пользователи быстро теряют интерес к интернет-общению, если появляются возможности
для удовлетворения соответствующих потребностей в реальной жизни.
2. Возможность реализации качеств личности, проигрывания ролей, переживания
эмоций, по тем или иным причинам фрустрированных в реальной жизни. Подобная
возможность обусловлена вышеперечисленными особенностями общения посредством
сети - анонимностью, нежесткой нормативностью, своеобразием процесса восприятия
человека человеком. Желанием переживания тех или иных эмоций объясняется, вероятно,
и стремление к эмоциональному наполнению текста.
Сегодня по сути дела возникла новая форма языкового взаимодействия - письменная
разговорная речь. Русский язык существует в Интернете в основном в письменном
варианте, но в условиях интерактивной сетевой коммуникации темп речи приближен
к устной её разновидности.
Основная проблема, препятствующая общению в чате - это крайняя скудость средств,
имеющихся в вашем распоряжении. Первое, что лежит на поверхности и сразу бросается
в глаза - "растворенная телесность", - отсутствие тела как такового.
В результате чего люди не могут быть представлены друг другу иначе, чем через
тексты и только лишь через тексты. В пределе текст и человек, родивший его,
становятся тождественными, ведь ничего нет кроме текста. В реальности не виртуальной
в коммуникации всегда участвует и тело, создающее свой собственный текст, который,
накладываясь на Слово, и создает образ человека.
Обитатели чатов практически полностью лишены вспомогательных (паралингвистических)
средств: тембра речи, акцентирования части высказывания, эмоциональной окраски,
тембра голоса, его силы, дикции, жестов и мимики. Отсюда надежность речевого
общения становится крайне низкой, ведь, по мнению психологов, при обычной коммуникации
в акте общения невербальная коммуникация определяет до 55% результата.
Столь глобальная нехватка не могла не быть определенным образом компенсирована,
поэтому общение в чате все-таки не обходится без телесности. В первую очередь
был определенным образом компенсирован "эмоциональный дефицит" путем
введения в виртуальный дискурс суррогатных, частично типизированных эмоциональных
реакций - "смайликов" (от английского "smile" - "улыбка"),
которые получили чрезвычайно широкое распространение.
Однако это все-таки именно суррогат эмоциональных реакций. Многократно предпринимались
попытки присвоить и закрепить обозначение определенных эмоциональных состояний
за определенными смайликами, однако все они оказались безуспешными. Фактически
на сегодняшний день смайлики только информируют об эмоционально окрашенном отношении
автора к тексту, просто передавая направленность и степень его эмоций (причем
вид смайлика никакого значения не имеет). Как мы видим, эмоциональная палитра
весьма бедна. Многие создатели чатов осознанно или интуитивно пытаются решить
эту проблему (к примеру, в чате "Беседы в песочнице" в распоряжении
посетителей набор нарисованных рожиц, которыми они могут иллюстрировать свои
реплики), однако по-настоящему удачных решений пока не встречалось.
Помимо "смайликов" для компенсации тембра и акцентирования части
высказывания в виртуальном общении используется так называемый "капс"
(от английского "Caps Lock" - блокировка верхнего регистра клавиатуры;
написание фразы или части ее ЗАГЛАВНЫМИ БУКВАМИ), который повсеместно в Сети
трактуется как повышение голоса.
Недостаточность или невозможность передачи в Интернете цвета, звука, движения
заменяется вербальными и знаковыми аналогами - большим количеством восклицательных
знаков, "традиционно русской лексикой" (чаще всего передаваемой латиницей),
средствами из других речевых жанров. Это прежде всего характерно для фатического
общения, хотя уже сегодня можно с уверенностью сказать, что границы между жанрами
в Интернете более подвижны, чем в реальном мире.
Новый мир и новый стиль жизни в этом мире требует и новых языковых средств
коммуникации либо трансформации старых. Сленг, выработанный пользователями Интернета,
переходит в общеупотребительную лексику, возрождение эпистолярного жанра в виде
электронной переписки также имеет свою языковую специфику, игровые условия виртуального
пространства способствуют приближению коммуникации к игре, что на уровне языка
проявляется в тяготении к манере устной разговорной речи на самом серьезном
сайте, с появлением Интернета существенно меняется судьба текста в обществе,
так как в интернет-сообществе человек-образ равен тексту, что особенно ярко
проявляется в чатах, где реализуется базовое стремление человека к творческому
самовыражению. Благодаря Интернету интенсивно стала развиваться интертекстуальность
текста, а гипертекст, по сути, - это новый способ мышления в языковом отражении.
Изменение сознания личности в Интернете, формирование нового, сетевого образа
жизни и мышления существенно влияет на языковую ситуацию. Вполне возможно, что
речь идет о формировании нового стиля в русском языке - о стиле интернет-общения
- который не только является специфической особенностью интернет-сообщества,
но и серьезно влияет на речевое поведение всего общества в целом.
Основным новшеством виртуальной реальности является изменение условий для
взаимодействия людей, в том числе, и на языковом уровне. Порожденное внешней
реальностью, интернет-пространство может существовать только при условии активной
человеческой деятельности по его созданию и развитию. Оно само по себе является
ничем иным, как реальным, живым, человеческим мышлением, воплощенным в виде
текста в его новом обличье, совмещающем в себе не только словесное высказывание,
но и цвет, звук, графику и анимацию.
В лингвистическом аспекте речь идет о новом явлении в текстологии - гипертексте,
по принципу которого организовано все языковое пространство Интернета. Гипертекст
способен к многочисленной трансформации, передвижке, к интерпретации его содержания
многими способами. Гиперссылки обеспечивают возможность структуировать информацию
?ломтями?, связанными и в то же время относительно независимыми друг от друга.
Вариантность развития сюжета позволяет привлекать к активному созданию и развитию
текста всех участников коммуникации.
В виртуальном мире личность надевает маску, которая облегчает процесс коммуникации,
снимает психологические барьеры, высвобождает творческое "я". Уникальные
возможности для самовыражения дают такие интерактивные формы общения в Интернете,
как всевозможные чаты, форумы, разновидности электронной почты, телеконференции
и т.д. Их сиюминутность также облегчает коммуникацию, снимая груз ответственности
за долгосрочность последствий.
Интернет активизирует внимание пользователей к тем языковым средствам, которыми
он пользуется. Кроме того, виртуальные личности становятся творцами новых вербальных
и невербальных средств высказывания и общения, творят не только само виртуальное
пространство, но и язык, на котором этот социум общается.
Виртуальные личности могут сообщаться друг с другом только посредством письменных
текстов, которые создаются в условиях режима реального времени и подвержены
влиянию спонтанной устной разговорной речи. Так, текст и личность в виртуальной
реальности становятся равнозначны, следовательно, значение письменно произносимого
текста сильно возрастает. Потребность в научном осмыслении данного лингвистического
факта привела к возникновению нового термина: "письменное произношение".
Причем функцию интонационных конструкций в таком случае принимают на себя так
называемые смайлики, которые помогают собеседнику выразить экспрессивно-эмоциональную
окраску высказываний.
Язык становится не только средством общения, но и средством создания виртуальной
реальности, так как искусственные языки программирования являются лишь технологическим
средством, благодаря которому Интернет работает, а подлинным языком виртуального
сообщества оказываются естественные языки аудитории пользователей.
Существенность данной проблемы доказывает тот факт, что в разных странах ученые
наблюдают и исследуют схожие процессы, происходящие в естественных национальных
языках, на которых общаются пользователи Интернета. Например, даже в Англии,
где нет ситуации заимствования интернет-терминологии из чужого языка, ученые
пришли к необходимости выделения и изучения нового функционального стиля "Веблиш"
("Web" + "English"), который энергично распространяется
в среде пользователей Интернета, охватывая все более широкие слои массовой аудитории.
Несмотря на то, что далеко не все формы общения в Интернете предполагают маски
для его участников, тем не менее, тенденция демократичности и упрощения проникает
даже в деловые бумаги, создаваемые и существующие в формате онлайн, значительно
облегчая официальные стандарты деловой переписки. Причем ситуация максимального
сближения речевого интернет-стиля с традициями разговорного стиля вообще повышает
степень доверия к высказыванию, что крайне важно при осуществлении деловых контактов.
В то же время раскрепощение личности в Интернете, ликвидация психологических
барьеров, смещение акцента с результата, то есть с потребления текстов, на сотворческий
процесс их созидания несомненно вызовет волну языкового творчества, нового отношения
к русскому языку, не только как к средству, так сказать, производства, но и
как к форме выражения собственных творческих способностей.
Вообще именно Интернет оказался в России той лакмусовой бумажкой, которая
вскрыла истинную ситуацию с языковой грамотностью массовой аудитории. Известно,
что наработанность грамматических навыков и орфоэпических умений проверяется
именно в спонтанной речи. До появления Интернета спонтанная речь проявлялась,
прежде всего, в своей устной форме, которая была одномоментной. В Интернете
спонтанная разговорная устная речь неизбежно должна быть зафиксирована в письменной
(а точнее, в печатной) форме. Следовательно, все речевые и языковые ошибки также
фиксируются на письме. Формула "личность=текст или личность=язык"
становится в Интернете аксиомой, так как все речевые индивидуальные особенности
оказываются на виду в буквальном смысле слова.
Гипертекст - суть новый способ мышления в языковом отражении. И вновь в рунете
интертекстуальность особенно востребована, так как многозначностью характеризуется
не только русскоязычная интонация, но и, прежде всего, лексика и синтаксис в
русском языке. Следовательно, гипертекст в рунете, помимо своей углубленной
познавательной функции, обладает способностью передавать богатые смысловые оттенки
того или иного интернет-высказывания.
Изменение сознания личности в Интернете, формирование нового, сетевого образа
жизни и мышления, что констатируется многими российскими и зарубежными учеными,
существенно влияет на языковую ситуацию и требует серьезных лингвистических
исследований. Вполне возможно, что речь идет о формировании нового стиля в русском
языке - о стиле интернет-общения, отличительными признаками которого являются
письменное произношение, гиперинтертекстуальность и запечатленная разговорность.
При этом качественно новым признаком стиля также будет являться его спонтанность,
несмотря на письменное воспроизведение.