(Наука. Университет. 2005. Материалы шестой научной конференции. - Новосибирск,
2005. - С. 86-89)
Одним из концептов, наиболее значимых в картине мира русских, имеющих длительную
историю и вбирающих в себя большой объем знаний носителей русского языка, является
концепт 'Огонь'. Доказательствами этого являются, во-первых, широкозначность
лексемы огонь: на основании данных разных толковых словарей выделено 10 ЛСВ,
находящихся между собой в отношениях метафорического и метонимического переноса
и образующих четырехуровневую модель семантической структуры лексемы; во-вторых,
наличие многочисленных словообразовательных дериватов (особенно в русских говорах),
активно употребляющихся как самостоятельно, так и в составе фразеологизмов и
пословиц в разных сферах общения: художественной, разговорно-литературной, диалектной
речи; в-третьих, наличие у лексемы огонь синонимов пожар, костер,
пламя, также репрезентирующих данный концепт и широко употребляющихся в
разных сферах общения наряду со словообразовательными дериватами этой лексемы.
Образ 'огонь' входит в различные концептосферы, связанные с природой,
философией, религией, бытом русского человека.
Лексема огонь репрезентирует данный концепт как мыслительную структуру,
которая концентрирует знания о соответствующем денотате, но сущность этой структуры
не сводится только к значению слова огонь. Этот концепт имеет многочисленные
добавочные смыслы, связанные с различными знаниями и ассоциациями человека.
Цель нашего исследования - выявление всех добавочных смыслов, их классификация
и определение места каждого смысла в системе концепта 'Огонь'. Эти смыслы
раскрываются через семы, выделяемые с помощью компонентного анализа в составе
всех лексических значений лексемы огонь.
На основе анализа дефиниций лексических значений лексемы огонь толковых
словарей, а также анализа словообразовательных дериватов, фразеологизмов, употребления
ЛСВ лексемы огонь в художественных текстах, выделено поле сем лексемы. Оно включает
57 сем, 34 из которых выделены в составе основного ЛСВ, 7 - в составе переносных
значений, 11 - в составе словообразовательных дериватов лексемы огонь
и 5 эксплицируются в различных употреблениях лексемы огонь в художественных
текстах.
Все эти семы описывают образ огня в ментальном пространстве русских с разных
точек зрения, на основании чего мы выделили 11 групп сем, вписывающих концепт
'Огонь' в разные концептосферы: это концептосферы "Мир природы",
"Быт человека", "Социальный мир человека" и "Эмоциональное
состояние человека".
I. С концептосферой "Мир природы" концепт 'Огонь' соотносят
следующие семы:
1. Вписывающие огонь в тот или иной класс: 'стихия' (4 стихии: огонь, вода,
земля, воздух), 'природное явление' (стихия - явления природы, обладающие часто
разрушительной силой - БАС), 'вещество' (огонь - раскаленные светящиеся газы,
где газы - общее название горючих газообразных или парообразных веществ - БАС).
2. Характеризующие внешний облик огня, отражающие зрительное, чувственное
его восприятие: 'свет' (раскаленные светящиеся газы вокруг горящего предмета
- РТС), 'блеск' (блестеть огнем БАС), 'яркость' (полыхать огнем - гореть ярким
неровным пламенем - БАС), 'локализованность, наличие очага' (см. толкование
РТС), 'движение вверх' (пламя - огонь, подымающийся над горящим предметом -
БАС), 'красный цвет' (что-л. красного огня - что-л. красного цвета - СРНГ),
'шум' (Повсюду трещал огонь… П. Коэльо).
3. Отражающие физические свойства огня: 'высокая температура' (высшая степень
жара - ТСД), 'тепло как энергия, выделяемая при горении' (соединенье тепла и
света, - ТСД), 'несовместимость с водой (гасится водой)' (править огонь - гасить
огонь, заливая его водой - СРНГ).
II. В концептосферу "Быт человека" концепт 'Огонь' входит
посредством следующих сем:
4. Отражающих нефизические свойства огня: 'сила' (раскаленный (см. РТС) -
сильно нагретый - БАС), 'разрушительность' (предать огню - уничтожить полностью,
до основания - БАС), 'жестокость' (сжигать - истреблять огнем - БАС), 'быстрота'
(вспыхнуть огнем - внезапно и быстро воспламениться - БАС), 'всеохватность'
(огонь охватил, где охватить - окружать, обступать, располагаться вокруг - БАС),
'привлекательность' (ребенок, обжегшись, вновь тянется к огню - О. Уайльд),
'хрупкость, непрочность' (трепещущий слабый огонек горевшей спички освещал ее
тельце - Э. Золя).
5. Отражающих бытовые знания человека об огне: 'противопоставленность темноте'
(мышиный огонь - гнилушка, которая светится в темноте - СРНГ), 'опасность' (бежать,
как от огня), 'смерть' (сгореть заживо), 'подчиненность человеку' (зажечь, развести,
потушить огонь), 'боль, ожог' (обжигать - причинять ожоги и боль огнем - БАС),
'стихийное бедствие' (эта катастрофа была не землетрясение, не лесной пожар…
- П. Зюскинд).
6. Передающих роль огня в жизни человека: 'неподвластность человеку' (играть
с огнем - огонь может выйти из-под контроля), 'враждебность человеку' (огнеопасный
- опасный в пожарном отношении - БАС), 'страх' (бояться как огня), 'утилитарность'
(разогреть что-л. на огне), 'добыча огня (трением)' (трудовой огонь - добытый
трением СРНГ), 'электричество', 'искусственность' (огонь - свет осветительных
приборов ТСУ, которые созданы руками человека).
III. В концептосферу "Социальный мир человека" концепт 'Огонь' включается
через семы:
7. Отражающие фоновые знания человека об огне: 'сигнальность' (сигнальные,
маячные огни - ТСД), 'дом, уют, домашний очаг' (огонь - о разожженном костре,
очаге, где очаг - символ родного дома, семьи - БАС), 'обожествление' (культ
огня), 'важность' (огонь идет по лесу), 'уважение' (вечный огонь, олимпийский
огонь), 'поклонение' и 'древность' (огнепоклонничество - религиозное почитание
огня как одна из форм первобытного обожествления природы - БАС).
8. "Военные": 'война', 'стрельба', 'смерть' (огонь - стрельба (ружейная
или артиллерийская) - БАС), 'атака' и 'отступление' (в наступлении мощный огонь
всех средств наносит потери противнику - ТСВТ), 'взрыв' (огнивце - нечто взрывчатое
- СРНГ), 'борьба' (огненный - исполненный напряженной борьбы (о времени) - БАС).
9. "Религиозные", характеризующие "мистические" свойства
огня, которые описывают три "ипостаси" огня: 'адскость' - огонь подземный
(адское пламя, пекло, огонь ада), 'колдовство, магия' - огонь земной (философский
камень, который алхимики пытались добыть из огня: золото - огонь в твердом состоянии;
в огне - золото) и 'божественность' - огонь небесный (огненнокрылые ангелы,
небесный = карающий огонь), 'очистительность' (вслед за этой предварительной
стадией придет очистительный огонь, который уничтожит дурных людей… - М. Элиаде),
'пытка' (он закричал так страшно, словно его сжигали живьем - П. Зюскинд), а
также семы обожествления, важности и уважения.
IV. В концептосферу "Эмоциональное состояние человека" концепт 'Огонь'
вписывают:
10. Семы радости: 'веселье', 'праздник' (бенгальские огни, потешные огни),
'жизнь' (он, по-видимому, не удивился, что попал в мертвый дом, дом без света,
без огня, без света - Э. Золя), 'живость' (огненница - о бойкой, шустрой, проворной
женщине, девушке - СРНГ).
11. Семы горя, несчастья, выделяемые в противоположность семам радости (Пламя
быстро поглощало дом, озаряя все вокруг. Со всех сторон слышались крики: плакал
ребенок, молили о прощении старики, женщины в отчаянии звали своих детей - П.
Коэльо), а также сема нездоровья (ребенок был весь в огне), не вписывающаяся
ни в одну из вышеперечисленных групп.
Некоторые семы могут быть отнесены к нескольким группам; например, сема смерти
- в группу сем, отражающих бытовые знания человека об огне, и в группу сем войны;
семы обожествления, важности огня в жизни людей и почитания огня - в группу
сем, отражающих фоновые знания человека, и в группу "мистических"
сем; сема 'утилитарность' - к группе сем, отражающих бытовые знания человека
об огне, и к группе сем, характеризующих роль огня в жизни людей.
В семантической структуре одной и той же лексемы представлены противоположные
семы: отражающие враждебность и неподвластность огня человеку, с одной стороны,
и семы служения, полезности, даже необходимости огня с другой; сема божественного
и сема адского огня, объединенные в группе "мистических" сем; а также
сема локализованности и сема всеохватности. Это частично можно объяснить тем,
что огонь издавна имел очень важное значение для жизни первобытного человека:
он давал пищу, тепло, свет, огонь разводили для защиты ночью от зверей; огонь
кормил, защищал, а значит, давал жизнь, - и одновременно мог отнять жизнь, разрушить
и испепелить все вокруг.
Наиболее значимыми в системе концепта Огонь являются семы 'сила', 'яркость',
'свет', 'высокая температура', 'разрушительность', 'утилитарность', 'война',
'нездоровье', наименее значимыми - семы 'место', 'устремленность вверх', 'жизнь',
'электричество', 'древность', 'всеохватность'. Одна и та же сема может быть
значима в одной концептосфере и малозначима в другой; так, сема 'сила' играет
очень важную роль в концептосфере "Эмоциональное состояние человека"
и является малозначимой для концептосферы "Быт человека". Для словообразовательных
дериватов лексемы огонь наиболее важными являются семы 'цвет', 'нездоровье',
'высокая температура', 'война'; для фразеологизмов, пословиц, поговорок и устойчивых
выражений - семы 'война', 'опасность', 'свет', 'утилитарность'; в контекстных
употреблениях чаще всего реализуются семы 'сила', 'блеск', 'свет', 'яркость',
'уничтожительность'.
Образ огня является наиболее ярким и многообразным в диалектной картине мира:
только в диалектных словарях зафиксированы заговоры, фольклорные эпитеты, многочисленные
уменьшительно-ласкательные наименования огня.
В дальнейшем представляет интерес сравнить концепт 'Огонь' в картине
мира русских с тем же концептом в картине мира другого народа, что позволило
бы, с одной стороны, выявить общие, глубинные смыслы, лежащие в основе концепта
и являющиеся наиболее древними, а с другой - оттенить своеобразие представления
русских об огне, выявить признаки огня, значимые только для русского народа.
Примечания
БАС - Словарь современного русского литературного языка:
В 17 т. М.; Л.: Изд-во АН СССР, 1948-1965.
МАС - Словарь русского языка: В 4 т./ Под ред. А.П. Евгеньевой.
М.: Рус. яз., 1981 - 1984. Т. 2. 1983.
ТСД - Даль В. Толковый словарь живого великорусского языка:
В 4 т. М.: Рус. яз., 1998. Т. 2.
РТС - Русский семантический словарь: Толковый словарь, систематизированный
по классам слов и значений: В 6 т. / Под. ред. Н.Ю. Шведовой. М., Азбуковник,
1998-2000. Т. 1. 1998.
СРНГ - Словарь русских народных говоров. Вып. 22. Л.: Наука,
1987.
ТСУ - Толковый словарь русского языка: В 4 т./ Под ред. Д.Н.
Ушакова. М.: Астрель, АСТ, 2000. Т.2.
ТСВТ - Скуйбеда П. И. Толковый словарь военных терминов.
М.: Воениздат, 1966.