(Кондрашов Н.А. Славянские языки. - М., 1986. - С. 5-9)
1. Человек появился в Европе в период палеолита (эпоха первых грубых
каменных орудий). Медленно, на протяжение многих тысяч лет, он, совершенствуя
свои орудия труда, поднимался все выше и выше по ступеням культуры. За эпохой
грубых каменных орудий последовала эпоха тоже каменных, но уже гораздо более
совершенных шлифованных орудий (неолит), сменившаяся затем, на рубеже II тысячелетия
до н. э., эпохой примитивных металлических орудий. К этому времени человек не
только полностью освоил искусство добывания огня, первичной обработки металла,
но и научился создавать примитивные жилища и делать простейшие изделия из глины
(посуду).
В эпоху неолита Европа и значительная часть южной Азии были заселены множеством
небольших человеческих объединений ("первобытных орд", по определению
Ф. Энгельса), уже начавших приобретать некоторые этнические особенности (черты
физического облика, язык, культура). Эти особенности и явились основанием для
выделения населения этих районов земного шара в особую группу, которой присвоено
название индоевропейцев. От индоевропейского периода все индоевропейские
языки унаследовали древнейший корнеслов и грамматические показатели (окончания
имен и флексии глагола).
2. Собственное название "славяне" (как и у других народов)
появилось сравнительно недавно. Славянские племена долгое время выступали в
истории под названием лишь одной их группы ("венеды"). Эти вопросы
приходится решать на основании данных прежде всего археологии и истории языка.
Первые, правда, еще весьма туманные письменные известия о славянах восходят
к V в. до н. э. Одно из них принадлежит знаменитому греческому историку Геродоту.
Рассказывая о жизни древних греков, Геродот упоминает о том, что греческие богачи
очень любили украшения из янтаря. Янтарь привозили греческие купцы из далекой
страны, лежавшей на севере, у реки Эридан и холодного, бурного моря, где его
добывали "иниды". Так как добыча янтаря и торговля им издавна составляли
одно из важнейших занятий обитателей юго-восточного побережья Балтийского моря,
то нетрудно было сделать вывод, что упоминаемый Геродотом народ "иниды"
и есть те самые славяне, которые, как это доказано многочисленными историческими
источниками, действительно издавна занимались янтарным промыслом. Что же касается
названия "иниды", то оно вполне основательно сближается с известным
нам из поздних источников названием группы славянских племен, живших в районе
Балтийского моря - "венеды".
Наиболее ранние известия о славянах, которые выступают под именем "венетов"
или "венедов", относятся к I и II вв. н. э. и принадлежат римским
и древнегреческим писателям Плинию Старшему (29-79 гг.), Тациту (род. ок. 55
- ум. ок. 120 г.) и Птолемею Клавдию (ум. ок. 178 г.). Согласно их свидетельствам,
славяне были "великим народом" и заселяли территории на север от Карпат
вплоть до Балтийского моря. Более развернутые исторические описания идут от VI
в. н. э. Это главным образом "История войн с готами" Прокопия Кесарийского
(написана в 551-554 гг.), "Стратегика", приписываемая византийскому
императору Маврикию, и "История готов" Иордана. Из этих источников
заимствуются сведения о некоторых сторонах общественной жизни и быта славян,
а также о территориях, занимаемых ими в VI в. н. э.
3. Прокопий сообщает, что славяне и анты "не управляются одним
человеком, но издревле живут в народоправстве (демократии) и поэтому и них счастье
и несчастье в жизни считается делом общим", "у тех и других один и
тот же язык". В сочинении Иордана выступают уже венеды, анты и словене,
т. е. представители современных западных, восточных и южных славян. На основании
этого можно сделать вывод, что уже в VI в. н. э. существовало разделение славян
на три большие группы. Однако и после перегруппировки славянских племен сознание
единства происхождения продолжало сохраняться в памяти народа. На самой заре
историографии славян мы находим основательные рассуждения о славянах как
едином целом. Интерес к родственным по языку и культуре народам рано пробудился
у восточных славян. В "Повести временных лет" (начало XII в.) мы находим
богатое фактами и хорошо аргументированное суждение о древних поселениях и взаимных
отношениях славянских племен. Киевский летописец, основываясь на древних устных
преданиях народа, с замечательной точностью называет важнейшие племенные объединения
славян. Он пишет:
"По мнозех же времянех сели суть словени по Дунаеви, где есть ныне Угорска
земля и Болгарска. И от тех словен разидошася по земле и прозвашася имены своими,
где седше на котором месте. Яко пришедше седоша на реце именем Морава, и прозвашася
морава, а друзии чеси нарекошася. А се ти же словени: хорвате белии и сербь
и хорутане. Волохом бо нашедшем на словени на дунайския, и седшем в них и насилящем
им, словени же ови пришедше седоша на Висле, и прозвашася ляхове, а от тех ляхов
прозвашася поляне, ляхове друзии лутичи, ини мазовшане, ини поморяне.
Тако же и ти словени, пришедше и седоша по Днепру и нарекошася поляне, а друзии
древляне, зане седоша в лесех; а друзии седоша на Двине и нарекошася полочане,
речки ради, яже втечет в Двину, имянем Полота, от сея прозвашася полочане. Словени
же седоша около езера Илмера (Ильменя) и прозвашася своим имянем, и сделаша
град и нарекоша и Новгород. А друзии седоша на Десне, и по Семи, по Суле и нарекошася
север. И тако разидеся словенский язык, тем же и грамота прозвася словенская".
В записи под 898 г. летописец, противопоставляя славян другим иноязычным племенам
и народам, вновь подчеркивает их языковое единство: "Бе един язик словенеск:
словени, иже седяху по Дунаеви, их же прияше угри, и морава, и чеси, и ляхове,
и поляне, яже ныне зовомая Русь. Сим бо первое преложены книги мораве, яже прозвася
грамота словенская, яже грамота есть в Руси и в болгарех дунайских".
Средневековые чешские, польские и южнославянские хроники также единодушно
говорят об общем происхождении славянских народов. Наряду с фантастическими
генеалогическими рассуждениями, навеянными библейским преданием, в них переданы
отзвуки действительных исторических событий, сохраненных в памяти народа.
Таким образом, данные современных славянских языков и свидетельства исторических
источников убедительно говорят в пользу существования праславянского языка
- основы всех славянских языков.
4. Суждение о существовавшем некогда праславянском языке основано не
только на анализе языковых данных и исторических источников. Оно подтверждается
также показаниями истории, археологии и этнографии славян. Язык является средством
общения людей на всех ступенях их общественно-исторического развития, совершенствование
языка теснейшим и неразрывным образом связано с развитием общества, пользующегося
этим языком. На всем протяжении истории, начиная от родоплеменных объединений
и вплоть до современных славянских народов с их богатейшей культурой, развитой
экономикой и государственностью, язык служил средством объединения этих общностей.
Но если существовал язык, общий для всех славянских племен, то, с другой стороны,
существовало и этническое единство, пользующееся этим языком. Это племенное
единство оставило свои следы не только в языке, но и в памятниках материальной
культуры.
Советские, польские и чешские археологи за последние десятилетия достигли
важных результатов в изучении материальной культуры древних славян. Археологи
открыли орудия труда, предметы обихода, украшения древних славян, узнали способы
захоронения, познакомились с изделиями керамики, строительными сооружениями,
принадлежностями воинского быта и т. п. В известной степени установлены связи
древнеславянской культуры с материальными культурами на территории Восточной
и Центральной Европы, которые предшествовали ей. Единство материальной культуры
охватывает территорию от Эльбы через бассейны Одры и Вислы до верхнего Днестра,
среднего течения Днепра и Десны. Это различные виды культуры ямных погребений
и культура полей погребения. Среди археологов широко распространено мнение,
что названные культуры с IV в. до н. э. по III - IV вв. н. э. принадлежали славянскому
населению в указанных границах. По мнению многих археологов, они связаны с более
ранним важным культурным массивом бронзовой эпохи, с так называемой лужицкой
культурой. С различных точек зрения - археологической, хронологической, географического
размещения - этот массив может быть связан со славянами.
Это население развивало свою материальную и духовную культуру и в целях общения
пользовалось праславянским языком. Этот общий для славян язык не сохранился
в памятниках письменности. Он восстанавливается при помощи сравнительно-исторического
изучения живых и мертвых славянских языков.
Изучение праславянского языка, являющегося предметом сравнительной грамматики
и лексикологии славянских языков, очень важно для всестороннего и глубокого
познания путей развития каждого из славянских языков, так как восстановление
его структуры дает возможность установить исходный путь развития грамматического
строя и словарного состава современных славянских языков. Этот язык имел свою
длительную историю. Однако его грамматический строй, а отчасти и основной словарный
фонд непосредственно не зависели от общественно-экономических изменений жизни
древних славян, вследствие чего основные элементы структуры этого языка подверглись
относительно небольшим изменениям, пережили ряд эпох, сохранившись в своей основе.
Именно поэтому реконструкция праславянского словарного состава, а также сравнительный
анализ лексики современных славянских языков дают во многих случаях большие
результаты, чем изучение других сторон культуры древних славян. Значимость языковых
данных тем более велика, что археологические находки являются немыми памятниками
и не могут быть иногда непосредственно связаны с определенной этнической группой.
5. Праславянский язык может быть подвергнут освещению с двух сторон:
во-первых, с точки зрения индоевропейского языка-основы, во-вторых, с точки
зрения истории отдельных славянских языков и их сравнительного изучения. Выделение
праславянского языка из индоевропейского языка-основы произошло задолго до нашей
эры. Хронологически этот процесс следует связывать с распадом индоевропейского
единства, т. е. рубежом III и II тысячелетий до н. э., когда уже выступают отдельные
племена и народности, говорящие на индоевропейских языках, на обширных территориях
от Индии до Западной Европы (Индия, Иран, Малая Азия, Греция, Италия). Процесс
распадения индоевропейского языка-основы был длительным. Диалектные различие
индоевропейских языков углублялись по мере распада первоначальной общности,
индоевропейские племена вступали в контакт с иноязычным населением, менялись
общественные и природные условия жизни племени народностей и т. п. Все индоевропейские
языки по судьбе средненёбных k' и g' принято делить на две большие группы, условно
обозначаемые словом "сто" в его авестийской форме (satəm) для языков
одной группы (индо-иранские, славянские, балтийские, армянский, албанский) и
в латинской форме (centum) - для другой группы (греческий, италийские, германские
и кельтские языки). В первой группе k' и g' дали фрикативные согласные, например
славянские s и z; в другой группе они изменились в задненёбные
k и g: ср. рус. сто - лат. centum, рус. десять
- лат. decem, рус. сердце - лат. cor, род. пад. cordis,
рус. зерно - лат. granum, рус. везу - лат. veho
и др. Вследствие этого говорят о языках группы "сатем" и о языках
грппы "кентум" (centum).
С середины I тысячелетия н. э. у древних славян происходит распад родовой
организации, начинается разделение труда, накопление богатства у отдельных семей.
Вследствие этих экономических изменений происходит классовое расслоение населения
и появляется государство. Рабство не получило у славян значительного распространения,
складываются феодальные отношения. Ранними славянскими государственными объединениями
явились государство Само (VII в.), Великоморавское княжество (IX - X вв.), Польское
государство (IX в.) - у западных славян, Киевское государство (VIII в.) - у
восточных славян, Первое болгарское царство (VII в.) - у южных славян.