А. Ю. Милитарев

БЕРБЕРО-ЛИВИЙСКИЕ ЯЗЫКИ

(Лингвистический энциклопедический словарь. - М., 1990. - С. 73-74)


 
Берберо-ливийские (берберские) языки - одна из ветвей афразийских языков (включает также гуанчские языки). Б.-л. я. имеют ряд сепаратных морфологических изоглосс с семитскими языками и множесмтво лексических изоглосс с чадскими языками.
Б.-л. я. неравномерно распространены на территории Северной Африки от Средиземноморского побережья до 12-й параллели (с севера на юг) и от Атлантического побережья до 25-го меридиана (с запада на восток). В Марокко на диалектах ташельхита говорит ок. 2,5 млн. шильхов, на диалектах тамазигхта - св. 2 млн. "бераберов" и на зенетских языках - ок. 1,5 млн. рифов, сенхажа и других племен. В северном Алжире зенетские языки и диалекты представлены берберским населением целых районов, включая кабилов (ок. 2,6 млн.), шауйа (ок. 1 млн.) и другие племена. Зенетские языки встречаются и в оазисас алжирской Сахары (около 300 тыс. чел.), отдельных точках Туниса (ок. 100 тыс. чел.), в северо-западной Ливии. Восточная группа представлена языками нескольких оазисов Ливии (ок. 300 тыс. чел.) и оазиса Сива в северо-западном Египте (ок. 10 тыс. чел.). Носители языков южной группы - туареги (св. 1 млн. чел.) - обитают в алжирской Сахаре, Ливии (западный Феццан), Нигере (плато Аир), Мали (плато Адрар-Ифорас, долина р. Нигер), Нигерии, Буркина-Фасо (район Дори). На диалектах зенага говорят несколько десятков тысяч человек в районе юго-западной Мавритании и, возможно, северо-западного Сенегала. Общее число говорящих св. 11 млн. чел.
После распадения афразийского единства (11-9-е тыс. до н.э., предположительно в Передней Азии) берберо-ливийцы засвидетельствованы в нач. 3-го тыс. до н.э. в Ливийской пустыне. Колонизовав средиземноморское побережье, они в 7-11 вв. были частью оттеснены арабами в глубь континента, частью перешли на арабский язык. Глоттохронологически Б.-л. я. разделились в 13-12 вв. до н.э., что совпадает с временем крупных поражений ливийцев от египтян.
Б.-л. я. разделяются на 4 группы: 1) восточную (языки сиуа, ауджила, сокиа, фодхажа, гхадамес и др.); 2) южную, или туарегскую, с подгруппами - северно-туарегская (языки гхат; ахнет; тамахак с диалектами тайток, ажжер, ахаггар и др.; аир, кель герес и др.; восточный тауллеммет с диалектами азавагх, кель ансанго и др.) и южно-туарегская (языки кель арокас; западный тауллеммет; тадгхак; танеслемт с диалектами шерифен, кель антессар и др.; ида у сак и др.); 3) западную (диалекты зенага); 4) северную с подгруппами - - атласская (диалекты ташельхита - тиндуфт, иглиуа, тазервальт, ида у семлаль, штифа и др.; диалекты тамазигхта, или "бераберские" - аит издег, изайан и др., зенетская (языки сегхрушен, риф с диалектами, сенхажа, изнасын, снус, бени менасыр, шенуа, мзаб, уаргла, фигиг, туат, гурара, шауйа с диалектами, сенед, джерба, зуара, нефуса с диалектами и др.), кабильская (диалекты Большой и Малой Кабилии). Кроме того, к Б.-л. я. относятся мертвые языки трех групп памятников: феззанско-триполитанских, западно-нумидийских и восточно-нумидийских (кон. 1-го тыс. до н. э.- 1-я пол. 1-го тыс. н. э.).
Для консонантизма большинства Б.-л. я. характерны фонологическая оппозиция краткий - долгий (ненапряжснный - напряженный); триады глухой - звонкий - фарингализованный ("эмфатический") для рядов дентальных, сибилянтов и велярных; спирантизация и/или палатализация с аффрикатизацией велярных и дентальных смычных; переход s > sh рядом с палатальным или огубленным гласным; позиционное чередование w/u, y/i; развитие ww > gg. В языках северной группы встречаются лабио-велярные. Фарингальные h, c встречаются в араб. заимствованиях, но в некоторых случаях и в исконной лексике. Афразийские сибилянты отражаются в Б.-л. я. как s; сибилянтные аффрикаты (кроме сh) - как z; переднеязычные эмфатические - как z. и d.; губные *f и *р - как f; *b и *р' - как р; ларингальные и фарингальные (кроме c > 0) - как h (> 0); серия увулярных *h, *kh, *k.h, *gy - как g, k, у, у. Вокализм в наиболее полном виде представлен в туарегских языках и гхадамесе, в наиболее редуцированном - в атласской подгруппе, где в результате утраты гласных обычны стечения нескольких согласных.
Имя в Б.-л. я. обладает категориями рода (мужской и женский; последний оформляется конфиксом t-...-t в ед. ч. и префиксом t- в ед. и мн. ч.; те же показатели оформляют сингулятив и диминутив) и числа [единственное и множественное, которое образуется с помощью суффикса (i)n и/или вокалич. аблаута], В южной и северной группах имеется категория состояния (связанного и несвязанного). В притяжательных конструкциях используется генитивная частица n, пространств, отношения выражаются предлогами.
Личные местоимения делятся на изолированные, употребляющиеся плеонастически для усиления при глаголе, энклитические и суффиксальные. В глаголе различаются основы имлератива/имперфектива (традиционный аорист) и перфектива (традиционный прстерит); для выражения дополнительных видо-временных значений используются частицы (напр., ad для будущего времени). Производные глагольные формы (породы) образуются префиксацией (иногда суффиксацией) *s- (каузатив), *t-/*tu- (пассив-рефлексив), *m-/n- (рефлексив) или сочетанием этих формантов. Имеются два наклонения - индикатив и императив. Обычный порядок слов в предложении VSO.
Корень состоит из одного или нескольких, чаще всего трех, согласных. В глагольных корнях триконсонантизм преобладал, что явствует из реконструкции выпавших ларингальных и фарингальных и чередования w/u, y/i; Б первичных именных корнях часто имеется стабильный гласный - как компенсаторный на месте выпавшего согласного, так и исконный.
Все Б.-л. я., кроме туарегских, имеют многочисленные заимствования из арабского языка (некоторые языки, особенно зенага и отдельные восточные, сохраняются лишь как островки среди арабских диалектов и находятся на грани вымирания), сохраняя, однако, общеафразийское ядро основного лексического фонда. Имеются заимствования из греческого, латинского и современных европейских языков, в туарегских - также из чадских и нило-сахарских языков.
Древнейшие памятники Северной Африки записаны разновидностями консонантного ливийского письма (наскальные, надгробные и другие надписи в разных точках Северной Африки и Сахары: восточно-нумидийские и западно-нумидийские, а также надписи, найденные на Канарских о-вах). Известны надписи в Ливии римского периода, сделанные в латинской графике с обозначением гласных. К ливийскому письму восходит единственный исконно берберский алфавит, донесенный до наших дней туарегами Сахары, - т. наз. тифинаг.
Изучение живых Б.-л. я. прошло два этапа: 1) первую регистрацию европейскими исследователями и миссионерами с описанием наиболее значительных диалектов в терминах европейских грамматик: 2) более или менее полное описание большинства диалектов профессиональными филологами главным образом французской школы (с конца 19 в.); выделяются работы отца и сына Р. и А. Бассе, охватывающие почти все диалекты и широкий круг проблем берберского языкознания. Другие берберологи 1-й пол. 20 в.: миссионер Ш. Фуко, автор 4-томного словаря ахаггар. диалекта туарегского языка, С. Бьярне, Э. Дестен, Э. Лауст, Г. Штумме, Ф. Бегвино, Г. Марси, Г. Колен, Э. Ибаньес, А. Пикар, Ф. Никола. К 50-м гг. в свет выходят и основные собрания материалов по мертвым языкам - нумидийскому (Ж. Шабо) и гуанчскому (Д. Вёльфель). Продолжается накопление и сопоставление диалектных данных в работах М. Пелла, Б. Парадизи, Ж. Ланфри, Л. Галана, Ж. Кортада, М. Маммери, Дж. Эплгейта, Т. Пенчена, А. Абд эль-Массиха, автора фундаментальной туарегской грамматики К. Прассе. Вовлечение материала Б.-л. я. в интенсивно развивающееся сравнительно-историческое исследование афразийских языков вынуждает пересмотреть многие представления, в частности о берберском языке как совокупности близкородственных диалектов. В этой связи возникает потребность в сравнительно-исторической грамматике и словаре Б.-л. я., работа над которыми ведется в СССР.
 

Литература

Завадовский Ю. П., Берберский язык, М., 1967.
Lаоust Е., Mots et choses berberes. P., 1920.
Basset A., La langue berbere. Morphologie. Le verbe, P., 1929.
Basset A., Atlas linguistique des parlers berberes, fasc. 1-2, [Alger], 1936-39.
Basset A., La Iangue berbere, [Oxf], 1952.
Niсоlas F., La langue berbere de Mauritanie, Dakar, 1953.
Rossler О., Die Sprache Numidiens, в кн.: Sybaris. Festschrift H. Krahe, Wiesbaden, 1958.
Wolfel D. J., Monumenta linguae Саnаriае. Graz. 1965.
Рrasse К., A propos de l'origine de H touareg, Kbh., 1969.
Prasse K., Manuel de grammaire touaregue, Cph., 1972-1973.
Applegate J., The Berber languages, в кн.: Afroasiatic: a survey. The Hague, 1971.
Galand L., Langue et literature berbere, P., 1979.
Destaing E., Dictionnaire francais-berbere, P., 1914.
Foucauld Ch. de, Dictioinaire touareg-francais, t. 1-4, [P.], 1951-52.
Dallet J.-M., Dictionnaire Kabyle-Franeais, P., 1982.


Hosted by uCoz