Г. С. Черемин
ОБРАЗ И. В. СТАЛИНА В СОВЕТСКОЙ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЕ
(М., 1950)
Выражая заветные думы и чувства всех народов нашей многонациональной страны,
советские писатели и поэты обращают слова сыновней любви и благодарности
к великому вождю, учителю и другу - к тому, кто вел и ведёт нашу Родину
от победы к победе, - к товарищу Сталину:
Много песен поет наш советский народ
Над полями, лесами густыми,
В каждой песне звучит, в каждой песне живёт
Всенародное Сталина имя.
Имя Сталина живет в каждом произведении советской художественной литературы,
в котором отражены величие и красота нашей социалистической действительности,
героика борьбы нашего народа за коммунизм.
Когда советские поэты и писатели пишут о нашей социалистической Родине,
о партии большевиков, о советском народе, они пишут о Сталине, ибо с именем
Сталина связаны все наши победы в боях и в труде, все наши успехи и достижения.
Сталин, по справедливому определению Анри Барбюса, "создал то, что есть,
и создает то, что будет". Жизнь Сталина, как и Ленина, органически связана
с жизнью советского народа. "В Сталине народы СССР видят воплощение своего
героизма, своей любви к родине, своего патриотизма" [Иосиф Виссарионович
Сталин. Краткая биография, стр 240.] Когда я, говорится в узбекской народной
песне, смотрю на свою Родину, на нашу счастливую жизнь и у меня нехватает
слов, чтобы выразить свою радость,
Тогда произношу я - "Сталин"
и в этом выражаю все!
Когда советские писатели и поэты пишут о Сталине, они пишут о том великом,
героическом и прекрасном, что создано и создается в нашей Советской стране.
Прав был мудрый казахский акын Джамбул, сказавший: "Все великое и прекрасное
в нашу эпоху раскрывается через образ Сталина"
Каждый этап биографии Сталина является одновременно огромным периодом
в развитии революционного движения, в истории нашей партии и советского
государства и имеет всемирно-историческое значение. Писать о Сталине - значит
писать о величии его дела, значит стремиться осветить какую-либо область
или сторону его колоссальной, поистине необъятной деятельности.
Этой важнейшей темы касаются в той или иной мере все наши писатели и поэты,
народные певцы и сказители. О Сталине создано бесчисленное множество произведений
самых различных жанров на всех языках народов СССР.
Совершенно новым видом художественных произведений, которые не имеют примера
в истории, являются письма к товарищу Сталину от различных народов Советского
Союза, написанные в стихотворной форме. Эти произведения, в которых мысли
и чувства народа изложены его лучшими поэтами, особенно показательны, ибо
их текст непосредственно принимают и утверждают народные массы.
Чрезвычайно высокая ответственность ложится на художников слова, которые
пытаются воссоздать черты великого образа, такие дорогие и близкие каждому
советскому человеку.
Советские писатели и поэты стремятся в первую очередь воспроизвести характерные
особенности, свойственные Сталину как "новому вождю новых масс". Это те
же черты, которые сам товарищ Сталин отметил у Ленина: простота и скромность,
"непреодолимая сила логики", непоколебимая уверенность в победе, способность
"трезво взвешивать силы противника", величайшая принципиальность, вера в
массы, в творческие силы масс, "гениальная прозорливость, способность быстро
схватывать и разгадывать внутренний смысл надвигающихся событий". [И. В.
Сталин. Соч., т. 6, стр. 55, 57, 64.]
Советские писатели и поэты стараются в первую очередь отобразить присущие
товарищу Сталину в наивысшей степени, как и Ленину: политическую ясность
и определённость, бесстрашие в бою и беспощадность к врагам народа, полнейшую
свободу от всякой паники в моменты опасности, мудрость и неторопливость
при решении сложных вопросов, величайшую правдивость и честность, беззаветную
и самоотверженную любовь Сталина к народу.
Советские писатели и поэты пытаются воспроизвести внешность товарища Сталина,
дать почувствовать присущее ему величайшее обаяние.
К настоящему времени создан ряд произведений о Сталине - поэм, исторических
повестей, пьес, киносценариев. Они различны и по своей творческой манере
и по степени художественного мастерства, но они едины по своей идее и по
тому чувству, которым они проникнуты. Во всех них видно стремление как можно
ярче и вернее воспроизвести образ величайшего гения современности.
Но слишком велика трудность этой задачи, и до сих пор ещё не создано такого
произведения, художественные достоинства которого в полной мере соответствовали
бы величию темы, хотя над воплощением её работали выдающиеся писатели.
К воссозданию образа Сталина обратился в 30-х годах родоначальник литературы
социалистического реализма А. М. Горький. Собираясь написать художественное
произведение о товарище Сталине, он начал подготавливать документальный
материал. Преждевременная смерть писателя прервала эту работу. Однако высказывания
о Сталине, содержащиеся в ряде статей и выступлении Горького, дают основание
предполагать, какие черты образа вождя писатель намеревался осветить прежде
всего. Горького поражали грандиозность сталинских замыслов, величие его
труда, преобразующего мир, колоссальная энергия и воля. Писатель с восхищением
говорит о "неутомимой работе" товарища Сталина, о его "неиссякаемой, все
растущей энергии", называет его "человеком могучей организаторской силы".
Наиболее развернуто Горький дал образ Сталина в статье "Правда социализма"
(1934). В этой статье он писал: "Непрерывно и все быстрее растет в мире
значенье Иосифа Сталина, человека, который наиболее глубоко освоив энергию
и смелость учителя и товарища своего, вот уже десять лет достойно замещает
его на труднейшем посту вождя партии. Он глубже всех других понял: подлинно
и непоколебимо революционно-творческой может быть только истинно н чисто
пролетарская, прямолинейная -энергия, обнаруженная и воспламененная Лениным.
Отлично организованная воля, проницательный ум великого теоретика, смелость
талантливого хозяина, интуиция подлинного революционера, который умеет тонко
разобраться в сложных качествах людей и, воспитывая лучшие из этих качеств,
беспощадно бороться против тех, которые мешают первым развиться до предельной
высоты, - поставили его на место Ленина. Пролетариат Союза Советов горд
и счастлив тем, что у него такие вожди, как Сталин".
В речи на 1-м Всесоюзном съезде советских писателей Горький особо подчеркнул
ту высокую ответственность, которая ложится на деятелей советской культуры,
живущих и работающих в стране, давшей миру Ленина и Сталина:
"Мы выступаем в стране, освещенной гением Владимира Ильича Ленина, где
неутомимо и чудодейственно работает железная воля Иосифа Сталина.
Вот, что надобно крепко помнить нам в нашей работе и во всех выступлениях
наших перед миром".
1
Много проникновенных стихов посвятили советские поэты городу Гори и маленькому
скромному домику, где родился товарищ Сталин. Солнечный город, давший миру
великого вождя, воспели русский поэт Н. Тихонов и казахский акын Джамбул,
украинский поэт Л. Первомайский и армянский поэт Гурген Борьян, грузинские
поэты С. Чиковани, А. Машашвили и многие другие.
О детских и отроческих годах товарища Сталина поэт Георгий Леонидзе создал
замечательную поэму.
В поэме Леонидзе "Сталин" (1939), как и в поэме Маяковского о Ленине,
повествованию о великом человеке предшествует развёрнутое вступление, в
котором раскрывается историческая необходимость появления вождя революции
Великий вождь, "рожденный гением народам, рос среди мужественных, крепких
духом людей, свято хранивших героические традиции предков - борцов против
национального и классового угнетения С самого раннего детства он слышит
сказки и предания, исполненные неугасимой веры в победу правды и справедливости.
Любовно рисует поэт обаятельный облик будущего вождя революции
С большим мастерством Леонидзе показывает богатство его духовного мира,
многообразие интересов. Мальчик глубоко чувствует красоту природы, любит
песни, пляски и игры - особенно те, которые требуют силы, ловкости и отваги.
Он - первый и в играх и в ученье. Он любит книги, причем
Выше всяких книг обычных
Ставит книги о героях.
Его любимые герои - борцы за свободу Он с увлечением читает произведения
Руставели, Александра Казбека, Ильи Чавчавадзе.
Леонидзе убедительно показывает, как раскрывается мир социальных противоречий
перед юным Сталиным, как зарождается в нем могучее чувство революционного
протеста, ненависть к гнёту и бесправию. Его пытливый ум ищет ответа на
вопрос о причинах социального неравенства. Он с негодованием отвергает призыв
религии к смирению и покорности, он жаждет борьбы.
Хочет кликнуть клич он грозный,
Хочет море вспенить бурей!
В заключительной части поэмы описывается беседа юного Сталина с крестьянами.
В толпе крестьян он запевает боевую песню, и все подхватывают её:
Впереди же поющих всех
Он, сверкая лицом, идет.
Это песня или боя клич?
Это ветер или бури взлет?
Поэма Г. Леонидзе всем своим идейным содержанием, своей направленностью
подводит читателя к началу революционной деятельности товарища Сталина.
"В революционное движение, - говорил товарищ Сталин, - я вступил с 15-летнего
возраста, когда я связался с подпольными группами русских марксистов, проживавших
тогда в Закавказье" [И. Сталин. Беседа с немецким писателем Эмилем Людвигом,
стр. 9. Госполитиздат. 1938.].
Этот период биографии товарища Сталина пока ещё не нашел подробного и
обстоятельного отражения в советской художественной литературе. Разработка
этой темы ещё только намечена в таких произведениях, как пьеса грузинского
драматурга Ш. Дадиани "Из искры" (1940) и небольшая повесть А. Антоновской
"На Батумском рейде" (1048).
В обоих произведениях рассказывается о революционной деятельности товарища
Сталина в Батуми, куда он был направлен Тифлисским комитетом РСДРП в ноябре
1901 года. Центральным моментом и пьесы и повести является знаменитая Батумская
демонстрация 9 марта 1902 года; мы видим здесь молодого Сталина (ему было
тогда 22 года), пламенного революционера, идущего во главе колонны, воодушевляющего
рабочих, проявляющего исключительную выдержку и бесстрашие во время расстрела
демонстрации царскими войсками.
Авторам обоих произведений удалось отобразить восторженное отношение народных
масс к товарищу Сталину, "которого батумские рабочие уже тогда называли
учителем рабочих". [Иосиф Виссарионович Сталин. Краткая биография, стр 13.]
В повести Антоновской, например, это находит своё особенно яркое выражение
в словах старика Хашима: "Я хочу сказать о тебе важное, что не все знают.
Ты - афырцаха, герой героев!.. Ты рождён громом и молнией! Ты ловок и мудр,
у тебя великое сердце..."
Дооктябрьский период деятельности товарища Сталина нашёл художественное
отражение и в ряде стихотворных произведений, в частности в поэме С. Щипачева
"Домик в Шушенском" (1944) и в "Поэме о Сталине" литовской поэтессы Саломеи
Нерис (1940). Воссоздавая черты образа великого вождя, советские писатели
и поэты стремятся найти яркое художественное выражение того, что с самого
начала своей деятельности он "проникся безграничной верой в ленинский революционный
гений и пошёл по пути Ленина". [Там же, стр 13 - 14.]
Поэт Щипачев показывает в своей поэме, как товарищ Сталин отстаивал ленинскую
теорию в борьбе с представителями соглашательских и буржуазно-националистических
партий Закавказья:
Когда от духоты на сходке, свечи
Тусклей горят и споры горячи,
В его спокойной и негромкой речи,
Как клятва, имя Ленина звучит.
Несокрушимую волю и энергию революционера-ленинца не могли сломить ни
мрачные казематы царских тюрем, ни "сибирской ссылки дни глухие". Это превосходно
выразила Саломея Нерис в своём поэтическом обращении к вождю народов, вспоминая
о времени пребывания товарища Сталина в Сибири:
... Сиянье северное зыбко
Мерцает в черноте окна.
Твоя прекрасная улыбка
Бессмертной мудрости полна.
Ты видел сквозь мороз жестокий,
Когда, казалось, жить невмочь,
Зарю на брезжущем востоке,
Рассеивающую ночь...
В октябре 1917 года Сталин "вместе с Лениным уверенно и смело, твердо
и осмотрительно вёл партию, рабочий класс на вооружённое восстание, на социалистическую
революцию". [Из приветствия ЦК ВКП(б) и Совета Министров Союза ССР товарищу
Сталину в день его семидесятилетия. "Правда" от 21 декабря 1949 года.]
Эта деятельность товарища Сталина, ближайшего сподвижника Ленина, явившегося
вместе с ним вдохновителем и организатором победы Великой Октябрьской социалистической
революции, отображена в целом ряде произведений советских поэтов и драматургов.
Широко известны чеканные строки из поэмы В. В. Маяковского "Владимир Ильич
Ленин" (1924), рисующие Смольный в Октябрьские дни:
Штыками
тычется
чирканье молний,
матросы
в бомбы
играют, как в мячики.
От гуда
дрожит
взбудораженный Смольный.
В патронных лентах
внизу пулемётчики.
Вот раздаются слова приказа, с которыми кто-то из командиров обращается
к бойцам революции, и в "желанной железной буре" перед нами сразу же возникает
образ товарища Сталина, вместе с Лениным осуществляющего непосредственное
руководство восстанием:
- Вас
вызывает
товарищ Сталин.
Направо
третья,
он
там. -
- Товарищи,
не останавливаться!
Чего стали?
В броневики
и на почтамт!
Из художественных произведений, рисующих роль товарища Сталина во время
Октябрьской революции, следует отметить пьесу И. Погодина "Человек с ружьём"
(1937). В ней чрезвычайно рельефно показано великое содружество Ленина и
Сталина, обрисована их совместная работа по организации отпора наступлению
отрядов Керенского.
Ленин постоянно спрашивает о Сталине, беседует с ним по телефону, договаривается
о встрече. Он советуется со своим ближайшим другом и соратником по самым
важным военным и политическим вопросам, горячо одобряет его деятельность.
Он говорит товарищу Сталину о "Декларации прав народов России": "Я прочёл
Ваш проект декларации прав народов. Отношусь к нему так: эта декларация
прав народов является началом уничтожения расового и национального неравенства
на земле. Она станет основой будущей конституции советского государства.
Нет, нет, всё ясно. И каждому понятно: и киргизу, и кабардинцу, и чувашу
- каждому простому человеку она понятна. Этот документ подпишем вместе.
Надо как можно скорее разослать по всей стране..." (действие 2-е, картина
10-я).
Зритель начинает ощущать колоссальное значение деятельности товарища Сталина
ещё до того, как сам он появляется в пьесе. Мы всё время чувствуем его присутствие
на ответственнейших боевых участках. Это с большим искусством показано драматургом.
Вот появляется матрос с фронта, приехавший за снарядами; он спрашивает,
где Сталин. Вот прибывший от Сталина связист докладывает Ленину о боевых
действиях моряков Балтийского флота (действие 2-е, картина 9-я) и т. д.
В картине 11-й показано, как товарищ Сталин отправляет отряд революционных
солдат и красногвардейцев на борьбу с Керенским. В высокой степени примечателен
разговор великого вождя революции с героем произведения, солдатом Иваном
Шадриным, которого только что назначили командиром отряда. В ответ на признание
смущённого Шадрина, что он "отродясь не командовал", Сталин говорит: "А
Вы забудьте об этом. Наших командиров возвеличивает сам народ. Что может
быть выше такой чести?". В этих словах замечательно раскрыта характерная
черта сталинского руководства:
опора на людей из народа, уменье вселить в них веру в их силы и возможности,
неизменный принцип - выше всего ценить доверие народа.
2
К. Е. Ворошилов указывал: "Нельзя говорить и писать о Сталине, чтобы не
говорить и не писать о героической истории и героических битвах Красной
Армии...". [К. Е. Ворошилов. Сталин и строительство Красной Армии, стр.
3. Госполитиздат. 1941.] В советской художественной литературе эта сторона
исключительно многогранной деятельности товарища Сталина получила наиболее
обстоятельное и подробное освещение.
Как известно, в период гражданской войны ЦК нашей партии направлял товарища
Сталина на самые ответственные участки фронта. Там, писал К. Е. Ворошилов,
"где контрреволюционные силы, развивая свои успехи, грозили самому существованию
советской власти, где смятение и паника могли в любую минуту превратиться
в беспомощность, катастрофу, - там появлялся товарищ Сталин. Он не спал
ночей, он организовывал, он брал в свои твёрдые руки руководство, он ломал,
был беспощаден и - создавал перелом, оздоровлял обстановка ". [К. Е Ворошилов.
Сталин и Красная Армия, стр. 7. Воениздат. 1937.]
Летом 1918 года таким важнейшим участком стал Царицын, являвшийся тогда
единственным пунктом, который связывал окруженную врагами Советскую республику
с хлебными и нефтяными районами Юга. Захват Царицына белогвардейцами привёл
бы, кроме того, к объединению сил южной контрреволюции с Колчаком.
Руководство товарища Сталина обороной Царицына и его работа по обеспечению
продовольствием Советской республики с наибольшей полнотой и яркостью отражены
в повести А. Н. Толстого "Хлеб" (1937) и в романе Вс. Иванова "Пархоменко"
(1938). Первое из этих произведений содержит вообще лучшее в советской литературе
художественное воплощение образа товарища Сталина и по своей идейной глубине,
и по широте исторической перспективы, и по мастерству портретных зарисовок.
В повести А. Н. Толстого товарищ Сталин нарисован в различные моменты
своей деятельности. Вначале мы видим его в кабинете Ленина в Смольном, в
напряжённые дни зимы 1918 года, когда решался вопрос о мире с Германией.
Создавая портрет вождя, Толстой сумел уже через описание внешних черт дать
почувствовать мощь сталинского гения.
Писатель находит яркую художественную форму и для выражения полного единства
мнений Ленина и Сталина по вопросам внутренней и внешней политики партии
и советского государства, Ленин знакомит своего любимого соратника и друга
со своей только что написанной статьёй, которая направлена против предательской
тактики троцкистов и "левых коммунистов": "Сталин глядел ему в глаза, -
казалось, оба они читали мысли друг друга".
Толстой рисует товарища Сталина, отстаивающего на заседании ЦК ленинскую
точку зрения по вопросу о мире, потом - работающего вместе с Лениным в его
кабинете над организацией обороны Петрограда. Но самыми замечательными в
повести, наиболее удавшимися в художественном отношении являются картины,
показывающие деятельность товарища Сталина в Царицыне.
Уже самое описание приезда товарища Сталина вызывает ощущение того, что
этот приезд явится поворотным пунктом в развитии событий. На всех тех, кто
сопровождает товарища Сталина, лежит отпечаток какой-то особенной организованности
и дисциплинированности. Их суровый облик, собранность и деловитость представляют
яркий контраст с той беспечностью и расхлябанностью, которые были до этого
типичны для царицынской обстановка. У прибывших всё рассчитано, все предусмотрено:
на площадках - броневики, на случаи нападения, в конце поезда - платформы
с запасными рельсами и шпалами, на случай порчи пути. Первым сходит комендант,
затем высаживается вооруженный отряд московских рабочих и молча выстраивается
вдоль вагонов. Всё просто и строго. Ничего лишнего, никакой сутолоки и суеты.
И когда появляется он сам, народный комиссар, "общий руководитель продовольственного
дела на юге России, облечённый чрезвычайными правами", то сразу же становится
ясным, что именно от него, от Сталина, исходят вся эта четкость, спокойствие
и деловитосгь.
"...На площадку классного вагона вышел человек в чёрной - до ворота застёгнутой
- гимнастерке, в чёрных штанах, заправленных в мягкие сапоги. Худощавое
смуглое лицо его было серьезное и спокойное, усы прикрывали рот. Он взялся
за поручень площадки и неторопливо сошел".
Вопреки ожиданию царицынских руководителей, что встреча будет носить официально-торжественный
характер, Сталин сразу же, не теряя времени, приступит к делу.
Пригласив местных работников в свой вагон, он стал задавать им "десятки
коротких и точных вопросов", не принимая пространных объяснений, требуя
конкретных данных, цифр. Когда один из присутствовавших захотел перевести
разговор на "общереволюционные" темы, то сейчас же почувствовал, что не
в силах "разорвать круг оцепляющих его точных, анализирующих вопросов" Сталина.
В повести ярко и живо обрисован сталинский стиль работы, благодаря которому
не только била выяснена в предельно короткий срок "полная картина всего
происходящего в городе, в крае и на фронтах", но и немедленно были приняты
мери для исправления положения.
"...Сталин начал работу. Два его секретаря, молчаливые и бесшумные, вызывали
по телефону председателей и секретарей партийных и советских организаций
и учреждений, подготовляли материалы, стенографировали, впускали и выпускали
вызванных..."
Толстой мастерски показывает поистине колоссальные масштабы деятельности,
которую развернул Сталин.
Мы видим его и в вагоне, работающего дни и ночи, и в арсенале, лично проверяющего
запасы оружия, и на заводах, беседующего с рабочими, и в окопах, непосредственно
руководящего боевыми операциями. Всюду его могучая воля и неисчерпаемая
энергия поднимают народные массы на бои и на труд, организовывает их, направляют
их усилия к единой цели. Для разъяснения трудящимся Царицына стоящих перед
ними задач Сталин мобилизовал все партийные и профсоюзные организации города.
В течение нескольких дней "всё было поднято на ноги". По образному выражению
автора повести, вагон Сталина был "тем сердцем, которое гнало организованную
волю по всем извилинам города" и по всему царицынскому фронту. До сознания
каждого коммуниста, рабочего, красноармейца были доведены чрезвычайная важность
и ответственность их дела для обороны всей Советской республики.
В повести показано, как действует великая сила сталинского руководства.
В короткое время положение в Царицыне коренным образом меняется. Наступает
перелом во всех сферах жизни. Ликвидируются путаница и неразбериха, которыми
пользовались для своих тёмных целей враги советской власти. Налаживается
работа всех звеньев советского и партийного аппарата. Во всем наводится
революционный порядок. Эшелоны с продовольствием идут в Москву. Толстой
подробно рассказывает о разоблачении Сталиным замаскировавшихся белогвардейских
агентов - ставленников Троцкого, о том, как решительными действиями Сталина
были парализованы вредительские козни самого Троцкого.
Сталин укрепил оборону города, объединил разрозненные отряды в могучую
боевую силу, создав новую, 10-ю армию под командованием К. Е. Ворошилова.
Повесть заканчивается описанием разгрома белогвардейских войск, осуществлённого
под непосредственным руководством товарища Сталина.
Высокохудожественное произведение А. Н. Толстого замечательно рисует образ
Сталина как гениального политического деятеля и полководца. Писателю удалось
показать постоянную связь Сталина с народом, его веру в массы, в их преданность
делу революции. В повести "Хлеб" отображено великое содружество Ленина и
Сталина. Всё произведение, по словам его автора, "представляет собою как
бы две мачты-антенны, по которым идет ток сильного напряжения, - это Ленин
и Сталин...".
Выразительно обрисованы черты великого вождя в романе Вс. Иванова "Пархоменко".
В главах 14-й и 15-й мы видим Сталина беседующим с А. Я. Пархоменко, который
только что прибыл из донецкой армии Ворошилова.
Вс. Иванов показывает характерную черту Сталина: всегда смотреть правде
в глаза, какой бы грозной она ни была, и не скрывать от народа действительного
положения вещей. С "беспощадным спокойствием" (по выражению автора романа)
Сталин обрисовывает перед Пархоменко труднейшие условия, в которых находилась
тогда Советская республика. Позднее он спрашивает у Пархоменко, решится
ли тот рассказать украинским бойцам, пробивающимся из Донбасса к Царицыну,
о страшной опасности и как восприму г они эту грозную правду, - ведь дело
идёт о доверии народа к нашей большевистской партии.
"Вообще, - пишет Вс. Иванов, - эта резкая манера подчёркивать правду вначале
несколько ошеломляла, а затем вдохновляла, вселяя бодрость. Этот человек
видел мир всегда - и в колосе, как его часто видят многие, и цельным - в
снопах. Он ничего не боится и не только сам не боится, но и, сверх того,
другим не даёт возможностей скрыться в тщетной игре соображения, в какой-либо
неосуществимой надежде, а умеет находить и с воображении, и в надежде других
нечто более близкое и реальное, что рождает и бесстрашие, и победу...".
В последующем описании, воссоздающем черты великого образа и выполненным
с большим художественным мастерством, очень верно подчёркивается глубочайшая
народная сущность этого образа, проявляющаяся во всём.
Автор романа очень живо и ярко показывает, какую бодрость и воодушевление
вселила в бойцов донецкой армии весть о том, что в Царицын прибыл Сталин.
В обоих произведениях с большой выразительностью отображён осмотр Сталиным
передовых позиций вблизи Царицына под обстрелом врага, показаны исключительная
отвага и бесстрашие, которые проявлял Сталин.
Кроме этих произведений, царицынская эпопея отражена также и в ряде стихотворений
и народных песен о Сталине и Ворошилове.
В мае 1919 года, когда наступление белогвардейских войск Юденича создало
угрозу Петрограду, Центральный Комитет партии направил И. В. Сталина на
Петроградский фронт. Руководство товарища Сталина обороной Петрограда и
подавлением белогвардейского мятежа, вспыхнувшего в фортах "Красная Горка"
и "Серая Лошадь", получило яркое отображение в пьесе Вс. Вишневского "Незабываемый
1919-й", которая удостоена Сталинской премии за 1949 год.
В прологе к пьесе показана беседа Сталина с Лениным; Ленин вручает товарищу
Сталину мандат, облекающий его самыми широкими полномочиями. Далее мы видим
товарища Сталина, наводящего революционный порядок в штабе фронта. Выразительно
показано посещение Сталина делегацией путиловских рабочих. "Надежда на Вас,
товарищ Сталин", - говорит один из членов делегации, и зритель чувствует,
что это голос многомиллионных масс народа. Неиссякаемой верой в победу проникнуты
слова вождя: "...Все препятствия одолеем, и какие бы враги ни встретились
на пути, - мы одержим верх..." (1-й акт, картина 2-я). В заключительной
сцене мы видим товарища Сталина на передовых позициях, беседующего с моряками
перед боем. Пьеса завершается исторической телеграммой товарища Сталина
Ленину 16 июня 1919 года о взятии советскими войсками мятежных фортов и
ликвидации опасности, нависшей над Петроградом.
Следующим этапом деятельности товарища Сталина во время гражданской воины,
получившим развёрнутое отображение в советской художественной литературе,
является разгром Деникина осенью 1919 года.
Как известно, летом 1919 года деникинские войска, воспользовавшись тем,
что Троцкий развалил работу на Южном фронте, овладели всей Украиной и стремительно
двинулись к Москве. "Положение Советской республики становилось более, чем
серьёзным". [История ВКП(б). Краткий курс. стр. 227.] Тогда ЦК нашей партии
направил на Южный фронт товарища Сталина.
О работе Сталина на Южном фронте, о гениальном сталинском плане наступления
на Деникина через Харьков - Донбасс - Ростов, о разгроме деникинских войск
у Орла и Воронежа, осуществленном под руководством товарища Сталина, рассказывается
в упомянутом выше романе Вс. Иванова "Пархоменко", в пьесе А. Н. Толстого
"Путь к победе" (1939) и частично в романе К. Федина "Необыкновенное лето"
(1948).
В начале пьесы А. Н. Толстого мы видим товарища Сталина в Кремле, беседующего
с Лениным о международном и военном положении Советской республики (действие
2-е, картина 3-я). Товарищ Сталин сообщает Ленину о предательской тактике
Троцкого и излагает свой план наступления на Деникина. Ленин полностью соглашается
с этим планом.
В ответ на выраженную Лениным уверенность в скором освобождении от белых
всей территории России, Сталин с восхищением говорит о "поразительной силе
оптимизма" в народе и в Ленине. Толстой показывает, что основой революционного
предвидения великих вождей революции является их вера в творческие силы
народа. С большой лирической теплотой писатель рисует трогательную заботу
Ленина и Сталина друг о друге: каждый беспокоится об отдыхе другого, и обоим
нет времени отдохнуть...
Затем мы видим Сталина в штабе Южного фронта в Серпухове, непосредственно
руководящего наступлением на Деникина (действие 3-е, картина 5-я). Как и
в повести "Хлеб", усилия писателя направлены здесь на то, чтобы показать
в Сталине сочетание военного гения с политическим. Сталин решительно искореняет
косность, формализм и схоластику, за которые пытаются спрятаться Троцкий
и его ставленники. Действуя вопреки вредительским приказам Троцкого, ломая
сопротивление его агентов - белогвардейских шпионов - Сталин поддерживает
инициативу Будённого и других преданных революции талантливых командиров.
Решительными мерами он добивается перелома в ходе военных действий и осуществляет
полный разгром войск Шкуро и Мамонтова.
В яркой драматической форме Толстой показывает тот "путь к победе, по
которому Сталин повел войска Южного фронта.
В последней главе романа К. Федина "Необыкновенное лето" изображен приезд
товарища Сталина в части 1-й Конной армии зимой 1919 года.
Писатель подчеркивает рост авторитета и популярности Сталина в войсках
после блестящих побед, одержанных под его водительством.
"... Теперь слово - Сталин - облетело не одну армию, не один фронт. После
телеграммы Сталина о победе под Воронежем его имя прозвучало на всех фронтах,
и для всей Красной Армии приобретало особое - полководческое - содержание".
Федин с большим искусством показывает это и через восприятие героя произведения
- Кирилла Извекова: в представлении Извекова образ великого полководца всё
больше сливается с крепнущей и закаляющейся Красной Армией. Поэтому-то "удивительно
странно, а вместе так понятно казалось ему, что между впечатлением конницы,
содрогнувшей степь, и впечатлением от человека в солдатской шинели, быстро
скользнувшего по снегу в русских лёгких санках, - между этими разными впечатлениями
заключалось такое нераздельное единство".
Писатель, далее, рисует встречу своего героя со Сталиным после смотра
будённовской конницы. Кирилл увидел Сталина в группе командиров, слушающего
рассказ одного из них о разведывательной операции: "Сталин коротко и пристально
взглядывал на него, пропуская папиросный дымок под тёмными усами". В описании
последовавшего разговора очень живо передан ряд черт, свойственных Сталину:
его обыкновение исчерпывающе уяснять себе положение вещей, его исключительно
внимательное отношение к людям, его мягкий юмор.
Указанные произведения, изображающие товарища Сталина в годы гражданской
войны, обстоятельно освещают его деятельность в тот период.
3
После смерти В. И. Ленина взоры всей нашей партии и всего советского народа
обратились к его лучшему ученику и соратнику - к товарищу Сталину. Знаменитая
сталинская клятва над гробом Ленина 26 января 1924 года и последующее выполнение
этой клятвы нашли широчайшее отражение в советской художественной литературе,
главным образом в лирических и лирико-эпических произведениях советских
поэтов и в народном творчестве. Идеей всех этих произведений является преемственность
дела Ленина - то, что "в Сталине Ленин бессмертный живёт", как замечательно
выразил это Джамбул. Сталин - это тот человек, "чья мысль с начала до конца
есть ленинская мысль, товарищ" - по мудрому слову дагестанского ашуга Сулеймана
Стальского. Во всех этих произведениях говорится о том, как выполнил вождь
народов свою великую клятву, о том, как неуклонно он вёл и ведёт страну
по пути, указанному Лениным.
Нет ни одного сколько-нибудь значительного советского поэта, который не
коснулся бы этой важнейшей темы. Из произведений, получивших всенародное
признание, можно назвать "Песню о выполненной клятве" Джамбула и ряд других
песен его и Сулеймана Стальского о Ленине и Сталине, стихотворение В. Лебедева-Кумача
"Великий образ", пользующуюся широкой известностью украинскую народную песню
"Два Сокола" в переводе М. Исаковского.
Мысли народа превосходно выражены в русском сказе, записанном от народной
сказительницы Т. А. Долгушиной (Кировсгая область):
...Сталин Ленину да кровный брат
По работе, по размаху по орлиному,
По полету, по простору соколиному.
Мы идем со Сталиным, как с Лениным,
Говорим со Сталиным, как с Лениным,
Знает все он наши думки думушки,
Всю он жизнь о нас заботится.
Выполнение Сталиным своей великой клятвы является темой замечательного
кинофильма "Клятва" (1946) по сценарию П. Павленко. Писателю удалось найти
выразительный художественный образ, передающий отношение народа к Сталину
как к великому продолжателю дела Ленина. Это - волнующий эпизод, когда жена
рабочего Варвара Михайловна Петрова после смерти Ленина передает адресованное
на его имя письмо товарищу Сталину.
В этом сценарии яркими штрихами обрисован величественный путь, который
прошла Советская страна под водительством Сталина с 1924 года и до победы
в Великой Отечественной войне.
"..С того времени, когда мы работаем без Ленина, - говорил в одном
из своих выступлений С. М. Киров, - мы не знаем ни одного поворота в
нашей работе, ни одного сколько-нибудь крупного начинания, лозунга, направления
в нашей политике, автором которого был бы не товарищ Сталин, а кто-нибудь
другой. Вся основная работа - это должна знать партия - проходит по указаниям,
по инициативе и под руководством товарища Сталина" [С. М. Киров. Избранные
статьи и речи, стр. 267- 268. Госполитиздат. 1941.].
Таким великим начинанием явилась индустриализация нашей страны, получившая
развернутое отражение в советской художественной литературе. Из произведений,
показывающих непосредственное руководство товарища Сталина проведением индустриализации,
можно назвать уже упомянутый сценарий П. Павленко "Клятва" (1946) и "Большой
конвейер" Я. Ильина (1932).
В одном из своих замечательных патриотических стихотворении - "Домой!"
- В. В. Маяковский, выражая желание, чтобы советская поэзия была поднята
на высоту важнейшего государственного дела, обратился к образу Сталина,
как руководителе индустриализации страны:
Я хочу,
чтоб к штыку
приравняли перо.
С чугуном чтоб
и с выделкой стали
о работе стихов,