К. Чуковский
ФУТУРИСТЫ
(Чуковский К. Собрание сочинений. Т. 6. - М., 1969. - С. 202-239)
I
Как много у поэта экипажей! Кабриолеты, фаэтоны, ландо! И какие великолепные,
пышные! Уж не герцог ли он Арлекинский? Мы с завистью читаем в его книгах:
"Я приказал немедля подать кабриолет..."
"Я в комфортабельной карете на эллипсических рессорах..."
"Элегантная коляска в электрическом биенье эластично шелестела по шоссейному
песку..."
И мелькают в его книге слова: "Моторное ландо"... "Моторный лимузин"... "Графинин
фаэтон"... "Каретка куртизанки"...
И даже когда он умрет, его на кладбище свезут в автомобиле, - так уверяет
он сам, - другого катафалка он не хочет для своих шикарных похорон! И какие
ландо, ландолетты потянутся за его фарфоровым гробом!
II
Это будут фешенебельные похороны. За фарфоровым гробом поэта потекут в сиреневом
трауре баронессы, дюшессы, виконтессы, и Мадлена со страусовым веером, и синьора
Za из "Аквариума". О, воскресни, наш милый поэт! Кто, если не ты, воспоет наши
будуары, журфиксы, муаровые платья, экипажи? Кто прошепелявит нам, как ты, галантный
ты, галантерейный комплимент?
- Вы такая эстетная, вы такая бутончатая! - шептал ты каждой из нас. - Властелинша
планеты голубых антилоп!
И даже когда мы в гостиной -
В желтой гостиной из серого клена с обивкою шелковой, -
угощали визитеров кексом, у тебя, как у Данте, в душе возникали сонеты. Ты
один был нашим менестрелем, и как грациозно-капризны бывали твои паркетные шалости!
Как мы жемчужно смеялись, когда однажды ты заказал в ресторане мороженое из
сирени (мороженое из сирени!) и в лилию налил шампанского. Или подарил нам боа
из кудрявых цветов хризантем! Гордец, ты любил уверять, что у тебя, в твоей
родной Арлекинии, есть свой придворный гарем:
У меня дворец пятнадцатиэтажный,
У меня принцесса в каждом этаже
И странно: тебе это шло, тебе это было к лицу, как будто ты и вправду инкогнито-принц,
и все женщины - твои одалиски, и это ничего, что у рябой коровницы ты снимал
в Козьей Балке дачу: эту дачу ты звал коттеджем, а ее хозяйку сиятельством;
дворник у тебя превращался в дворецкого, кухарка Маланья в субретку, и даже
мы, белошвейки, оказались у тебя принцессами:
- Я каждую женщину хочу опринцессить! - таков был твой гордый девиз.
Но что же делать принцессам без принца? О, воскресни, наш милый принц!
III
Тут непременно случится великое чудо. Из гроба послышится жуткий и сладостный
голос того, кого мы так горько оплакиваем:
"Гарсон! сымпровизируй блестящий файв о'клок!" - и шикарный денди-поэт, жеманно
и кокетливо потягиваясь, выпрыгнет из фешенебельного гроба: - Шампанского в
лилию! Шампанского в лилию! - И закричит шоферу-похоронщику:
Как хорошо в буфете пить крем-де-мандарин!
За чем же дело стало? - К буфету, черный кучер!
IV
Многие, конечно, догадались, что герой этой странной повести наш фешенебельный,
галантный поэт, лев сезона, Игорь Северянин.
Я только вчера прочитал его книгу, и теперь в душе осколки его строф:
- Ножки пледом закутайте, дорогим ягуаровым...
- Виконт сомневался в своей виконтессе...
- Вы прислали с субреткою мне вчера хризантемы...
- Дворецкий ваш... на мраморной террасе...
- Mingon с Escamillio! Mingon с Escamillio! Шампанское в лилии святое вино!
О, лакированная, парфюмерная, будуfрно-элегантная душа! Оя глядит на мир сквозь
лорнет, и его эстетика есть эстетика сноба. О чем бы он ни говорил: о Мадонне,
о звездах, о смерти, я читаю у него между строк:
- Гарсон! сымпровизируй блестящий файв о' клок.
Его любимые слова: фешенебельный, комфортабельный, пикантный...
Не только темы и образы, но и все его вкусы, приемы, самый метод его мышления,
самый стиль его творчества определяются веерами, шампанским, ресторанами, бриллиантами.
Его стих, остроумный, кокетливо-пикантный, жеманный, жантильный, весь как бы
пропитан этим воздухом бара, журфикса, кабарэ, скетинг-ринга. Характерно, что
он ввел в нашу поэзию паркетное французское сюсюканье и стрелку называет пуантом,
стул - плиантом, молнию - эклером и даже русскую народную песню озаглавливает
"Chanson Russe". Фиоль, шале, буше, офлёрить, эксцессерка,
грезёрка, сюрпризёрка - на таком жаргоне оп пишет стихи, совсем
как (помните?) мадам де Курдюков:
Вам понравится Европа.
Право, мешкать иль не фо па,
А то будете малад,
Отправляйтесь-ко в Кронштадт.
Же не вё па, же нире па,
Же не манж па де ла репа .
И не странно ли, не изумительно ли, что все же, несмотря ни на что, его стих
так волнующе-сладостен! Дух дышит, где хочет, и вот под вульгарною личиною сноба
сильный и властный поэт. Бог дал ему, ни с того ни с сего, такую певучую силу,
которая, словно река, подхватит тебя и несет, как бумажку, барахтайся сколько
хочешь: богатый музыкально-лирический дар. У него словно не сердце, а флейта,
словно не кровь, а шампанское! Сколько бы ему ни было лет, ему вечно будет восемнадцать.
Все, что увидит или почувствует, у него претворяется в музыку, и даже эти коляски,
кабриолеты, кареты, - ведь каждая в его стихе звучит по-своему, имеет свой собственный
ритм, своп собственный стихотворный напев, и мне кажется, если б иностранец,
не знающий ни слова по-русски, услышал, например, эти томные звуки:
Я в комфортабельной карете на эллипсическпх рессорах
Люблю заехать в златополдень на чашку чаю в женоклуб, -
он в самом кадансе стиха почувствовал бы ленивое баюкание эластичных резиновых
шин. И какой сумасшедшей музыкой в его стихотворении "Фиолетовый транс" отпечатлен
ураганный бег бешено ревущего автомобиля. Как виртуозно он умеет передать самой
мелодией стиха и полет аэроплана, и качание качелей, и мгновенно мелькнувший
экспресс, и танцы, особенно танцы:
И пала луна, танцевавшая в море!
Даже свои поэзы он означает, как ноты: соната, интермеццо, berceuse. Про какую-то
женщину он говорит:
Она передернулась, как в оркестре мотив!
Конечно, он нисколько не Бах и но Вагнер, скорее всего он Массне, салоннейший
из композиторов, коего благоговейно воспевает. Один критик даже рассердился:
можно ли воспевать такого сноба, - но кого же и воспевать поэту-снобу! Он верен
себе во всем. Давайте решим на минуту, что снобизм, пшютизм, как и все остальное,
имеют право излиться в искусстве и что от художника нам нужно одно: пусть он
полнее, пышнее, рельефнее выявит пред нами свою душу, не все ли равно какую.
Мелодекламация дамски-альбомных романсов нашего галантного поэта и какие-нибудь
гимны Ра, псалмы Ксочиквецали - перед лицом Аполлона равны.
V
Эта салонность поэзии как будто и неуместна теперь. Светозарный Игорь Северянин,
милый принц, он явился как будто не вовремя. Ведь нынче в моде, напротив, пещерность,
звериность, дикарство; поэты из сил выбиваются, как бы позверинее рявкнуть.
Кто же поймет и полюбит теперь
[Его] волшебные сюрпризы,
[Его] ажурные стихи!
Нынче даже тонкие эстеты, парнасцы, как, например, Гумилев, вдруг записались
в Адамы: основали секту адамистов, первобытных, первозданных людей.
- Как адамисты, мы немного лесные звери! - уверяют эти господа. - Сбросим
же с себя "наслоения тысячелетних культур"! Все эти адамисты, как и эгофутурист
Игорь Северянин, - живут в Петербурге и порождены Петербургом.
А московским кубофутуристам нечего больше xi сбрасывать. Они уже все с себя
сбросили: грамматику, логику, психологию, эстетику, членораздельную речь, -
визжат, верещат по-звериному:
Сарча кроча буга на вихроль!
Зю цю э спрум!
Беляматокияй!
"То было и у диких племен", - поясняет их апостол Крученых. Вот воистину модный
девиз для всех современных художеств: "то было и у диких племен". Тяга
к дикарю, к лесному зверю, к самой первобытной первобытности есть ярчайшая черта
нашей эпохи; сказать про творение искусства: "то было и у диких племен",
нынче значит оправдать и возвысить его. Пусть Игорь Северянин, как хочет, жеманничает
со своими кокотессами-принцессами в желтой гостиной из серого клена с обивкою
шелковой, - на него со всех сторон накинутся с бумерангами, дубинами, скальпами
кубисты, футуристы, бурлюкисты: сарча, кроча, буга на вихроль! - и, не внемля
его французскому лепету, затопчут бедного поэта, как фиалку. Долой финтифлюшки,
и в той же гостиной на всех шифоньерках расставят явайских, малайских, нубийских
кривоногих пузатых идолов, по-шамански завопят перед ним: зю цю э спрум! Беляматокияй!
"Сбросим с себя наслоения тысячелетиях культур!" - таков бессознательный лозунг
новейших романов, поэм, философий, статуй, танцев, картин.
"О, большие черные боги Нубии!" - взывает один кубофутурист и, свергая Аполлона
Бельведерского, славит "криво-чернявого идола"!
"Вашему Аполлону пора умереть, - пишет он в альманахе "Союз молодежи". - У
вашего Аполлона подагра, рахит. Мы раздробим ему череп. Вот вам другой Аполлон,
криво-чернявый урод!".
Даже Венеру Милосскую они обратили в дикарку, сослали ее в тундру, в Сибирь,
и бедная неутешно рыдает в поэме московского Хлебникова:
Ты веришь? - видишь? снег и вьюги!
А я, владычица царей,
Ищу покрова и досуга
Среди сибирских дикарей.
Игорь Северянин явился но вовремя, бонбоньерочный, фарфоровый, ажурный. Добро
бы к такому дикарству влеклись одни московские футуристы. Бог бы с ними! Но
нет. Это всеобщая тяга. Джек Лондон отнюдь ко футурист, а ведь вся Европа влюбилась
в него именно за эти призывы к первобытности, звериности, стихийности. Стихийность!
Что же и славят теперь нынешние модные философы. Антиинтеллектуализм господствует
нынче повсюду. Ratio, Logos - нынче у нас не в фаворе, - дорогу слепым, но вещим
озарениям стихийной души. Интуитивное постижение мира, темный звериный нюх,
шаманский экстатический бред мудрее вашей бедной рассудочности. "Сбросим же
с себя наслоения тысячелетних культур!"
И ведь дошло до того, что даже он, даже Игорь Северянин, от кокоток, кушеток,
файв о'клоков, гарсонов тоже вместо со всеми устремляется в тундру, в первобытные
дебри дремучих лесов. Сидит со своими гризетками где-нибудь в отдельном кабинете
или
В будуаре тоскующей нарумяненной Нелли,
Где под пудрой молитвенник, а на ней Поль де Кок, -
и вдруг заявит ни с того ни с сего:
"Иду в природу, как в обитель...", "По природе я взалкал", "Бегу оленем к
дебрям финским...", "И там в глуши, в краю олонца... Моя душа взойдет, как солнце".
Повторяю, теперь это мода, и, право, прелестна его виконтесса, которая прямо
из ложи театра угодила на Северный полюс:
Я остановила у эскимосской юрты
Пегого оленя, - он поглядел умно...
А я достала фрукты
И стала пить вино.
И в тундре - вы понимаете? - стало южно...
В щелчках мороза - дробь кастаньет...
И захохотала я жемчужно,
Наведя на эскимоса свой лорнет .
Тундры, юрты, олени делают особенно пикантным гривуазно-кокоточный тон этой
очаровательной пьески. Шампанское - в тундре! Эскимос и - лорнет! О, виконтесса
осталась в восторге от диких экзотических стран, - там такие пылкие любовники:
Задушите меня, зацарапайте,
Предпочтенье отдам дикарю!..
Вот в какие неожиданные формы вылилась эта жажда стихийности, чуть только
она докатилась до "желтой гостиной из серого клена, с обивкою шелковой", хотя
дело, конечно, не в формах; знаменательно, что и будуарные души воздыхают нынче
по пещерам и тундрам.
"Гнила культура, как рокфор!" - восклицает Игорь Северянин.
"Я с первобытным неразлучен... Душа влечется в Примитив".
VI
Трогательно наблюдать Игоря Северянина на лоне того Примитива, к которому
он так страстно влечется. Он и в поля и в леса вносит те же паркетные вкусы.
Вот пролетела перед ним стрекоза. "Грациозная кокетка!" - кричит он ей вслед.
Сирену он называет водяной балериной, а деревья ему кажутся маркизами. Он требует,
чтобы на берег моря, на дикий прибрежный песок, ему принесли клавесины, он сыграет
попурри из Амбруаза Тома, а его адъютантесса покуда защитит его зонтом от солнца.
Таково его слияние с природой! Полосы спелой пшеницы для него золотые галуны,
в весеннем шелесте листьев он слышит зеленые вальсы, и даже в тундре
олений бег кажется ему бальным вальсированием.
Нынешняя жажда первобытного привела современных людей к детям, к детской душе.
Художники, особливо кубисты, изучают детские рисунки, пробуют им подражать;
поэты благочестиво печатают образчики детских стихов. Николай Кульбин в своих
лекциях о грядущем искусстве читает стихи семилеток.
Игорь Северянин тоже льнет и влечется к малюткам, но опять-таки как-то по
своему:
Ласковая девонька! Крошечная грешница!
Ты еще пикантнее от людских помой, -
говорит он какой-то крошке, очевидно, с Невского проспекта, -
Котик милый, деточка! встань скорей на цыпочки.
Алогубы-цветики жарко протяни...
В грязной репутации хорошенько выпачкай
Имя светозарное гения в тени!
ИI здесь он верен себе. Но если бы эти стихи как-нибудь удручили читателя,
затемнили светозарный лик поэта, право, мне очень легко снова вернуть к нему
сердца. Стоит только мне переписать иные его певучие строфы, например, плясовую,
камаринскую - такую утреннюю, молодую, заразительную, или эту его милую "диссону",
в которой многих, я уверен, прельстит такая острая пряность игривых и пикантных
ассонансов:
Ваше Сиятельство, к тридцатилетнему - модному - возрасту
Тело имеете универсальное... как барельеф...
Душу душистую, тщательно скрытую в шелковом шелесте,
Очень удобную для проституток и для королев...
Впрочем, простите мне, Ваше Сиятельство, алые шалости.
Ирония, претворенная в лирику, - здесь Игорь Северянин настоящий маэстро,
и я думаю, сам Обри Бердслей удостоил бы его "диссону" гротеском.
VII
Здесь я, в сущности, мог бы и кончить. И правда, не пора ли расстаться с этой
исчерпанной книгой? Но в самом ее конце, на одной из последних страничек, я
внезапно с удивлением увидел неожиданное слово: футуризм.
Странно. Неужели и он футурист? Вот никогда не подумал бы. В чем же его футуризм?
Может быть, в этих кексах, журфиксах? Или в русско-француаском жаргоне? Но тогда
ведь и мадам Курдюкова, которой восьмой десяток, такая же футуристка, как он.
Однако мадам Курдюкова никогда не говорила о себе: "Я литературный Мессия...
Моя интуитивная школа - вселенский эгофутуризм"; это говорил о себе господин
Северянин. В его книге мы беспрестанно читаем, что он триумфатор, новатор:
Я гений, Игорь Северянин,
Своей победой упоен, -
и когда любимая женщина усомнилась в его победе, он чуть не задушил ее за
это:
Немею в бешенстве, - затем, чтоб не убить!
Издевайтесь над ним, хохочите, - вы скоро все поклонитесь ему, так уверяет
он сам. "Новатор в глазах современников - клоун, в глазах же потомков - святой!"
У него есть ученики и апостолы, есть даже, как увидим. Иуда, и в разных газетах
и журналах, они возглашают о нем: "Отец Российской эгопоэзии. Ядро Отечественного
футуризма! Ее Первосвященник, Верховный Жрец!"
А мы перелистали его книгу, - и где же были наши глаза? - ничего такого но
увидели. В ней откровения грядущих веков, а нам мерещились какие-то романсы!
Пред нами пророк, а мы думали: оперный тенор. Мы думали, что он шантеклер, а
он, смотрите, стоит на Синае с какими-то скрижалями в руках. И на этих скрижалях
начертано:
"Вселенский эгофутуризм... Грядущее осознание жизни... Интуиция... Теософия...
Призма стиля - реставрация спектра мысли... Признание эгобога... Обет вселенской
души", - и так дальше, в таком же роде, а мы, перечтя его книгу и раз, и другой,
и третий, так-таки ни в одной запятой никакого футуризма не нашли! О, критики,
слепые кроты! Футуристы отвергают нас недаром. "Вурдалаки, гробокопатели...
паразиты!" - иначе они нас и не зовут.
Вникнем же как можно почтительнее в эти их катехизисы, заповеди, декларации,
манифесты, доктрины, скрижали, постараемся без желчи, без хихиканья понять эту
загадочную секту.
Я готов даже попробовать и сам сделаться на время футуристом, на неделю, па
две, не больше, чтобы точнее, доскональнее узнать и йотом поведать всему миру,
что же это, в сущности, такое. Критик так и должен поступать, иначе к чему же
и критика! И если он сам. например, хоть на час не становился Толстым или Чеховым,
что он знает о них! Клянусь, я уже был в свое время и Сологубом, и Белым, и
даже Семеном Юшкевичем. Нужно претвориться в того, о ком пишешь, нужно заразиться
его лирикой, его ощущением жизни.
Итак, с настоящей минуты я - уже не я, а Бурлюк. Или нет, - Алексей Крученых!
"Сарча кроча бута па вихроль!"
Но лучше подожду еще минуту и постараюсь хоть бегло, хоть в нескольких строчках
побыстрее досказать о Северянине.
VIII
Есть два стана русских футуристов: петербургские и московские. Петербургские
не просто футуристы, а с прибавкою слова эго. Северянин - эгофутурист.
Эго - по-гречески: я. Не оттого ли в его стихах так выпячено надменное
я:
Я даровал толпе холопов
Значенье собственного я.
"Я изнемог от льстивой свиты...", "Я гений, Игорь Северянин...", "Я коронуюсь
утром мая...", "Мне скучен королевский титул, которым бог меня венчал", - не
оттого ли он вечно чувствует свою коронованность, избранность, единственность?
И все его адъютанты за ним. Даже какой-то Олимпов и тот говорит: я гений.
Иначе нельзя, помилуйте, на то они эгопоэты. Ведь и бог у них не бог, а эгобог:
если он сотворил человека по образу своему и подобию, значит, он такой же эгоист,
как и мы, - рассуждают эти господа и зовут нас поклониться эгобогу.
Но к чему же сочинять стихи, ежели я - эгобог? И к чему вообще слова, если
я во всем мире один? - рассуждает эгофутурист Василиск Гнедов. - Слова нужны
лишь "коллективцам", "общежителям". И он создает знаменитую поэму без слов:
белый, как снег, лист бумаги, на котором ничего не написано. Эта бессловесная
поэма озаглавлена "Поэма конца", и как хорошо, что Гомер и Вергилий держались
иных убеждений.
Эгофутуристы мечтают о таком же эготеатре, где не будет ни актеров, ни зрителей,
а только мое или ваше единое я. Это у них называется "эговый анархизм", и я
мог бы легко доказать, что отсюда логически следует то всеосвящение, всеоправдание
мира, о котором возвещает их мессия: "Виновных нет, все люди правы... не знаю
скверных, не знаю подлых...", "Я славлю восторженно Христа и Антихриста!.. Голубку
и ястреба!.. Кокотку и схимника!.."
Но где же здесь, ради бога, футуризм? Это старый, отжитой, запыленный "Календарь
модерниста" за 1890 или 91-й год. Там, где-нибудь на дырявой страничке, замызганной
тысячами пальцев, вы найдете всю эгопоэзию от первой строки до последней. "Люблю
я себя, как бога", - писала там Зинаида Гиппиус... "И господа и дьявола хочу
прославить я", - писал там Валерий Брюсов, и даже этот соллипсический эготеатр
выкроен по старой статье Сологуба. Право, не стоило всходить на Синай для такой
отрыжки вчерашнего.
Впрочем, есть у этих петербуржцев и новые скрижали. На последней, например,
странице в их альманахе "Стеклянные цепи" я с восторгом прочитал такое:
"Константин Олимпов носит воротники "торреадор".
И дальше:
"В имении директора газеты "Петербургский глашатай" И,В. Игнатьева... состоялся
оживленный стерляжий раут".
И дальше: "И.В. Игнатьев изволил одобрить Американские Горы в "Луна-парке".
Там же Игорь Северянин сообщает: "20-го июня уезжаю на мызу княгини Л.А. Оболенской".
Это у них самобытное. Рауты, мызы, княгини и, главное, воротнички "торреадор",
- здесь единственная их подоплека, сколько бы они ни лепетали об эгобоге или
эгопоэзии. Розовая пудра! голубые флакончики! золотые духи! "Ах, хотел бы я
быть элегантным маркизом и изящно играть при дворе с королями в фаро!" - вздыхает
один из них, должно быть, на Песках или в Подъяческой. "Луна просвечивала сквозь
облако, как женская ножка сквозь модный ажур", - пишет эгофутурист Шершеневич
и доходит до такой галантерейности, что даже могильных червей, торопящихся к
свежему трупу, величает франтами во фраках, с гвоздикой в петлицах, спешащими
на званый обед,
Из гостиной или из Гостиного двора вышли эти господа в литературу? Этакие
Оскары Уайльды, они словно состязались друг с другом, - особенно в первые годы
- кто кого пережеманничает, кто кого переманерничает, кто покартавее крикнет:
"Гарсон, сымпровизируй блестящий файв о'клок".
Всех перекартавил Северянин, но и остальные не ударили в грязь. Я никогда,
например, не забуду их эгоконцерт футуризма, с гондолами, принцессами, ликерами,
в парке, у мраморных урн, при Охотничьем дворце Павла Первого. Я тоже получил
приглашение. Правда, все оказалось мечтой, и не было ни принцесс, ни ликеров,
ни мраморных урн, не было даже концерта, по как характерна такая мечта для эгофутуризма
с Подъяческой. Форели, свирели, вина князя Юсупова! - в этой милой утопии так
ясно сказалась та среда, где сформировался талант Северянина, где возникли наши
Маринетти, и хотя теперь Северянин от них отошел и все они друг с другом перессорились,
хотя будуарно-парфюмерный период петербургского эгофутуризма закончился, драгоценно
отметить для будущего С.А. Венгерова, что именно в этой среде петербургский
эгофутуризм зародился впервые...
IX
"В женоклубе бальзаколетний картавец эстетко орозил вазы. Птенцы желторотят
рощу. У зеркалозера бегают кролы. В олуненном озерзамке лесофеи каблучками молоточат
паркет".
На таком языке изъясняются между собой футуристы. Эгофутуристы, петербургские.
Здесь они, действительно, новаторы. "Осупружиться", "скалониться", "офрачиться",
"онездешиться", "поверхпоскользие", "дерзобезумие" - таких слов еще не слыхало
русское ухо. Многие даже испугались, когда Игорь Северянин написал:
Я повсеградно оэкранен,
Я повсесердно утвержден.
Лишь один не испугался - Юра Б. Он и сам такой же футурист. Озерзамками его
не удивишь. "Отскорлупай мне яйцо", - просит он. "Лошадь меня лошаднула. "Козлик
рогается". "Елка обсвечкана". И если вы его спросите, что же такое крол, он
ответит: крол - это кролик, но не маленький, а большой.
Этому эгофутуристу в минувшем июле исполнилось уже четыре года, и я уверен,
что для Игоря Северянина он незаменимый собеседник. Пусть только поэт поторопится,
пока Юре не исполнилось пять; тогда в нем словотворчество иссякнет.
Это не укор Северянину, а большая ему похвала.
Хочется нам или нет, такие слова неизбежно нагрянут, ворвутся в нашу закосневшую
речь. Нам, в сутолоке городов, будет некогда изъясняться длительно-многоречиво,
тратить десятки слов, где нужны только Два или три. Слова сожмутся, сократятся,
сгустятся. Это будут слова-молнии, слова-экспрессы. Кто знает, что сделала Америка
с английской речью за последние два десятилетия, тот поймет, о чем я говорю:
что янки расскажет в минуту, по-русски нужно рассказывать втрое дольше. Трата
словесной энергии страшная, а нам необходима экономия: "некогда" - это нынче
всесветный девиз; он-то и преобразит наш неторопливый язык в быструю, "телеграфную"
речь. Тогда-то такие слова, как окалошиться, осупружиться, экстазить,
миражитъ, станут полноправны и ценны. Здесь именно дело в стремительности:
хочется, например, побыстрее сказать, что некто, обливаясь слезами, подобно
грешнице Марии Магдалине, кается и молит о прощении, - и вот единственное герценовское
слово: магдалинится. У Северянина мне, например, понравилось его прехлесткое
слово бездарь. Оно такое бьющее, звучит как затрещина и куда энергичнее
вялого речения без-дар-ность:
Вокруг - талантливые трусы и обнаглевшая бездарь...
Право, нужно было вдохновение, чтобы создать это слово: оно сразу окрылило
всю строфу. Оно не склеенное, не мертворожденное: оно все насыщено эмоцией,
в нем бьется живая кровь. И даже странно, как это мы до сих пор могли без него
обойтись.
X
А московский Крученых говорит: наплевать!
- То есть позвольте: на что наплевать?
- На все!
- То есть как это: на все?
- Да так!
Это не то что Игорь. Тот такой субтильный, тонконогий, все расшаркивается,
да все по-французски; этот - в сапожищах, стоеросовый, и не говорит, а словно
буркает:
Дыр бул щыл Ха ра бау.
И к дамам без всякой галантности. Петербургские - те комплементщики, экстазятся
перед каждой принцессой:
- Вы такая эстетная, вы такая бутончатая.
- Я целую впервые замшу ваших перчат.
А этот беспардонный московский Крученых икнет, да и бухнут:
- У женщин лица надушены как будто навозом!
И почешет спину об забор. Такая у него парфюмерия. Этот уж не станет грациозиться.
Ведь написал же итальянский футурист Маринетти, что он не видит особенной разницы
между женщиной и хорошим матрацем. "Из неумолимого презрения к женщине в нашем
языке будет только мужской род".
Вот какая широкая бездна между петербургским футуризмом - и московским. Игорь
Северянин - типичнейший представитель эгофутуристов петербургских, Крученых
столь же характерный представитель кубофутуристов московских.
Петербургские эгофутуристы - романтики: для них какой-нибудь локончик или
мизинчик, кружевце, шуршащая юбочка - есть магия, сердцебиение, трепет: "оттого,
что груди женские - тут не груди, а дюшес", - слюнявятся они в своих поэзах,
а Крученых только фыркнет презрительно:
"Эх вы, волдыри, эгоблудисты!"
И про этот самый дюшес выражается:
Никто по хочет бить собак
Запуганных и старых,
Но норовит изведать всяк,
Сосков девичьих алых!
В то время, как эгофутуристы в мечтах видят себя юными принцами на каких-то
бриллиантовых тронах, Крученых о себе отзывается:
"Как ослы на траве, я скотина".
Эгофутуристам мерещится, что среди виконтесс-кокотесс на ландышевых каких-то
коврах они возлежат в оэерзамке, но у Крученых другие мечтания:
Лежу и греюсь близ свиньи
На теплой глине,
Испарь свинины
И запах псины,
Лежу добрею на аршины.
Свиньи, навоз, ослы - такова его тошнотная эстетика. Он и книжечку свою озаглавил:
"Поросята"; не то что у Игоря - "Колье принцессы", "Элегантные модели", "Лазоревые
дали".
Когда Крученых хочет прославить Россию, он пишет в своих "Поросятах":
В труде и свинстве погрязая,
Взрастаешь, сильная родная,
Как та дева, что спаслась,
По пояс закопавшись в грязь.
И даже заповедует ей, чтобы она и впредь, свинья-матушка, не вылезала из своей
свято-спасительной грязи, - этакий, простите меня, свинофил!
Всякая грация, нежность, приветливость, всякая задушевность и ласковость отвратительны
ему до тошноты. Если бы у него невзначай сорвалось какое-нибудь поэтично-изящное
слово, он покраснел бы до слез, словно сказал непристойность. Такие они все,
эти московские: Петрарки навыворот, эстеты наизнанку. Срывы, диссонансы, угловатости,
хаотическая грубость и неряшливость - только здесь почерпают они красоту. Оттого-то
для них так прельстителен дикарский истукан-раскоряка, черный, как сапожная
вакса, и так гадок всемирный красавец, снежно-мраморный бог Аполлон.
Я верю: это не поза, не блажь, а коренное, подлинное чувство. Дисгармония,
диссиметрия, диспропорция н вправду обаятельна для них.
В знаменитой своей "Декларации слова" они недаром восхваляют какофонию.
"[Нужно], чтоб читалось туго... занозисто и шероховато!" - пишут они снова
и снова.
Как же им не гнать из чертогов поэзии женщину, Прекрасную Даму, любовь? Мы
видели: они даже Beнеру Милосскую сослали куда-то в тайгу.
Эротика, этот неиссякающе-вечный источник поэзии, от "Песни песней" до шансонет
Северянина, в корне отвергается ими. Когда Северянин поет, что паж полюбил королеву
и королева полюбила пажа, Крученых эту королеву ведет к прокаженному на поганое
и смрадное гноище.
К черту обольстительниц-прелестниц, все эти ножки, ланиты да перси, и вот
красавица из альбома Крученых:
Посмотри, какое рыло, Просто грусть.
Все это, конечно, называется бунтом против канонов и заповедей былой, отжитой
красоты, и, как мы ниже увидим, нет ни единого пунктика в нашей веками сложившейся
жизни, против коего не бунтовал бы Крученых.
Но странно: бунтовщик, анархист, взорвалист, а скучен, как тумба. Нащелкает
еще десятка два таких ошеломительных книжек, а потом и откроет лабаз, с дегтем,
хомутами, тараканами - все такое пыльное, унылое. (Игорь Северянин открыл бы
кондитерскую!) Ведь бывают же такие несчастно рожденные: он и форсит, и кривляется,
а скука, как пыль, налегла на все его слова и поступки. Берет, например, страницу,
пишет на ней слово шиш, только одно это слово! - и уверяет, что это стихи,
но и шиш выходит невеселый. Хоть бы голову себе откусил, так и то никому
не смешно. Кажется, только российская глушь рождает таких унылых и скучных людей,
- под стать своим заборам и. осинам. Вот уж, подлинно, российский Маринетти!
У другого вышло бы забубенно и молодо, ежели бы он завопил:
- Беляматокияй!
- Сержамелепета!
А у этого-даже скандала не вышло: в скандалисты ведь тоже не всякий годится,
это ведь тоже призвание! Он, конечно, очень старается: берет, например, страницу
- зеленую или даже оранжевую, и выводит на ней с закорючками:
Читатель, не лови ворон.
Фрот фрон ыт,
Алик, а лев, амах.
Но и сам деревенеет от скуки. Как будто его подрядили, чтобы он во что бы
то ни стало выделывал эти тусклые фокусы, и вот теперь поневоле он цедит сквозь
зубы унылое:
Те гене