(История всемирной литературы. - Т. 5. - М., 1988. - С. 363-365)
Феофан Прокопович (1681-1736) начинал свою деятельность в Киеве. Петр I вызвал
его в Петербург, где Феофан стал одним из высших иерархов русской православной
церкви, правой рукой Петра в осуществлении его преобразовательной политики.
Феофан Прокопович, разносторонне образованный человек, был поборником распространения
«не токмо священного писания», но и «внешнего», светского учения. Он был блестящим
церковным оратором, причем его искусно построенные проповеди (слова) были не
столько богословскими поучениями, сколько выступлениями политика. Характерны
заглавия наиболее прославленных из них - «Слово о власти и чести царской» (1718),
«Слово похвальное о флоте российском» (1720). Классическим образцом риторической
ораторской прозы было слово, произнесенное Прокоповичем на погребении Петра
I (1725). Здесь он с большим художественным мастерством и полнотой раскрыл историческое
значение его реформаторской деятельности. Из-под пера Феофана вышел также ряд
правительственных документов. В них он внес страстность публициста, гордящегося
возросшей благодаря Петру международной ролью России, острый обличительный сарказм
по адресу противников преобразований, ревнителей старины.
В трактате «Правда воли монаршей» (1722), написанном в связи с судом над царевичем
Алексеем, Феофан коснулся проблемы, издавна волновавшей русских писателей и
публицистов, а в XVIII в. поставленной заново историей и ставшей одной из центральных
проблем эпохи: каковыми должны быть идеальный государь, отношения его к своим
подданным и их обязанности к нему. Первейший долг такого государя, согласно
Феофану, - «всенародная польза». В то же время - это государь-самодержец: «не
может народ повелевать что-либо монарху своему». Такая трактовка абсолютизма
в тогдашних условиях развития России была исторически оправданна: петровский
абсолютизм выступал «как цивилизующий центр, как объединяющее начало общества»
(Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд., т. 10, с. 431). В дальнейшем в зависимости
от изменения общественных условий тип идеального монарха в представлении литературы,
публицистики, театра подвергнется существенной эволюции. Расширится и содержание
понятия «народ», в которое Феофан вкладывал ограничительный смысл, разумея дворянство,
высшие круги духовенства, именитых представителей купечества.
Феофан Прокопович писал стихи на русском, латинском, польском языках. На трех
этих языках сочинен им «Епиникион» в честь Полтавской победы (1709). В основу
сюжета трагедокомедии Феофана «Владимир» (1705), написанной в бытность его в
Киево-Могилянской академии, положены история введения христианства на Руси киевским
князем Владимиром, борьба, которую в связи с этим князю-преобразователю пришлось
вести с языческими жрецами. Современники узнавали во Владимире Петра I, а в
сатирических образах жрецов - представителей ретроградной части современного
духовенства.
Выступал Феофан и как теоретик литературы и ораторского искусства. Составленная
им «Поэтика» (1705) была посмертно напечатана в 1786 г. «Риторика» (1706-1707)
Феофана осталась неизданной до 1982 г. и была известна лишь в выдержках и изложении.
Оба труда, написанные на латинском языке, сложились из лекций, читанных в 1705
и 1706-1707 гг. в Киево-Могилянской академии. Несмотря на то что лекции не были
напечатаны при жизни автора, идеи их получили достаточно широкое распространение,
так как в обеих существовавших в России в то время духовных академиях - киевской
и московской Славяно-греко-латинской, а также в ряде других училищ теорию словесности
преподавали ученики Феофана, опиравшиеся на его лекционные курсы. И в «Поэтике»,
и «Риторике» Феофан популяризирует теоретиков античности, Возрождения, барокко.
Его «Поэтика», подобно всем школьным поэтикам XVII-XVIII вв., рационалистична
и нормативна. Он признает искусство, утвержденное определенными правилами и
наставлениями, искусство, приносящее «услаждение и пользу», но поддерживает
и принцип правдоподобия. Порицает Феофан «буйство» слога, «темноту» стиля, неумеренное
употребление тропов и фигур, различные виды «трудных пустяков» и «куриозных»
стихов. В области драматургии он сторонник пятиактного построения пьесы, малого
числа действующих лиц (стоит напомнить, что в школьной драме «Страшное изображение
второго пришествия господня на землю...» 1702 г. число их доходило до 140),
сведения фабульного времени к минимуму (от одного до трех дней), чтобы события,
играющие роль предыстории, излагались в речах персонажей. Кроме трагедии и комедии,
Феофан допускает, опираясь на авторитет Плавта с его «Амфитрионом», промежуточный
драматический жанр - трагедокомедию. До Ломоносова он предлагает в «Риторике»
различать три слога: высокий, средний и низкий. Все эти идеи Феофана предваряли
будущий классицизм, утверждение которого на русской почве связано с именами
Кантемира, Тредиаковского, Ломоносова и Сумарокова.