(Блок А. Собрание сочинений в шести томах. - Т. III. - М., 1971. - С. 324-328)
Блок прежде всего поэт. Словами Маяковского можно добавить: этим и интересен.
Поэзия в его литературном наследии занимает главное место.
Родившись во мраке "страшных лет России", он тем не менее являл
собою личность необычайно богатую, щедро наделенную многими талантами. Но и
драматургия, и литературоведение, и философия отступали перед силой поэтического
дара, растворялись в нем. Могущество гармонии в Блоке было почти безграничным.
У юного Блока, учитывая необычайную сложность и противоречивость времени его
творческого созревания, было две возможности, два пути.
Один из них - путь упадочного декадентского искусства, путь многих его современников,
который завершился творческим крахом. Другой - путь неустанных идейно-эстетических
поисков, искреннего и честного служения родине, России, ее настоящему и будущему,
который привел Блока к революции, к поэме "Двенадцать" и "Скифам".
Этот-то путь и составил "целую поэтическую эпоху" (Маяковский), оказав
огромное влияние на дальнейшее развитие поэзии.
В "Стихах о Прекрасной Даме", стихах совсем еще молодого человека,
не свободных от влияний предшественников и современников, Блок уже покоряет
нас чистотою и святостью своего чувства, целомудренной, чисто фетовской нежностью.
Но здесь же порою слышится и голос истинной страсти, прорывающийся сквозь религиозно-мистическую
оболочку и символы:
Когда же первый вспыхнул пламень,
И слово к небу понеслось, -
Разбился лед, последний камень
Упал, - и сердце занялось.
Пламень лирики Блока вспыхнул на рубеже двух веков. Поэт своим чутким сердцем
и редчайшей интуицией художника уже тогда предчувствовал грядущее обновление
жизни. "Будет день - и свершится великое, чую в будущем подвиг души, -
писал он еще в 1901 году. Его лирика полна таких предчувствий. И поэтому с первых
же книг, со "Стихов о Прекрасной Даме", даже с поэтических опытов
"Ante Lucem" Блок увлекает нас своей мечтой о прекрасном, своим стремлением
к добру и свету. Это и есть "сокрытый двигатель" его души, причина
и следствие глубинного лирического волнения, которые вы ощущаете почти немедленно,
как только начинаете читать его стихи.
Блок - лирик. Как великий мастер, он мог написать прекрасное стихотворение
в эпическим сюжетом, мог написать поэму. Что такое, например, его стихотворение
"На железной дороге"? Это целый роман, в котором уместилась жизнь
и трагическая судьба молодой девушки. Сюжет его вызывает в памяти историю толстовской
Катюши Масловой. Гений Толстого увидел в этом сюжете основу социального романа.
Блок написал пронзительное стихотворение с отблеском трагедии.
Но лирика Блока составляет роман в стихах, в котором отразилась судьба самого
поэта, его жизненный и творческий подвиг, его полная смуты и революционных порывов
эпоха. Лирика Блока - это и исповедь и проповедь. Исповедь правдолюбца, человека
"бесстрашной искренности" (Горький), пережившего трагический разлад
со своим классом и его гибель и вставшего на сторону революции. Проповедь патриота
и сына России, проповедь добра и справедливости.
В лирике Блока раскрываются золотые россыпи чувств, обилие их оттенков, блеск
ума, богатство ассоциаций. Тематический диапазон ее необычайно широк - от самых
интимных движений души, от таинства юношеской любви до философских обобщений
и исторического пути народа.
Социальные потрясение XX столетия оказали решающее влияние на идейно-нравственное
содержание поэзии Блока, и первым из них была революция 1905 года. Она не только
вывела поэта из тупика философского мистицизма, озарила его стихи идеей обновления
мира, но и изменила их тональность. Гневом и сарказмом окрашены строки стихотворения
"Сытые", направленного своим острием против господствующего класса.
... опрокинуто корыто,
Встревожен их прогнивший хлев!
Теперь им выпал скудный жребий:
Их дом стоит неосвещен,
И жгут им слух мольбы о хлебе
И красный смех чужих знамен!
Насколько резче обозначились черты критического отношения к буржуазной действительности,
видно и по тому, как решительно порывает Блок со всем принадлежащим прошлому
и даже с некоторыми друзьями. Об этом он с горькой иронией - в скобках - заметит
("...что же приятней на свете, чем утрата лучших друзей?"). И, наоборот,
в его стихах сгладятся черты "угрюмства", в них прозвучит мотив ожидания
радости для всех, ожидания "светлой жизни", найдет выход жажда действия
("Сольвейг").
В системе блоковских образов-символов появляются и такие, которые невозможно
было представить еще 2-3 года назад, это "невеста-весна", это Сольвейг,
что в буквальном переводе с норвежского означает солнечный путь, наконец, топор
в руках героя, которым он - со смехом! - "крушит вековую сосну", скрывающую
от него синеву небес. Правда, эта весенняя одержимость лирического героя еще
не раз сменится в поэзии Блока приступами тоски, отчаяния, депрессии. В конце
того же 1906 года, когда революция потерпела поражение, образ Сольвейг в другом
стихотворении уже призван спасти от отчаяния, но порою он не отличим от символических
образов мрака и темноты ("Ты ли глядишь, иль старуха - сова? Чьи раздаются
во мраке слова?").
И все же эти состояния, сказавшиеся в лирике Блока, были преходящими. В конце
концов побеждало, одерживало верх господствующее жизнеутверждающее начало. Не
случайно же, скажем, к циклу из одиннадцати стихотворений "Заклятие огнем
и мраком" взят эпиграф из Лермонтова: "За все, за все тебя благодарю
я..." Трезвое, воистине диалектическое отношение к действительности лежит
в основе жизнеутверждающей идеи этого знаменитого цикла, как и многих других
стихов и поэм Александра Блока.
"Принявший мир, как звонкий дар, как злата горсть, я стал богат",
- говорит он. И ощущение богатства жизни, богатства от многообразия ее проявлений
должно было выявить и выявило новые выразительные возможности стиха. Все более
существенную смысловую роль играет звукообраз в стихе. Взять хотя бы строки
из цикла "Заклятие огнем и мраком": "О, весна без конца и без
краю - без конца и без краю мечта! Узнаю тебя жизнь! Принимаю! И приветствую
звоном щита!" В ритмическом повторении "Н" слышится та самая
музыка, что и в звоне щита. А в ритмической свободе и взвихренности некоторых
стихотворений этого цикла ("О, что мне закатный румянец...", "Гармоника,
гармоника!..") можно почувствовать ту стремительную динамику, которая десятилетие
спустя выразит музыку революции в "Двенадцати".
Живая страсть наполняет ныне и любовную лирику Блока. Действительность развеяла
миф о Прекрасной Даме как воплощении вечной женственности, в стихах о любви
разыгралась такая буря страстей, которая и поныне не имеет, пожалуй, себе равных
в русской поэзии. Предельная искренность, обнаженность и драматизм чувств, безжалостный
суд над всем, что искажает его, в том числе и над самим собою, - таковы особенности
любовной лирики Блока, открывающей новую страницу в развитии этого лирического
жанра.
В поэзии Блока нашла воплощение многовековая культура русского народа, его
историческое бытие и связанное с этим чувство родины. Не случайно в годы реакции,
в годы торжества "сытых" поэт обратился мыслью к истории, к ее героическим
страницам, написав цикл "На поле Куликовом".
Блок сам подчеркивал современное звучание этого цикла, проводя аналогию между
двумя враждебными станами на поле Куликовом и "полуторастомиллионным народом"
и противостоящей ему, оторванной от жизни частью интеллигенции. Войско Дмитрия
Донского одержало победу в Куликовой битве. Естественно, что и народ, который
оно символизирует у Блока, должен победить, поэт верит в это, он ждет часа народного
торжества.
Удивительной силы и свежести поэтические образы находит Блок для воплощения
патриотической идеи. "О, Русь моя! Жена моя!.." - восклицает поэт,
вкладывая в это неожиданное сравнение всю любовь и нежность, на которую способно
его сердце. На этой же щемящей ноте прозвучит и стихотворение "Россия",
непосредственно примыкающее к циклу "На поле Куликовом".
Россия, нищая Россия,
Мне избы серые твои,
Твои мне песни вековые -
Как слезы первые любви!
В контрасте с нищетою, "серыми" избами поэт видит и "разбойничью
красу", "плат узорный до бровей", "прекрасные черты"
России - единственной, горячо любимой, в мечтах лелеемой. Для этой России он
провидел великое будущее, в настоящем улавливая его черты, "начало высоких
и мятежных дней!". Ради этого будущего стоило жить и работать, испытывая
"наслаждение" в бою: "И вечный бой! Покой нам только снится..."
Повторенная в десятках поэтических вариантов, эта строка стала девизом русской
поэзии, она символизирует высокий накал гражданских чувств как вернейший признак
ее современного звучания.
Образ России был в поэзии Блока тем путеводным маяком, который светил ему
в годы глухого безвременья и реакции, вселяя надежду на лучшее будущее, ибо
в нем воплощались, соединялись для поэта и такие понятия, как народ, история,
судьба, нации. Ярким факелом вспыхнул он, когда свершилась Великая Октябрьская
революция. В ее метельных ритмах поэт услышал ту самую музыку, гул которой не
давал ему покоя всю жизнь.
Примерно за два с половиной года до создания поэмы "Двенадцать"
Блок записывал у себя в дневнике, что он еще не созрел для изображения современности.
Поэма "Двенадцать" явилась необходимым актом гражданского и творческого
поведения Блока в дни революции, она опровергала теоретические построения о
якобы необходимой дистанции времени для изображения событий современной действительности.
Блок написал свою поэму в самый разгар революционных событий, работал над
нею вдохновенно. Недаром же поэма буквально пронизана пафосом революционного
действия, освежающим ветром революции.
Это - ветер с красным флагом
Разыгрался впереди.
Образ ветра, воплощающий буйные силы революции, долго еще после Блока будет
окрылять прозу и поэзию двадцатых годов, пока советская литература в непрестанных
поисках новых художественных решений не придет к более конкретному и реалистически
многостороннему воспроизведению событий революции и гражданской войны.
Поэма "Двенадцать" стала жизненным и творческим подвигом Блока,
вершиной его поэзии. Небывалое содержание ее мобилизовало огромный художественный
потенциал поэта, заставило его пересмотреть всю уже испытанную эстетическую
систему. Все прежние эстетические мерки не выдерживали мощного напора революции.
В поэзию ворвалась народная стихия и вместе с ней - разговорно-песенная стихия
народной речи, язык улицы, частушка, лубок, плакат - все, что было поднято революцией
из закоулков жизни и выплеснулось наружу. Трансформация песенных народно-поэтических
жанров дала Блоку прекрасную возможность не только найти лаконичный стиль произведения,
но и передать сам дух событий, их народный характер, демократическую природу.
Постоянная и резкая смена ритмов, взвихренность поэмы, резкая смена интонаций
создает острое ощущение движения. Революция в движении, она развивается, тем
ее нарастает, поступь становится уверенней. В сложнейшей партитуре блоковской
поэмы поистине заключена музыка революции, как услышал ее поэт. В причудливом
сплетении различных звучаний - от горестных, щемящих до разгульно-удалых -
преобладает мажорная интонация марша.
Именно в этом своем произведении Блок ближе всего подошел к выполнению грандиозной
жизненной и творческой задачи, которую он поставил перед собой:
О, я хочу безумно жить:
Все сущее - увековечить,
Безличное - вочеловечить,
Несбывшееся - воплотить!
Богат, многообразен и прекрасен поэтический мир Александра Блока. И все самое
прекрасное в этом мире пронизано идеей добра и человечности, любви к родине
и народу, верою в будущее.