(Тынянов Ю.Н. Поэтика. История литературы. Кино. - М., 1977. - С. 28)
Ориентируя поэзию на прозу, вводя русский бытовой материал в стих, Некрасов
сталкивается с вопросом о фабуле; ему нужна новая фабула - и ищет он
ее не у прежних поэтов, а у прозаиков.
С этой точки зрения любопытно стихотворение его "Извозчик" (1848). Первая
главка показывает, насколько Некрасов отправляется от старого балладного стиха,
- здесь перед нами пародия (довольно явная) на "Рыцаря Тогенбурга" Жуковского
(пародия была у Некрасова именно средством ввода в поэзию русского бытового
материала). Она служит завязкой в фабуле. Вторая главка - рассказ об удавившемся
извозчике. В 1864 г. ("Библиотека для чтения", № 9, стр. 2, особ, паг.) Б. Эдельсон
назвал это стихотворение "неловким переложением в стихи старинного анекдота
об удавившемся извозчике", но реальных указаний на этот анекдот не дал.
Между тем Некрасов использовал в этом стихотворении совершенно определенный
материал. В альманахе "Денница" на 1830 г. помещен очерк Погодина "Психологическое
явление", где "анекдот об удавившемся извозчике" разработан в тех же чертах,
что и у Некрасова. Купец оставляет в санях тридцать тысяч рублей, увязанные
в старые сапоги, затем находит извозчика, просит ему показать сани и находит
свои деньги нетронутыми. Он считает их перед извозчиком и дарит ему на чай сто
рублей. "И извозчик в барышах: даром получил он сто рублей.
Верно он очень обрадовался такой нечаянной находке?
На другой день поутру он - удавился" (стр. 153-154).
Очерк Погодина близок к рассказам Даля и предсказывает уже "физиологические
очерки" натуральной школы. В нем рассыпано много бытовых подробностей, частью
сохраненных у Некрасова. Стиль его гораздо проще, нежели нарочито вульгаризованный
стиль некрасовской пьесы. Любопытна одна подробность. Некрасовский купец забывает
в санях серебро, и эта деталь подчеркнута автором:
Серебро-то не бумажки,
Нет приметы, брат.
Здесь Некрасов исправляет одну не совсем оправданную в бытовом отношении деталь
у Погодина. Погодинский купец забывает в санях ассигнации, "новенькие, с иголочки",
- а ассигнации могли быть найдены "по приметам". Эта деталь характерна для разницы
между ранним, робким "натурализмом" Погодина и острым интересом Некрасова к
бытовым деталям.