(История всемирной литературы. -Т. 8. - М., 1994. - С. 381-383)
В 1890 г. английская публика заговорила о молодом новеллисте Редьярде Киплинге
(1865-1936), опубликовавшем несколько удачных, но, с точки зрения викторианского
читателя, очень необычных рассказов. В них открылся новый, незнакомый мир Востока,
во всем богатстве красок, запахов, неизвестных и чуждых европейцу чувств. Странным
показалось сочетание экзотического колорита с образом героя, человека весьма
скромного социального статуса, рядового «строителя Британской империи», которому
были отданы симпатии Киплинга. Действовали в этих рассказах и индусы. Их психология
была загадкой для англичан, но ее-то хорошо знал Киплинг, который не только
родился в Индии, но и проработал там несколько лет репортером.
Газетчик, он по долгу службы сталкивался с множеством людей, попадая в невероятные
и опасные приключения. Киплинг писал репортажи о войнах, эпидемиях, вел светскую
хронику, накапливая бесценные знания о нравах, быте, психологии индусов и служащих
в Индии англичанах. Эти наблюдения в дальнейшем и были положены в основу его
книг, вызвавших у соотечественников одновременно недоумение и восхищение. Благодаря
новеллам Киплинга (сб. «История семейства Гэдсби», «Черное и белое», «Город
ужасной ночи» и др.), рассказ, роль которого в английской литературе девятнадцатого
века была второстепенной, стал одним из ведущих литературных жанров.
Говорили, что со времени Байрона не помнили такого раннего и такого бурного
успеха. Первый, вышедший в 1890 г. роман Киплинга «Свет погас» выявил еще одну
грань дарования молодого писателя - он поражал значительностью проблематики
и художественной цельностью.
В основе романа - трагическая история художника-баталиста Дика Хилдара, создающего
свои полотна на колониальных фронтах Англии. Дик не подвергает сомнению право
Англии на колониальные захваты, более того, убежден, что война может стать музой
для художника. Дик получает тяжелое ранение, ему грозит слепота. Постепенно
он начинает сомневаться в правильности жизненной и философской позиции. Надлом
находит выражение и в творчестве, но он всеми силами борется с собой. В надежде
обрести утраченную внутреннюю гармонию, Дик скрывает свою слепоту и возвращается
на Суданский фронт, где гибнет в перестрелке не только из-за этого, но и оттого,
что, мучимый сомнениями, ищет смерти. Киплинг объективно показал трагизм судьбы
творца, вдохновленного неверной политической идеей.
Следующее произведение Киплинга, «Книга джунглей» (1894), занимает особое
место в его творчестве. Это рассказ о человеческом детеныше Маугли, выросшем
среди зверей, притча, которая в увлекательной, яркой форме излагает общественные
идеалы Киплинга и его нравственный кодекс: человек - властелин мира, особенно
если он силен, но в этом кодексе не последнее место отведено и моральным добродетелям,
которые олицетворяют звери.
Плодовитость Киплинга была поразительной - за первой «Книгой джунглей» сразу
же последовала вторая, затем «Семь морей» (1896); «Отважные капитаны» (1897),
«Дневная работа» (1898). В 1901 г. вышел роман «Ким», в котором Киплинг с большим
психологизмом изобразил английского шпиона, «туземнорожденного» мальчика, выросшего
среди индусов, умело им подражающего в своем поведении и потому сумевшего оказать
ценные услуги британской разведке.
Однако не только эпический размах и психологическая глубина, особенно проявившиеся
в «Киме», были доступны Киплингу. В эти же годы он продолжает работу над своими
сказками - внешне простыми, но одновременно философичными.
В 1902 г. вышел и первый поэтический сборник «Песни казармы», который не имел
аналогий в тогдашней поэзии. Стихотворения Киплинга были предельно безыскусны,
нарочито просты, даже грубоваты, однако отличались необыкновенным эмоциональным
напором.
Читателей поражало удивительное сочетание в его таланте точности репортера,
фантазии романтика и мудрости философа - при всем кажущемся бытовизме Киплинг
пишет о вечных проблемах, о самой сути человеческого опыта.
Зазвучал новый, в высшей степени самобытный и сильный голос. Автор рассказов
о простых тружениках в далекой Индии и песен о «бремени белого человека», о
его долге перед империей и самим собой был реалистом, но особым, неизвестного
толка и образца. Жизнеподобие, реализм французских писателей, в частности Мопассана,
к которому с точки зрения поэтики близок Киплинг, не исчерпывает его искусства.
Но и экзотический колорит тоже не самоценен; конечная художественная установка
Киплинга иная, хотя он может выступить и мастером интриги, и творцом «страшного
рассказа» («Рикша-призрак»).
Основной художественной формой для Киплинга стал очерк, находившийся до него
на периферии английской литературы. Он идеально соответствовал материалу, накопленному
Киплингом за годы репортерской работы, позволяя писателю вести и тонкую игру
с читателем, делая вид, что автор лишь хроникер, в чьем распоряжении только
факты и чья задача не более чем рассказ о характерах и нравах.
Киплинг смело вводил в прозу и поэзию внелитературные элементы (язык улицы,
сленг, профессиональный жаргон), вольно обращался с правилами английской просодии,
но делал это мастерски. О его нарочитой, на самом деле новаторской по своей
сути безыскусности, установке на подлинность писал Куприн: «Он начинает повествование
так просто, так небрежно и даже иногда так сухо, как будто вы давным-давно знаете
и этих людей, и эти причудливые условия жизни, как будто Киплинг продолжает
вам рассказывать о том, что вы сами видели и слышали вчера». За безыскусностью
стояла литературная позиция. Киплинг писал о той часто неприглядной стороне
жизни английских колониальных чиновников, которая долгое время была под запретом.
Впрочем, факты и события интересуют Киплинга лишь постольку, поскольку помогают
выразить романтическое миросозерцание. Но и в своем неоромантизме Киплинг уникален.
Это романтик, но без привычных атрибутов романтизма. Более того, в некоторых
своих стихотворениях, например в «Короле», он высмеивает обычные романтические
каноны. Смерть в его произведениях обыденна, герои умирают от шальной пули,
укуса змеи, на поле боя. Просты, причем полемично просты, по отношению к поэтике
романтизма у Киплинга-поэта быт, детали, люди, ситуации. Зато высоко романтичны
чувства, которые он воспевает. Романтичны и носители этих чувств - солдаты,
моряки, звери, а иногда и предметы, которые любит одушевлять писатель. И даже
когда ситуация, описываемая им, как, например, в «Книге джунглей», по природе
своей романтическая, он последовательно, упорно сводит ее до житейского, бытового
уровня, что лишь оттеняет высоту чувств его героев.
Поэзия Киплинга по своей сути близка фольклору, солдатским, студенческим песням
и балладам, в том числе и уличным. В основу многих его стихотворений легли реальные
случаи. Но о чем бы ни были его стихотворения, они, в первую очередь, о доблести,
отваге, чести, несгибаемости воли перед лицом любых, самых жестоких и невероятных
испытаний. В период «бездорожья», в смутное время рубежа веков такая общественная
и нравственная позиция была очень существенной и в сугубо идеологическом аспекте.
Киплинг предлагал новый, свежий, оптимистический взгляд на жизнь. Консерватор
по своим политическим убеждениям, не устававший повторять, что империя превыше
всего, а долг британца - беззаветно служить родине, он прославлял мужество,
отвагу, доблесть, стоицизм, заставляя верить, что дух человека непоколебим.
Политическая позиция Киплинга и в самом деле бывала одиозной: он поддерживал
колониальные войны, в частности англо-бурскую, восхищался Китченером и Родсом.
Проимпериалистические симпатии писателя шокировали либералов. «Терпеть не могу
его крикливые, резкие, патриотические стихи», - раздраженно заметил однажды,
когда слава Киплинга достигла своего зенита, Генри Джеймс. Однако политик не
мог заслонить поэта; даже не вопреки, а благодаря своим политическим взглядам
Киплинг был художником истинного и своеобразного таланта, последовательным противником
эстетизации и интеллектуализма, занявшим собственную четкую позицию в искусстве
своего времени. Стихи Киплинга воспринимаются как отказ от книжной культуры
и попытка вернуться к поэзии, основанной на опыте и деянии. Свои эстетические
и этические соображения Киплинг изложил в некоторых стихах, которые звучат как
манифест («Век неолита», «Томлисон»). Романтическое видение мира возвысило и
отчасти облагородило даже шовинистические идейные посылки Киплинга, выдвинув
на передний план идеи верности долгу и патриотизма.
В 1907 г. Киплингу была присуждена Нобелевская премия. Когда в послевоенные
годы общество переживало период глубокого обновления, он оказался на периферии
культурной жизни. Церемония похорон Киплинга в 1936 г. в Вестминстерском аббатстве
прошла без участия крупных писателей.
Последующие поколения нашли не только политический, но литературно-эстетический
ключ к загадке «барда английского империализма», среди почитателей которого
были такие писатели, как Марк Твен, Максим Горький, Бертольт Брехт, Юрий Олеша,
Эрнест Хемингуэй.