(История всемирной литературы. - Т. 3. - М., 1985. - С. 221-225)
Поэтическим итогом развития средневековой французской литературы и предвестием
ее будущих достижений стало творчество Франсуа Вийона.
Вийон (Вильон, Виллон, 1431? - после 1463) и его поэзия стали предметом огромного
числа исследований. Между тем о его жизни сохранилось мало сведений, дата рождения
сомнительна, время смерти неведомо. Имя поэта - Франсуа Монкорбье - редко упоминается
в документах, и известно лишь то, о чем он сам рассказал. В построении его поэм,
будто всегда «автобиографических», проглядывает определенный «умысел»: поэт
сам творил свою легенду. В произведениях Вийона немало темных мест, однако попытки
искать в его творчестве некий эзотерический смысл заканчивается обычно неудачей.
Начало творчества Вийона совпадает с событиями, в некотором роде обозначившими
рубеж Возрождения, - с изобретением книгопечатания и захватом турками Константинополя.
Однако вряд ли поэт интересовался ими; для него куда существеннее было окончание
Столетней войны (1453). По своим интересам он целиком принадлежал нищей парижской
богеме и Франции. Вийон не был в числе первых гуманистов; учась в Сорбонне,
он не набрался премудрости, а по своим знаниям в большей степени принадлежал
Средним векам, чем Карл Орлеанский, не говоря уже об Антуане де Ла Сале. Однако
творчество Вийона - яркий знак того, что близка заря Ренессанса.
Вийон с большим правом, чем Рютбеф, Жан де Мен, Машо или Карл, может быть
назван первым французским национальным поэтом, и поэтом великим, ибо ему удалось
с необычайной силой раскрыть через свое лирическое «я» всю эпоху, посвятить
читателя в жизнь своего времени. Но он и преодолевал эту эпоху, выходил за ее
рамки, подчас моделируя общечеловеческие, универсальные переживания и ситуации.
Поэзия Вийона может показаться традиционной - он писал баллады, рондо, песни,
нанизывал каламбуры, играл синонимами и рифмами, и внешне его творчество не
выходит за рамки средневековой поэтики. Вийон унаследовал ее мотивы и темы,
ее приемы. Но он не копировал их слепо. То он неожиданно и дерзко переводил
в иронический план, скажем, традиционные для средневековой лирики сетования
на жестокость возлюбленной или славословия сильным мира сего, то, напротив,
заострял и существенно углублял опять-таки традиционные споры «души с телом»
или ламентации по поводу бренности всего земного, вскрывая в этих темах настоящие
трагизм и безысходность. Поэтому поэзия Вийона по сравнению с его предшественниками
стала подлинной поэтической революцией.
В раннем творчестве Вийона, куда относится так называемое «Лэ» (или «Малое
завещание», 1456), а также несколько баллад, созданных между 1455 и 1458 гг.,
такое новаторство уже намечается. Поэма «Лэ», из-за большого количества намеков
на конкретных лиц теперь непонятная без комментария, должно быть, восхищала
современников неистощимым юмором, остротой иронии, смелостью сатиры. Вийон заявляет
здесь о себе как о поэте-горожанине: в его шутливой поэме природы нет, есть
только Париж (его жители, нравы, жизнь его улицы). Картины города, мрачного,
зимнего, пустынного, сделаны мастерски:
Глухою зимнею порой,
Когда в Париже все мертво,
Лишь ветра свист да волчий вой,
Когда все засветло домой
Ушли - в тепло, к огню спеша...
(Здесь и ниже перевод Ф. Мендельсона)
В «Лэ» уже возникают темы, характерные для последующих произведений Вийона,
- тема одиночества, измены друзей и любимой, тема быстротечности земного; в
поэме звучит то бесшабашное предраблезианское веселое молодечество, которое
помогало поэту преодолевать все невзгоды. Оттачиваются в «Лэ» и вийоновское
мастерство гротеска, и приемы сатирического осмеяния, которые сознательно подхватил
и развил автор «Гаргантюа и Пантагрюэля».
Главное произведение Вийона - «Завещание», которое позже, но еще при жизни
поэта, стали называть «Большим завещанием» (1461): оно включает 186 строф-восьмистиший,
16 баллад, 3 рондо. К поэме примыкают стихотворения, созданные в одно с нею
время. В «Завещании» в полной мере раскрылся талант Вийона, выражено его творческое
и жизненное кредо. Позади было тяжелое отрочество, пришедшееся на последнее
десятилетие Столетней войны, затем бурные университетские годы, наконец, полоса
скитаний, преследований, ужасающей нищеты, полоса унижений и падений, вплоть
до злополучного участия в ограблении Наваррского коллежа. Поэт познал измену
возлюбленной, голод, изгнание, тюрьму, стоял на ступеньке эшафота. Но в то же
время на его глазах возникала могучая, единая Франция, и в королевской власти
бродяга-поэт видел не только врага-угнетателя, но и опору.
Вийон называет поэму «Завещание», ведя крупную и опасную игру слов: «Testament»
может обозначать и завещание, и Завет. В «Завещании» есть и предсмертные распоряжения
- иронические, иногда горькие: где и как его похоронить, как поступить с его
воображаемым имуществом; есть и знакомые по «Лэ» чисто издевательские «отказы»
нищего богатеям, обличающие подлость последних, но главное место в поэме занимает
исповедь поэта.
Центральная проблема книги - это человек в окружающем мире, в котором Вийону
его страдания открыли больше истин, «чем все комментарии Аверроэса к Аристотелю»
(строфа XII). Личный опыт, чувства имеют для поэта первостепенное значение.
Лирический герой, авторское «я» оказываются в поэме не только субъектом, но
и объектом, а опыт - путем познания и искусства. Вийон переосмысливает средневековое
понимание страдания: оно не очищает, а учит, что, с его точки зрения, и важнее.
Регламентированной морали старого общества поэт противопоставляет потребности,
права личности. Мысль о единичном человеке, индивидуальной судьбе проходит через
все «Завещание». Но человек Вийона находится в конфликте с обществом. И это
не просто конфликт бедняка с богатым, но в некотором роде конфликт отдельной
личности и общества, ибо горькая жизнь Вийона и окружающих его горемык подсказывала
ему мысль, что человек одинок среди людей (строфа XXIII):
Один, без крова, без родни, -
Не веришь? На меня взгляни!
Смотри, как всеми я покинут!
Вийон, конечно, писал о себе, но в изображении поэта человек утрачивал связь
со средой, веру в благоприятствующий ему богоданный строй мироздания. Христианская
предполагаемая гармония земной юдоли и загробного существования у поэта тоже
нарушалась. Человек Вийона не хочет умерщвлять тело во имя спасения души. Жизнь
- телесное бытие - вот непосредственный предмет поэзии Вийона. Окружающий человека
вещный мир является для поэта безграничным арсеналом художественных средств.
Вийон избегает иносказаний и аллегорий. Бытовые детали играют огромную роль
в его поэзии. Через деталь, через часть изображается и познается целое; компоненты
человеческого бытия начинают жить своей жизнью, предвосхищая необузданное вещное
пиршество Рабле. Отсюда - перечисления предметов, например всяческой снеди:
Пулярки, утки, каплуны,
Фазаны, рыба, яйца всмятку,
Вкрутую, пироги, блины,
Подливам, винам - нет цены...
Все эти описания соотнесены с человеком, с его физическими нуждами: человек
во плоти, его тело - герой «Завещания». Тело ест, пьет, любит, корчится в предсмертных
муках. Чаще всего это не гармонично спокойное человеческое тело, каким его изображали
современники Вийона - художники итальянского Кваттроченто, это может быть и
тело старое, исковерканное, безобразное (даже выставляющее напоказ свое безобразие
в сравнении с былой красотой, как в «Жалобах прекрасной оружейницы»), оно подвижно,
изменчиво: судорожно дергается от любви или боли.
В поэзии Вийона пересмотр средневековых взглядов и поэтических форм коснулся
и сферы любви. В энергических строфах поэмы (XLVIII-LX) Вийон обрушивается на
женщин. Но он далек от средневекового женоненавистничества и аскетизма, от мысли
о врожденной «нечистоте» женщины. В строфе L он пишет:
Ругают женщин повсеместно,
Однако в них ли корень зла?
Ведь каждая когда-то честной
И чистой девушкой была!
Любовь становится продажной и грязной, основанной на лжи и корысти, потому
что таково общество. Вийон мечтает о любви подлинной, свободной и правдивой,
однако не находит такой в жизни. Отсюда пессимистический рефрен «Двойной баллады
о любви» (входит в «Завещание)» - «Как счастлив тот, кто не влюблен!» Куртуазное
Средневековье, создавшее культ Дамы, далекий от реальной жизни, воспевало возвышенную
любовь; Вийон же подсмеивается над поэтами, ее прославлявшими. Если в стихах
Карла Орлеанского звучала прощальная песнь старой, рыцарской культуре, то у
Вийона встречается прямое глумление над ней в стихах о плотской любви, в изображении
которой он бывает вызывающе груб («Баллада о Толстухе Марго»).
В описании изнанки жизни Вийон необыкновенно изобретателен. Порой он творит
фантастическую реальность или реалистическую фантастику, как, например, в «Балладе
о том, как варить языки клеветников», где каждый «рецепт» по-своему реален,
но все они складываются в фантастический, ужасающий гротеск:
В горячем соусе с приправой мышьяка,
В помоях сальных с падалью червивой,
В свинце кипящем, - чтоб наверняка! -
В кровях нечистых ведьмы похотливой,
С обмывками вонючих ног потливых,
В слюне ехидны, в смертоносных ядах,
В помете птиц, в гнилой воде из кадок,
В янтарной желчи бешеных волков,
Над серным пламенем клокочущего ада
Да сварят языки клеветников!
А рядом поэт может нежнейшим образом воспеть прекрасное тело («...о женщин
плоть - нежна, чиста, светла...») или создать гимн величию и душевной красоте
женщины, решительно раздвинуть ряд изнеженных красавиц прошлого, чтобы поставить
среди них простую крестьянку из Лоррени, Жанну д’Арк:
Скажите, где, в стране ль теней,
Дочь Рима, Флора, перл бесценный?
.............
Где Бланка, лилии белей,
Чей всех пленял напев сиренный?
................
Где Жанна, что познала пленной
Костер и смерть за славный грех?
Где все, Владычица вселенной?
Увы, где прошлогодний снег!
(Перевод В. Брюсова)
Вийон не только экспрессивный график: в созданных им картинах поражают и причудливые
очертания, и яркие краски, мало того, его мир полон звуков, наполнен запахами.
Для поэта важна и динамика этой полнокровной, плотской жизни, и просто обычная
людская круговерть, и неумолимое движение жизни к своему концу.
Тема смерти возникает в «Завещании» многократно, это один из лейтмотивов,
особенно в прославленных строфах XXXIX-XLI, потрясающих трагической конкретностью.
За этими стихами следует «Баллада на старофранцузском», в которой мысль поэта
выражена энергично и недвусмысленно.
Кто смерти избежал своей?
Тать? Праведник? Купец? Монах?
Никто! Сколь хочешь жри и пей, -
Развеют ветры смертных прах!
(Перевод Ф. Мендельсона)
Вийон пишет о смерти с поразительной настойчивостью и своеобразным трагическим
вдохновением. Поэта не страшит загробное возмездие. Но перед ним открылся весь
ужас, вся безысходность и неизбежность небытия. Конечно, в картинах смерти у
Вийона содержится требование наслаждаться благами бытия сейчас, ибо любая жизнь
все же лучше смерти, и презрение к суетности могущественных и богатых, ибо смерть
уравняет всех, однако чувство необоримого отчаяния оказывается сильнее обманчивого
эпикуреизма.
Тема смерти вновь возникает в конце «Завещания» - в строфах CXLVI-CLIII, в
«Балладе добрых советов ведущим дурную жизнь» и в строфах CLXII-CLXIV. Здесь
энергично выражена глубина и трезвость мироощущения поэта:
Я вижу черепов оскалы,
Скелетов груды... Боже мой,
Кто были вы? Писцы? Фискалы?
Торговцы с толстою мошной?
Корзинщики? Передо мной
Тела, истлевшие в могилах...
Где мэтр, а где школяр простой,
Я различить уже не в силах.
(Перевод Ф. Мендельсона)
Вийон делал отсюда смелый вывод: раз все люди равно истлеют, то и в земной
жизни каждый человек достоин равноправия.
В «Завещании» открыто поставлен вопрос о несправедливости общественного устройства.
Обращаясь к богу, Вийон требует: «Над теми строгий суд верши, кого ты наделил
харчами». Показательна рассказанная Вийоном притча о пирате Диомеде (строфы
XVII-XX), который, идя на казнь, говорит Александру Македонскому, что стал грабителем
потому, что он беден и не распоряжается, как император, несметным войском. Выслушав
это, мудрый царь прощает Диомеда. Как и пират из притчи, Вийон видит в моральных
падениях не биологические, а социальные причины («С пути сбивает нас нужда»).
В «Завещании» детально развивается тема бедности. Хотя Вийон пишет о себе
(«Я бедняком был от рожденья»), лирический герой поэмы - всякий бедняк, всякий
страждущий и гонимый, а гротескная галерея богатеев, душителей «маленького школяра»,
несмотря на портретное сходство с современниками Вийона, олицетворяет собой
злое бездушие господствующих классов.
Вийон первым в мировой литературе с такой страстью изобразил трагедию обездоленности,
ужас одиночества. Он не идеализирует бедность, напротив, в «Балладе - споре
с Франком Гонтье» Вийон будто с завистью перечисляет радости сытой, спокойной
жизни.
Поэт апеллирует к властям предержащим, требует справедливости, утверждая свою
правоту напоминаниями о смерти (ведь в могилу не потащишь свое богатство) и
ссылками на Евангелие в духе уравнительных ересей.
В поэме раскрывается пропущенное через лирическое «я» Вийона народное сознание
эпохи со свойственными ему противоречиями, метаниями, надеждами и приступами
ощущения безысходности. Сомнения, внутренняя разорванность сознания выражены
в «Балладе состязания в Блуа». Написанная по заказу и в силу этого несколько
скованная по построению, она блещет точными, афористичными строками, раскрывающими
и внутренний мир поэта, и переживания человека его эпохи: «Чужбина мне - страна
моя родная», «Я сомневаюсь в явном, верю чуду», «Отчаянье мне веру придает»
и т. п. Столь же показательна и «Баллада примет» с ее рефреном «Я знаю все,
но только не себя». Рефрен этот указывает и на противоречивость внутреннего
мира человека, и на невозможность судить о себе вне социального контекста. Поэт
подчеркивает, что он человек рядовой («не ангел, но и не злодей»), и исповедь
его обыденна, и прегрешения вполне обычны и страдания - это страдания тысяч
людей. Тем страшнее, тем достовернее, тем более волнующе все, рассказанное поэтом.
При чтении «Завещания» нельзя освободиться от ощущения присутствия исповедующегося,
ибо это не плавный рассказ, а взволнованная исповедь. Вийон прерывает повествование
обращениями к воображаемому собеседнику, спрашивает, сам же отвечает, спорит,
саркастически шутит, шлет яростные проклятия, от патетики переходит к буффонаде,
от шутовского цинизма - к крику отчаяния. В каждом стихе ощущается биение жизни,
сотрясающая поэта страсть («...а сердце рвется на куски»). Самораскрытие личности
в поэзии Вийона может быть сопоставлено с такими удаленными во времени явлениями,
как «Исповедь» Руссо.
Комизм в «Завещании» создается гротескным сталкиванием несовместимого, игрой
снижающих подробностей, выворачиванием наизнанку привычных истин, смешным и
страшным - в духе народно-площадного искусства - хороводом дурацких рож, ироничными
похвалами отъявленным лиходеям, частой самоиронией. Многие приемы вийоновского
комизма восходят к традициям народного средневекового искусства. Эти приемы
были развиты затем писателями французского Возрождения, прежде всего Клеманом
Маро и Рабле.
Вийон предвосхищает век Возрождения главным образом тем, что предметом искусства
становится у него индивидуальная человеческая личность в ее земной, «мирской»
жизни, до того подавленная официальной феодально-религиозной идеологией. Раскрытию
земной, в том числе телесной, жизни подчинена совокупность изобразительных средств,
богатых и отнюдь не лежащих на поверхности. Поэт выступил новатором, прокладывавшим
неведомые пути. Его смелый отказ от аллегоризма был обусловлен тем, что идея,
воплощенная в его стихах, достаточно конкретна и однозначна. К тому же в своем
творчестве Вийон не просто передал настроения человека переходной эпохи, но
на собственном примере показал мучительные пути самопознания, печаль и радость
критического мышления, утратившего старые верования, но еще не подготовленного
к созданию ренессансного идеала.