(Зарубежные писатели. Биобиблиографический словарь. Ч. 1. - М., 1997. - С.
310-313)
Еврипид (ок. 480 - 406 гг. до н.э.) - последний в ряду великих трагических
поэтов Древней Греции. Биографические данные об Еврипиде скудны и противоречивы.
Он родился на острове Саламине, как утверждают древние "Жизнеописания",
в день Саламинской победы, когда на остров выселились многие жители Афин на
время нашествия персов. Однако это сообщение подвергают сомнению, усматривая
в нем нарочитое стремление связать всех трех трагиков с Саламинской победой.
Более достоверной полагают дату 484 г. до н.э., отмеченную в "Паросской
хронике". Аристофан в своей комедии "Женщины на празднике Фесмофорий"
утверждает, что матерью Еврипида была торговка зеленью. Позднейший же биограф
Филохор отрицает это. Более надежные источники сообщают, что поэт происходил
из знатного рода и одно время даже служил при храме Аполлона Зостерия. Известно,
что он получил хорошее образование: учился у философов Протагора и Анаксагора,
дружил с философами Архилаем и Продиком, был владельцем обширной библиотеки.
В отличие от Эсхила и Софокла, более склонный к уединенной творческой жизни,
Еврипид непосредственного участия в общественной жизни не принимал. Однако произведения
драматурга содержат обильные отклики на острые вопросы современности. При этом
позиция автора, равно как и эстетические установки его, нередко вступает в полемику
с традицией, что вызвало недовольство многих современников. Так, к примеру,
Аристофан не раз пародировал и высмеивал его трагедии, задевая при этом и личную
жизнь поэта. К примеру, в уже упомянутой комедии "Женщины на праздники
Фесмофорий" Аристофан представил заговор женщин, вознамерившихся растерзать
Еврипида за то, что он клевещет на них, выводя в своих трагедиях в крайне неприглядном
свете. При этом Аристофан намекает на неверность жены поэта и т.д. Вероятно,
в итоге вокруг Еврипида сложилась крайне неблагоприятная обстановка, вследствие
чего он в конце жизни покинул Афины. После кратковременного пребывания в фессалийской
Магнесии Еврипид поселился в Македонии, где и умер в 406 г. до н.э. Злобная
молва окружила сплетнями даже смерть поэта: согласно одной версии, он будто
бы был растерзан собаками, в соответствии с другой - растерзан женщинами (явное
влияние комедии Аристофана). Не понятый современниками и обиженный ими, Еврипид
в последующие века приобрел славу великого трагика, подготовившего искусство
новой драмы.
Известно, что за всю жизнь Еврипид одержал лишь пять первых побед (и то одну
посмертно), хотя написал и поставил большое количество произведений (ему приписывается
от 75 до 98 драматических сочинений); до нас же дошло лишь 18 пьес Еврипида.
Только немногие из произведений могут быть точно датированы и относятся преимущественно
к периоду между 438 и 406 г. до н.э., совпадающему по времени с периодом творчества
Софокла; умерли поэты также в один год. Однако драматургия их содержит принципиальные
различия, на которые указывал еще Аристотель в XXV главе своей "Поэтики".
Здесь он приводит слова, якобы сказанные самим Софоклом, о том, что "сам
он изображает людей, какими они должны быть, а Еврипид такими, каковы они есть".
Это свидетельство в известной мере может служить ключом к пониманию новаторства
Еврипида.
Действительно, Эсхил, а позднее Софокл придали трагедии высокий героический
характер: их центральные положительные персонажи выступали героями идеальными,
образцами гражданской доблести, носителями нравственных добродетелей. В своих
произведениях они защищали идейные основы полиса, провозглашали незыблемость
общественных норм и традиций, воспевали умение подчинить личные интересы интересам
общества, и поэтому их театр воспринимался греками как школа нравов, школа воспитания
гражданских добродетелей. Еврипид же в большей степени отразил наступление кризиса
афинской демократии, разложение полисной морали, усиление индивидуализма. Главным
образом затянувшаяся, тяжелая для афинян Пелепоннесская война обострила все
противоречия афинского рабовладельческого общества: от противоречий между рабами
и свободными до противоречий между Афинами и их союзниками. Сказывалось и воздействие
распространившихся к тому времени философских учений: софистики, нравственной
философии Сократа, материализма Демокрита. Эти разные по своему содержанию философские
учения в совокупности своей будили мысль современников, воспитывали скептическое
отношение к прежним догматам, нормам и представлениям, утверждали силу и значимость
индивидуума.
Закономерным образом в новых исторических условиях Еврипида интересует прежде
всего отдельный, частный человек, сфера его личной, а не общественной жизни.
В соответствии с подобным смещением угла зрения обязательное для трагедии столкновение
человека с противоборствующими силами Еврипид переносит в плоскость человеческой
души, изображая конфликт человека с самим собой. Поступки, а как следствие,
их несчастья и страдания у героев обычно вытекают из их собственных характеров.
Таким образом, в сравнении со своими предшественниками, Еврипид в большей мере
концентрирует внимание на изображении внутреннего мира героев. Драматург создает
ряд многообразных характеров, рисуя различные душевные порывы, противоречивые
состояния, вскрывая их закономерность и неминуемость трагической развязки. Зритель
присутствует при тончайших душевных переживаниях героев и открывает для себя
сложность человеческой природы. Акцент на изображении психологии персонажей
приводит к второстепенности драматической интриги. Еврипид уже не уделяет столько
внимания построению действия, как, скажем, Софокл, хотя драматические конфликты
в его пьесах остры и напряженны. Но обратим, к примеру, внимание на начала и
концы его драм. Нередко в прологе Еврипид не только дает завязку трагедии, но
и рассказывает заранее ее главное содержание, чтобы в результате переключить
внимание зрителя с интриги на ее психологическое развитие. Показательны также
и концовки еврипидовских драм. Он пренебрегает естественным развитием и завершенностью
действия и поэтому в финале часто предлагает внезапную, внешнюю, искусственную
развязку, обычно связанную с вмешательством божества, появляющегося на специальной
театральной машине ("эореме"). Поэтому не случайно впоследствии подобный
прием разрешения действия стал именоваться "deus ex machina" ("бог
из машины").
Самая известная трагедия Еврипида - "Медея" (431 г. до н.э.).
На первый взгляд кажется, что драма, как и соответствовало традиции, написана
на мифологический сюжет. Однако примечательно, что драматург избирает тот фрагмент
мифа, когда героическое прошлое героев позади, и изображает личную, семейную
драму. Перед нами горе одинокой, обманутой, покинутой женщины. Еврипид одним
из первых обратился к изображению любовного конфликта в драме и сделал любовную
страсть движущим мотивом событий. В "Антигоне" Софокла был создан
яркий женский характер и присутствовала тема любви (линия Антигоны и Гемона),
однако как второстепенная и несамодовлеющая, подчиненная выбору гражданской
позиции героев. Для Медеи же ее страсть - главная основа жизни. В жертву своей
страсти она принесла близких, родину, доброе имя, однако после ряда лет совместной
жизни Ясон вероломно пренебрег ею ради низкого расчета:
Все, что имела я, слилось в одном,
И это был мой муж, - и я узнала,
Что этот муж - последний из людей.
(Ст. 227-229, пер. И. Анненского)
Героиня не считает свою участь исключительной, она высказывает горестные размышления
о подчиненной, зависимой судьбе женщины, ее беззащитности и бесправии:
Да, между тех, уто дышит и кто мыслит,
Нас, женщин, нет несчастней. За мужей
Мы платим, и недешево. А купишь,
Так он тебе хозяин, а не раб...
(Ст. 230-234).
Ведь муж, когда очаг ему постыл,
На стороне любовью сердце тешит,
У них друзья и сверстники, а нам
В глаза приходится постылым.
(Ст. 243-246).
Однако сама Медея в соответствии с природой и цельностью своего характера
не способна мириться с унижением. с той же силой, что любила, начинает она ненавидеть
Ясона и искать способ мщения ему. На идею детоубийства ее окончательно наталкивает
встреча с бездетным афинским царем Эгеем. В беседе с ним она понимает, как страдает
бездетный мужчина, и решается отнять у Ясона самое дорогое. Но этот удар одновременно
направлен и против нее самой, поэтому не сразу и со страшной мукой решается
Медея на этот шаг. Несколько раз меняет героиня свое намерение, противоречивые
чувства борются в ней, и все-таки постепенно страшное решение вызревает в ней
(ст. 1020-1080).
До Еврипида преобладала версия мифа, согласно которой детей убивали разгневанные
коринфяне, узнав о смерти своего царя и молодой царевны. Еврипид предоставил
это осуществить самой героине, убедительно показав, что, как ни страшно это
деяние, Медея, принадлежащая к натурам гордым, могучим, не способным прощать
обиды, могла это совершить. Зритель не может принять и простить Медее ее поступка,
но понимает, кем и как она была доведена до преступления. Отступления от традиционных
мифологических версий нередко встречаются в трагедиях Еврипида. За этим ощутима
определенная тенденция: для Еврипида миф - не священная история народа, а материал
для творчества. По сути дела, Еврипид стесняет рамки мифа: новое социально-бытовое
содержание его трагедий вступает в противоречие со старой мифологической формой.
По существу, Еврипиду нужно было бы отказаться от мифа, но это было бы слишком
смелым и решительным нарушением традиции, однако он, безусловно, приблизил разрушение
мифологической основы трагедии.
Искусственное положение занимает в трагедиях Еврипида также хор. В соответствии
с традицией хоровые партии сохранены, но хор не включен в действие органично.
Так, к примеру, он присутствует при таких поступках и речах персонажей, которые
принято скрывать от посторонних. Так, Медея рассказывает хору о своем намерении
убить детей; слушающий ее хор потрясен, говорит о том, что надо вмешаться, воспрепятствовать
ее намерению, однако, естественно, ничего не предпринимает, иначе не было бы
и трагедии. Лирический элемент трагедии, выраженный в песнях хора, утрачивает
у Еврипида былое значение, и на первый план выдвигается драматическая игра персонажей,
их действия, поступки. Показательно, что в соответствии с этим Еврипид переносит
лирическую часть на действующих лиц: он вводит так называемые монодии, арии
действующих лиц, которые сопровождались также выразительной пластикой и создавали
высокий художественный эффект.
Большое значение в трагедиях Еврипида имеют монологи и диалоги. Нередко это
диалог-спор, диалог-поединок. Еврипид любит словесные состязания героев в речах,
выявляющие их сущность. Язык Еврипида приближен к разговорной речи и лучше приспособлен
для живых диалогов. Наиболее яркие монологи встречаются опять же в "Медее".
в некоторых из них Еврипид разоблачает порочную аргументацию софистов-ловкачей
(ст. 522-576). Многократные отклики Еврипида на современные философские течения
создали ему репутацию "философа на сцене".
Показательно также изображение богов в трагедиях Еврипида. Ощущается скептицизм
к ним, унаследованный от софистов. Так, герой трагедии "Беллерофонт"
принимает решение убедиться, существуют ли боги, и с этой целью взлететь на
небо. Сомнения же его связаны с характером жизни на земле: обилием насилия и
неправды. Однако многие действия богов Еврипид также изображает противоречащими
нравственности. Так, Афродита губит Ипполита и Федру из чувства мелкой личной
злобы, а Артемида не спасает своего любимца, лишь утешая его перед смертью (трагедия
"Ипполит"). Гера насылает на Геракла безумие и делает его убийцей
своей семьи ("Геракл").
Воздействие софистической философии на творчество Еврипида проявилось также
в отношении поэта к рабству. во многих своих трагедиях он вывел на сцену раба,
что было новшеством ("Елена", "Ион", "Гекуба",
"Троянки"). В ряде трагедий Еврипид развивает мысль о том, что рабство
есть несправедливость и насилие ("Гекуба", "Троянки"), оно
противоречит естественной природе людей и чаще всего является следствием превратностей
судьбы. Еврипид показывает, что рабство унижает и развращает человека, развивает
его дурные наклонности.
Можно сказать, что в творчестве Еврипида наметились два пути для дальнейшего
развития драмы:
1. От трагедий "Медея", "Ипполит" и др. - в сторону патетической,
пафосной трагедии, трагедии больших и сильных, порой патологических страстей.
Наиболее яркими выразителями этой линии позднее станут Сенека, Расин и др.
2. От трагедий "Ион", "Елена" и др., где впервые встречаются
мотивы потерянного и найденного ребенка и т.д., - в сторону бытовой драмы, пьесы
с бытовым сюжетом, будничными персонажами. Через бытовую комедию Менандра этот
путь ведет к Плавту, а через него к Мольеру и т.д.
Творчество Еврипида имело большое значение для последующего развития мировой
драмы: сюжеты, образы, искусство монолога и диалога, своеобразие композиции
и т.д. обогатили мировую драму в процессе ее развития.
Сочинения
Трагедии. В 2 т. - М., 1980.
Литература
Толстой Н.И. Трагедия Еврипида "Елена" и начало
греческого романа // Толстой Н.И. Статьи о фольклоре. - М., Л., 1966.
Радциг С.И. Опыт историко-литературного анализа "Медеи" Еврипида
// Вопросы классической филологии. - М., 1969. - № 2.