(История всемирной литературы. - Т. 5. - М., 1988. - С. 145-147)
Особое место в прозе конца века принадлежит роману Пьера-Амбруаза Шодерло
де Лакло (1741-1803) «Опасные связи» (1782). Эта книга не укладывается в рамки
сентиментализма; в ней сильны тенденции реалистического отражения действительности.
«Опасные связи» - это роман в письмах, по своему жанру явившийся дальнейшим
развитием повествовательных приемов Ричардсона и Руссо. Мы имеем дело в «Опасных
связях» не столько с рассказом о событиях, сколько с предположениями о будущих
событиях, с жизненными планами героев или с последующим анализом этих событий.
Душевные переживания, связанные с планированием событий или с воспоминанием
о них, составляют в первую очередь содержание романа.
Поскольку в «Опасных связях» всегда на первом плане то или иное состояние
души человека, многие персонажи изображаются в романе совершенно так же, как
герои в романах Ричардсона или Руссо - не такими, каковы они на самом деле,
а такими, какими они представляются другим. Это придает своеобразную объемность.
Так, Вальмон то таков, каким рисуется президентше де Турвель, судя по ее письмам
к г-же де Воланж, то таков, каким воображают его себе Сесиль де Воланж и кавалер
Дансени в их письмах, то близок к тому, каким хочет казаться маркизе де Мертей,
и т. д. Это или раскаявшийся соблазнитель, или «истинно любезный» человек, делающий
все для других, человек необыкновенный, обладающий «добрым сердцем», или лживый
и опасный распутник, бесчестный и преступный, жестокий и злой, или, напротив,
существо в конечном счете слабое, пытающееся перехитрить других, но само попадающее
в конце концов в капкан. Двоится, троится и образ маркизы. То она такая, какой
она представляется Дансени и Сесили, то такая, какой видит ее г-жа Воланж, рассказывающая
о ней президентше, то такая, какой она видится себе самой, о чем свидетельствуют
ее письма к Вальмону, которому она рассказывает историю своей жизни.
Другой существенной особенностью романа, тесно связанной с традициями сентиментализма,
является резкое отличие в нем персонажей, переживания которых наиграны, неискренни,
от тех, чьи чувства подлинны. Первые играют роль, надевают на себя маску. Вторые
выражают то, что действительно чувствуют и сознают. Письма первых передают лишь
сконструированные состояния души, в письмах вторых мы находим действительные,
на самом деле существующие чувства и страсти. К первым персонажам относится
виконт де Вальмон, соблазнитель молодой девушки Сесиль де Воланж и замужней
женщины - президентши де Турвель; а также маркиза Мертей, вдохновляющая его
на эти поступки, убеждающая его посмеяться над президентшей, соблазнить, а затем
изменить ей на ее глазах, думающая, как бы отомстить будущему мужу Сесиль графу
де Жеркуру, который когда-то покинул маркизу. Вторую группу персонажей составляют
сама президентша де Турвель, полная набожных, добродетельных чувств, видящая
в Вальмоне раскаявшегося грешника, а в самой своей любви к нему заботу о его
душе, а также Сесиль и кавалер Дансени, которые оба любят друг друга чисто и
неиспорченно, без всякой задней мысли, без попыток кого-либо обмануть, совратить
или кому-нибудь отомстить. Сесиль недаром представляется маркизе глупой и простодушной,
а в Дансени виконт де Вальмон видит человека чересчур нерешительного и совестливого.
Дансени уделяет очень много места рассказу о своем чувстве. Он горячо любит
Сесиль, беспокоится о ней, тревожится, думает о ней беспрестанно. В то же время
Вальмон, повествуя в письмах о своих любовных предприятиях, ведет о них рассказ
в стиле военных реляций, сообщая о том, например, как президентша де Турвель
прислала ему «план капитуляции», как сам он «вынудил противника принять бой»,
добился преимущества в выборе места сражения и диспозиции, сумел усыпить бдительность
врага, чтобы застать его врасплох, смог, обеспечив себя надежной базой, укрыться
в ней и сохранить все ранее завоеванное. Он вспоминает, информируя маркизу де
Мертей о своем любовном поединке с президентшей де Турвель, о Тюренне, о Фридрихе,
о Ганнибале. Что касается маркизы де Мертей, она в письмах к Вальмону более
всего говорит не о том, что она чувствует, а о своих планах мести, о замыслах,
намерениях, о своем вмешательстве в душевную жизнь других людей. Она рассказывает,
например, о том, как она сделалась госпожой ума и сердца Сесили, как она вскружила
ей голову, посеяла в ее душе сомнения. Сообщая о своем поведении, маркиза все
время подчеркивает расхождение между подлинными своими настроениями и тем, как
она представляется другим. Она делает вид, что согласна с аргументами Сесили,
тогда как на самом деле думает совсем иначе. Она испытывает удовольствие, появляясь
перед окружающими в различных обликах. Она скрывает от окружающих свои истинные
побуждения и чувства. Так, если она испытывает печаль, то старается принять
вид беззаботный и даже радостный.
Подчеркивая различие между персонажами типа маркизы де Мертей и персонажами,
вроде кавалера Дансени, Лакло показывает при этом конечное поражение рассудочного,
рационального, победу природной страсти даже у таких героев, как маркиза и виконт.
В этом и сказывается сентименталистский аспект романа, подчеркивающий примат
чувства над разумом, чистоту природы и испорченность цивилизации.
Очень характерно в этой связи, что даже хитроумный Вальмон влюбляется в конце
концов в президентшу де Турвель, которую так долго старался покорить, попадает
в ловушку, им же самим расставленную. И только под влиянием маркизы, которая
возбуждает в нем чувство оскорбленного самолюбия, он преодолевает свою любовь,
фактически насмехаясь над президентшей, изменяя ей на ее глазах с куртизанкой.
Аналогичный процесс обнаруживает Лакло и у маркизы де Мертей. Она очень много
рассуждает о роли сознания в жизни, строит все свое поведение, подчиняя его
рассудку. Но и она оказывается в конце концов во власти бессознательного чувства
и, забыв обо всем, ревнует Вальмона к президентше.
Очень важно, что в своем представлении о мире Лакло в целом исходит из социальных
критериев. Проводя резкую дифференциацию героев, распределяя их как бы по двум
категориям, Лакло кладет в основу различия между ними разграничение двух сфер
в обществе, двух социальных кругов, к которым принадлежат эти персонажи. Маркиза
де Мертей и виконт де Вальмон - это представители богатого дворянства, аристократии.
Президентша де Турвель относится к буржуазии, близок ей и кавалер Дансени, не
обладающий ни чинами, ни богатством, ни особой знатностью. Сесиль де Воланж,
правда, по своему происхождению принадлежит к знатному и богатому дворянству,
но она еще не относится к власть имущим, находится в подчинении у своей матери,
г-жи де Воланж.
«Опасные связи» кончаются катастрофой, действие приводит большинство персонажей
или к гибели, или к несчастью, причем погибают, терпят поражение и отрицательные,
и положительные действующие лица. На дуэли погибает виконт де Вальмон, застреленный
Дансени. Маркиза де Мертей, разоблаченная в своих преступных замыслах и деяниях
общественным мнением, кончает свои дни за границей, всеми забытая. В то же время
г-жа де Турвель, соблазненная в конце концов де Вальмоном и покинутая им, тяжело
заболевает и умирает, а Сесиль де Воланж, обесчещенная Вальмоном, уходит в монастырь.
Дансени разделывается на дуэли со своим соперником Вальмоном, но оказывается
также в числе потерпевших поражение, утратив навсегда Сесиль. Судьбы де Вальмона
и де Мертей показывают, что отрицательное начало, связанное со старым режимом,
уже не так сильно, чтобы безраздельно, до конца торжествовать над добром. Зло
в романе наказывается. И вместе с тем носители положительного начала - г-жа
де Турвель, Дансени и Сесиль - еще недостаточно сильны, чтобы полностью одержать
победу над злом.