ЕЩЕ РАЗ К ВОПРОСУ О ССОРЕ МЕЖДУ КАЛЛИМАХОМ И АПОЛЛОНИЕМ РОДОССКИМ
(Индоевропейское языкознание и классическая филология - X. Материалы чтений,
посвященных памяти профессора И. М. Тронского. - СПб., 2006. - С. 93-94)
I. Древнейшими свидетельствами традиции, утверждающей, что на каком-то этапе
между Каллимахом и Аполлонием Родосским возникли серьезные разногласия, являются
схолии к жизнеописанию Аполлония и статья о Каллимахе в словаре «Суда». В первом
случае К. Вендель, издававший схолии к Аполлонию, обратил внимание на логический
разрыв во фразе схолиаста, справедливо полагая, что схолия содержит лакуну,
а сообщение схолиаста можно толковать так: Аполлоний дружески общался со своим
учителем Каллимахом до тех пор, пока сам не обратился к написанию поэмы. С другой
стороны, в словаре «Суда» в статье о Каллимахе в перечне его произведений называется
поэма «Ибис», которая до нас не дошла, но которая, в отличие от всех перечисленных
в статье произведений, имеет краткую и выразительную характеристику. Автор пишет,
что «Ибис» - «поэма искуснейшая (ποίημα 'επιτετηδευμένον)», в ней завуалированно
(ε'ις 'ασάφειαν) и резко отрицательно (καί
λοιδορίαν) говорится о некоем
Ибисе (ε'ις τινα 'Ιβιν), являющемся врагом Каллимаха (γενόμενα
'εχθρόν του Καλλιμάχου), и этим врагом был Аполлоний, написавший «Аргонавтику» (ην
δέ ουτος 'Απολλώνιος 'ο γράψας τά Αργοναυτικά).
II. В науке собрано немалое количество фактов, говорящих об острой литературной
полемике между двумя выдающимися александрийскими поэтами. Но касалась ли эта
полемика только Каллимаха и Аполлония или в спор были вовлечены и другие поэты;
были ли расхождения между учителем и учеником основаны только на различном понимании
традиции и новаторства, поэтического мастерства и стиля в поэзии и не сыграли
ли свою роль причины личного свойства - на все эти вопросы вряд ли можно будет
ответить исчерпывающим образом, и они по-прежнему остаются дискуссионными. Задачей
данного сообщения является обратить внимание на некоторые обстоятельства и детали
ссоры, известные из словаря «Суда», но которые, насколько нам известно, реже
других попадают в поле зрения исследователей.
III. О поэме Каллимаха «Ибис» мы можем судить по Овидию, который во время
ссылки (8-17 гг. н.э.) обращается к написанию поэмы-инвективы против неназванного
поэта и называет свою поэму также «Ибис». Почему и насколько «Ибис» Каллимаха
послужил образцом для Овидия, можно судить лишь предположительно. Ясно лишь,
что вслед за Каллимахом «Ибисом» Овидий называет своего недруга, которому он
желает испытать всевозможные казни и муки, проклиная и его жизнь, и его смерть.
IV. Но почему у Каллимаха ибис - Аполлоний и каким образом многочисленные
проклятия могут быть связаны с этой птицей? Ведь известно, что ибис, знаменитая
птица, в Египте считалась священной, воплощением бога Тота, который изображался
с головой ибиса. С прилетом ибиса египтяне связывали разлив Нила, ибисы истребляли
мелких змей (Herodot. II, 75) и т.д. Известно, что в святилище Тота в Гермополисе
селекции ибисов, уходу за ними уделяли большое внимание; были специальные галереи,
где ибисов хоронили после их смерти, предварительно мумифицировав и т.д.
Ибисы хорошо известны в греческой традиции. О них пишут Элиан (Aelian. De
animal. Nat. 10, 12); Аристофан (Arph. Av. 1296) и др. Особого внимания заслуживают
сообщения об ибисах Страбона (Strab. XVII, 823) и Аристотеля (Arst. Hist. animal.
9, 27). Оба источника подчеркивают, что в древнем Египте особой популяции достигли
два вида ибисов - белые и черные. (В современной орнитологии известно более
30 видов ибисов). Священный ибис (ibis religiosa) - белого цвета (родиной его
является Африка, в настоящее время встречается редко). Черный ибис, как пишет
Страбон (Strab. XVII, 824), грязен, «подбирает всяких вредных животных и отбросы
в мясных лавках и пекарнях».
V. В поэме Овидия эксплицитно выражено, что имеется в виду черный ибис, и
насколько оскорбительным могло быть сравнение именно с черным ибисом, можно
судить по стихам Овидия - Ибис, 449-450.
VI. Все это, конечно, не нарушает стройных доказательств литературной полемики
между Каллимахом и Аполлонием Родосским, но что чему предшествовало - личная
ссора или литературные выпады - остается загадкой.