ОБЩЕЕ ЯЗЫКОЗНАНИЕ. СТРУКТУРНАЯ И СОЦИАЛЬНАЯ ТИПОЛОГИЯ ЯЗЫКОВ
(М., 2001. - 312 с.)
Появление нового учебника по языкознанию - это всегда событие, а появление
учебника, отличающегося от всех остальных пособий по этому предмету и структурой,
и содержанием - событие вдвойне.
Рецензируемая книга состоит из трех частей: 1) типология языков:; 2) социальная
типология языков; 3) лингвистические универсалии. Начинается учебник с пространного
введения, озаглавленного "Предмет типологии языков". Во введении дается характеристика
типологии как общенаучного метода, указывается на различия и сходства между
типологией и лингвистикой универсалий, с одной стороны, и между типологией структурной
и типологией социальной, с другой стороны.
В первой части, посвященной структурной типологии языков, рассматривается
природа типологических сходств, направления типологических исследований, освещается
типология различных уровней языковой структуры. Так, в разделе, посвященном
фонетико-фонологической и просодической типологии, сопоставляются вокалические
и консонантные языки, дается характеристика языков с точки зрения структуры
слога, сравниваются слоговые и неслоговые (фонемные) языки, указывается на связь
между слоговой структурой языка и наличием системы смыслоразличающих тонов.
В разделе, озаглавленном "Морфологические типы языков", рассматриваются понятия
синтетизма и аналитизма, дается сопоставительная характеристика агглютинации
и фузии. Особенно ценным представляется то, что в учебнике приводятся количественные
(математические) методы определения степени аналитизма-синтетизма и агглютинативности-фузионности
языков.
В разделе "Типологические закономерности в синтаксисе" дается общая характеристика
синтаксиса как объекта типологии, рассматриваются особенности языков с номинативным,
эргативным, активным, классным и нейтральным строем. В этом же разделе сопоставляются
языки со свободным и фиксированным порядком слов в предложении, приводятся различные
модели фиксированного словопорядка: SOV (японский, корейский, неварский и др.),
SVO (английский, вьетнамский, бушменский языки и многие другие), VSO (бербе-роливийские
языки), VOS (некоторые языки амазонского ареала, некоторые языки Мадагаскара),
OVS (некоторые языки карибского и амазонского ареалов), OSV (некоторые языки
карибского и амазонского ареалов).
Особый интерес представляет, на наш взгляд, раздел "Лексическая типология
языка". Лексическая типология - это сравнительно новая область лингвистических
исследований, и в учебниках по языкознанию лексико-типологические данные до
сих пор не находили своего отражения. Здесь рассматриваются такие характеристики
словарного фонда языка как его объем, семантико-тематическая структура лексики,
наличие и глубина стилистической дифференциации языка.
Во второй части, посвященной социальной типологии языков, рассматривается
функциональное разнообразие языков, типология литературных языков и типология
языковых ситуаций; уделяется внимание различным типам языковой политики, дается
характеристика вспомогательных международных языков как естественного, так и
искусственного происхождения. Здесь же, в подразделе "Здоровые, больные, исчезающие,
мертвые и возрожденные языки" Н.Б. Мечковская раскрывает причины упадка и вымирания
языков, а также указывает на возможности их возрождения. В качестве примера
полностью возрожденного языка приводится иврит, возвращение которого названо
одним из чудес XX века.
В третьей части книги, посвященной лингвистическим универсалиям, вводится
разделение универсалий на индуктивные и дедуктивные, простые и импликативные,
абсолютные и статистические; даются общие принципы систематизации универсалий.
Здесь же приводится характеристика универсалий по уровням языковой системы:
фонетико-фонологические универсалии, морфологические универсалии, синтаксические
универсалии, лексические и лексико-семантические универсалии. Завершается эта
часть подразделом "Язык-эталон: оптимальная систематизация универсалий и гипотетический
инвариант языков мира".
Заключение, озаглавленное "Место типологии и лингвистических универсалий в
науке о языке", включает в себя такие разделы как "Типология и сравнительно-историческое
языкознание", "Сопоставительные и контрастивные исследования как лингвистическая
основа преподавания иностранных (и неродных языков)", "Типы языков и история
цивилизация" и "Философский смысл типологии языков и лингвистических универсалий".
К учебнику прилагается пространная библиография, включающая 140 наименований
книг и статей на русском, украинском и белорусском языках.