Н. С. Гринбаум

ДРЕВНЕГРЕЧЕСКИЙ ЯЗЫК КАК КРИТЕРИЙ ПЕРИОДИЗАЦИИ АНТИЧНОЙ КУЛЬТУРЫ

(Индоевропейское языкознание и классическая филология - X. Материалы чтений, посвященных памяти профессора И. М. Тронского. - СПб., 2006. - С. 38-42)


 
Отвечая на вопрос, что такое «греческий язык», А. А. Белецкий ссылается на сохранившиеся до наших дней письменные тексты разных эпох: «Греческим языком можно назвать язык глиняных табличек с короткими текстами линейного текста класса Б («протоахейский диалект»). Это также диалектологически дифференцированный язык наиболее древних известных нам эпиграфических памятников и язык древнейшего эпоса «Илиады» и «Одиссеи», «Теогонии» и прочих поэм Гесиода, язык всех видов древней лирики, гимнов и эпиникиев, язык драматических произведений Эсхила, Софокла, Еврипида, Аристофана, язык прозы Геродота, Фукидида, Ксенофонта. Это и эллинистический «общий диалект» (койне), своими фонологическими, морфологическими и синтаксическими особенностями постепенно превращающийся в новогреческий со всеми его разновидностями. Термин «древнегреческий язык», вероятно, ни у кого не вызывает сомнений [1].
Представляя собой объективную реальность и обладая многовековой историей, древнегреческий язык является, несомненно, одним из важных компонентов античной культуры, существенным звеном ее духовного потенциала. В этом своем качестве он может и должен быть использован и как критерий в решении проблемы периодизации античной культуры.
Следует вместе с тем учитывать, что понятие «древнегреческий язык» не однозначно, а включает в себя несколько разновидностей. Главными из них являются: народно-разговорный язык, язык художественной литературы и литературный язык. Эти разновидности отличаются одна от другой рядом особенностей и степень их значимости для рассматриваемого вопроса окажется, естественно, неодинаковой.
В народно-разговорном греческом языке в силу присущих ему свойств удается на основе лингвистических признаков выделить лишь ряд общих этапов развития, поскольку последнее определялось не столько социально-экономическими, сколько миграционно-демографическими условиями в сочетании с преобладающим значением внутренних закономерностей. Согласно имеющейся классификации древнегреческий язык представлял собой единый период вплоть до IV в. н. э., за ним следовал среднегреческий (до XIII-XV вв.) и новогреческий (до наших дней) [2]. Однако эта общая периодизация народно-разговорного греческого языка мало что дает для исследуемой нами проблемы. Более интересной в этом плане является периодизация, предложенная О. С. Широковым. История древнегреческого языка делится им на три периода: архаический (с XIV в. до н. э.), классический (с VIII-VII вв.) и эллинистическо-римский (с III в.) [3]. Хотя в основу классификации автором положены соображения не чисто лингвистического порядка, а характер письменности – сначала силлабической, затем буквенной, точка отсчета - XIV в. до н. э. как начало фиксированного греческого языка представляется вполне приемлемой. Менее подходящим для нашей цели является определение всего этого периода (вплоть до VIII в.) как архаического, но об этом - позже. Можно, конечно, предположить относительно высокое жизнесостояние греческих племен и до появления микенских письменных текстов, однако наличие последних является первым конкретным и осязаемым доказательством фактического существования в XIV в. до н.э. греческого раннерабовладельческого общества с широкой системой хозяйственных институтов, разветвленной сетью социальной иерархии и определенным уровнем культурного развития. Все это дает основание признать XIV век до н.э. первым документированным веком античной культуры.
Вторая разновидность древнегреческого языка - язык художественной литературы. Он неразрывно связан с возникновением и становлением самой литературы как художественного явления. Его истоки восходят к древнейшим памятникам греческой поэзии - гомеровскому эпосу, а развитие обусловлено социально-экономической и духовной жизнью рабовладельческого общества. Этим объясняется то обстоятельство, что периодизация языка художественной литературы существенно отличается от периодизации народно-разговорного языка. И. М. Тронский выделяет в истории древнегреческой литературы периоды: архаический (до начала V в. до н.э.), аттический (классический, V-IV вв.), эллинистический (IV-I вв.), римский (с I в. до н. э.) [4]. А. А. Тахо-Годи различает периоды: доклассический (или архаический, до VII в. до н. э.), классический (VII-IV вв.) и эллинистический (послеклассический, с III в. до н.э. по V в. н. э.) [5]. Предложенная нами периодизация языка древнегреческой художественной литературы почти полностью совпадает с периодизацией самой литературы: архаический (с VIII-VI вв. до н.э.), аттический (V-IV вв.), эллинистический (IV-I вв.) и римский (I-V вв.) периоды [6].
По сравнению с периодизацией народно-разговорного языка, представляется более целесообразным обозначение начала архаического периода не XIV, а XI в. до н. э., что более соответствует, нам кажется, периодизации древнегреческой культуры.
Третья разновидность древнегреческого языка - литературный язык. Он выделяется широтой своего охвата, поскольку включает в себя кроме языка художественной литературы деловой язык и язык философии, исторической прозы и публицистики, науки, специальной и технической литературы. Литературный язык сочетает в себе черты, присущие как народно-разговорному языку, так и языку художественной и иной литературы, поэзии и прозы, письменной и, отчасти, устной речи. Его история самым тесным образом связана с возникновением, становлением и упадком древнегреческих полисов.
Все эти обстоятельства делают периодизацию литературного языка наиболее близкой и соприкасающейся с периодизацией античной, в частности - древнегреческой культуры. Они убеждают, что история литературного языка может послужить важным критерием при решении интересующей нас проблемы.
Прежде чем рассмотреть ее, проанализируем периодизации, относящиеся к таким областям духовной жизни как: история, философия и культура. В книге «Античная Греция» В. П. Яйленко предлагает следующую периодизацию греческой истории: миграционная (XIII-XI вв. до н. э.), архаическая (Х-VI вв.), классическая (V-IV вв.) эпохи [7].
А. Ф. Лосев рассматривает следующие этапы истории греческой философии (эстетики): ранняя классика (VI-V вв. до н.э.), средняя классика (V в.), зрелая (высокая) классика (IV в., Платон), поздняя классика (IV в., Аристотель) [8]; эллинистическиримский период [9].
К. Куманецки различает ряд периодов античной культуры: эгейская культура (III тысяч. до н. э.); микенская Греция (II тыс.); архаическая Греция (VIII-VI вв.); аттический период - классическая Греция (V в.); классическая Греция (IV в.); эпоха эллинизма (с IV в.) [10].
Сопоставим с вышеперечисленными предложенную мною периодизацию древнегреческого литературного языка: микенский (XIV-XII вв.) и послемикенский (XI-IX вв.) периоды; ионийский (VIII-VI вв.); аттический (VI-IV вв.); эллинистический (ранний, I вв.; поздний, I-V вв.) период.
Остается выяснить, в какой степени приведенная периодизация может оказаться полезной или пригодной для создания периодизации античной культуры.
Представляется целесообразным, прежде всего, с учетом других рассмотренных вариантов, сохранить в основном деление на главные периоды истории древнегреческой культуры.
Желательно вместе с тем приблизить их наименования к самой проблематике вопроса. Следовало бы также продумать вопрос о выделении отдельных этапов в пределах главных периодов.
Целесообразно выделить отдельно «микенский период» (XIV-XII вв. до н. э.) и определить период с XI-IX вв. как «архаический или послемикенский»; с VIII-VI вв. - как «ионийский», с VI-V вв. как «аттический или классический» и с IV в. до н. э. - V в. н. э. - «эллинистический». «Классический» период может быть, в свою очередь, разделен на три отрезка: становления (VII-VI вв.), расцвета (V-IV вв.) и угасания (III-II вв.) культуры полиса, эллинистический период - на греко-восточный (ранне-эллинистический, IV-I вв.) и греко-римский (позднеэллинистический, I-V вв.).
Исходя из вышесказанного, предлагается следующая периодизация античной (древнегреческой части) культуры:
I. Раннегреческая культура материковой Эллады и эгейских островов (III-II тыс. до н. э.) [11];
II. Микенский (древнейший письменно зафиксированный период греческой дворцовой культуры (XIV-XII вв.);
III. Архаический (послемикенский, доэпосный) протоионийско-эолийский период (XI-IX вв.);
IV. Культура греческой периферии Малой Азии. Ионийский период (VIII-VI вв.);
V. Полисная культура. Аттический (классический) период:
а) этап становления (VII-VI вв.)
б) этап расцвета (VI-IV вв.)
в) этап угасания (III-II вв.);
VI. Культура «койне». Эллинистический период:
а) ранний этап, греко-восточный (IV-I вв.)
б) поздний этап, греко-римский (I-V вв.).
Предложенная выше периодизация древнегреческой культуры с учетом двух дополнительных факторов - поэтапного становления литературного языка и очередной смены его диалектно-территориальной базы - могло бы, на мой взгляд, лечь в основу новой разработки и последующего чтения университетского курса античной культуры.
 

Литература

1. А. А. Белецкий. Проблема греческого языка византийской эпохи // Античная культура и современная наука, М., 1985. С. 189.

2. И. М. Тронский, А. А. Белецкий. Греческий язык // Краткая литературная энциклопедия. М., 1964. С. 361; А. А. Белецкий. Проблема греческого языка византийской эпохи... С.193.

3. О. С. Широков. История греческого языка. М., 1983. С. 26.

4. И. М. Тронский. История античной литературы, М.,1983. С. 20-21.

5. А. А. Тахо-Годи. Античная литература, М., 1976. С. 9-10.

6. Н. С. Гринбаум. Ранние формы литературного языка (древнегреческий). Л., 1984. С. 14.

7. Античная Греция. Т. I. М., 1983. С. 128.

8. А. Ф. Лосев. История античной эстетики. Высшая классика. М., 1974. С. 6-8.

9. А. Ф. Лосев. Эллинистически-римская эстетика. M.,1979. С.5-6.

10. K. Kumaniecki. Historja kultury starozytnej Greeji i Rzymu, Warszawa, 1964. S. 622-630.

11. См.: Т. В. Блаватская. Греческое общество второго тысячелетия до новой эры и его культура. М., 1976.


Источник текста - сайт Института лингвистических исследований.


Hosted by uCoz