В. Б. Кашкин
БЫТОВАЯ ФИЛОСОФИЯ ЯЗЫКА И ЯЗЫКОВЫЕ КОНТРАСТЫ
(Теоретическая и прикладная лингвистика. - Вып. 3. - Воронеж, 2002)
Как часто Вы думаете о языке (речи)?
|
(очень) часто
|
иногда
|
не очень часто
|
почти никогда
|
почти никогда
|
группы ответов
|
I
|
II
|
III
|
IV
|
V
|
|
44,0%
|
21,4%
|
21,4%
|
7,2%
|
6,0%
|
Какой язык самый… |
1-ый выбор
|
%
|
2-ой выбор
|
%
|
3-ой выбор
|
%
|
красивый |
французский
|
50,0
|
русский
|
31,3
|
английский
|
12,0
|
некрасивый |
немецкий
|
37,5
|
английский
|
18,8
|
|
|
трудный |
китайский
|
50,0
|
японский
|
20,0
|
русский
|
12,0
|
легкий |
русский
|
43,8
|
"не знаю"
|
31,0
|
английский
|
18,0
|
богатый |
русский
|
93,8
|
|
|
|
|
бедный |
"не знаю"
|
50,0
|
чукотский
|
31,5
|
|
|
серьезный |
английский
|
31,3
|
немецкий
|
25,0
|
русский
|
19,0
|
смешной |
китайский
|
37,5
|
японский
|
25,0
|
украинский
|
12,0
|
точный |
русский
|
75,0
|
латинский
|
19,0
|
|
|
правильный |
русский / "не знаю"
|
25,0 / 25,0
|
английский
|
19,5
|
греческий
|
8,0
|
Я хотел бы изучить... |
английский
|
50,0
|
французский
|
11,8
|
|
|
языки |
определения (в порядке убывания, единичные ответы не приводятся) |
английский | международный, трудный, правильный, популярный |
русский | родной, красивый, богатый, точный, простой, очень хороший, нормальный |
немецкий | грубый, жесткий, варварский, трудный |
украинский | смешной, глупый, близкий, некрасивый, хороший и смешной |
финский | мягкий, мелодичный, светлый, смешной, медленный |
языки | описания ‘пригодности’ и сфер применения |
английский | для делового общения с иностранцами; для всего и для всех; для разговора о компьютерах и экономике |
русский | для всего; для разговора с друзьями; для поэзии и науки |
немецкий | для войны; для военных действий; для угрозы; для разговора о спорте |
украинский | для того, чтобы смешить людей; для того, чтобы слушать с интересом |
французский | для объяснения в любви; для комплиментов; для стихов о любви; для того, чтобы говорить красиво |
итальянский | для объяснения в любви; для скандалов; для наименования блюд; для пения |
Примечание
1. Иногда грамматика даже олицетворяется, мифологизируется, как в одной из научно-популярных статей: What is Grammar? Who is she?
Литература
1. Барт Р. Избранные работы. Семиотика. Поэтика. М.: Прогресс, 1994.
2. Блинов А.Л. Общение. Звуки. Смысл. Об одной проблеме аналитической философии языка. М.: РФО, 1996.
3. Дуфва Х., Ляхтеенмяки М., Кашкин В.Б. Металингвистический компонент языкового сознания // Языковое сознание: содержание и функционирование. XIII Международный симпозиум по психолингвистике и теории коммуникации. М.: РАН, 2000. С. 81-82.
4. Кашкин В.Б. Универсальный компонент языковых систем и контрастивная модель // Лексика и лексикография. Вып. 6. М.: Ин-т языкознания РАН, 1995. С.78-83.
5. Кашкин В.Б. Мифологема контекстуального детерминизма // Роль и место грамматики в обучении иностранным языкам. СПб.: ИОВ РАО, 1998.
6. Кашкин В.Б. Аспекты металингвистической деятельности // Лексика и лексикография. Вып. 10. М.: Ин-т языкознания РАН, 1999. С.64-68.
7. Кашкин В.Б. Подходы к сходствам и различиям языков в истории языкознания (части 1 и 2) // Теоретическая и прикладная лингвистика. Вып. 1 и 2. Воронеж: Изд-во ВГТУ, 1999 и 2000. С. 4-31 и 136-151.
8. Келли Дж. Теория личности: психология личных конструктов. СПб.: Речь, 2000 (1963).
9. Ляхтеенмяки М. Перевод и интерпретация: о некоторых предположениях и мифологемах // Теоретическая и прикладная лингвистика. Вып. 1. Воронеж: Изд-во ВГТУ, 1999. С. 32-45.
10. Лосев А.Ф. Бытие - Имя - Космос. М.: Мысль, 1993.
11. Лосев А.Ф. Миф - Число - Сущность. М.: Мысль, 1994.
12. Милашевич В.В., Кашкин В.Б. Обучение чтению и переводу с пяти языков. Владивосток - Воронеж: Центр опережающего обучения, 1997(1991).
13. Нгуен-Ксуан Ан. Ментальные модели физических явлений, связанные с повседневной жизнью // Иностранная психология. №6. 1996.
14. Потебня А.А. Мысль и язык. Киев: СИНТО, 1993(1913).
15. Щерба Л.В. Языковая система и речевая деятельность. Л.: Наука, 1974.
16. Язык о языке. М.: ЯРК, 2000.
17. Bachelard G. The New Scientific Spirit (Le nouvel esprit scientifique). Boston: Beacon Press, 1983/1934.
18. Bain R. Reflections: Talking about Language. London, Sydney, Auckland, Toronto: Hodder & Stoughton, 1991.
19. Bolinger D. Language - The Loaded Weapon. The Use and Abuse of Language Today. L.; N.Y.: Longman, 1980.
20. Carrell P.L. Metacognitive Awareness and Second Language Reading // The Modern Language Journal. 1989. 71:ii. C.121-134.
21. Dufva H., Lähteenmäki M. What people know about language: A dialogical view // Zeitschrift fur Fremdsprachenforschung. 1996. 7:2. C.121-136.
22. Dufva H. Everyday knowledge of language: a dialogical approach to awareness // FINLANCE. 1994. XIV. C.22-49.
23. Essen A. van Language Awareness and Knowledge About Language // Encyclopedia of Language and Education. Vol. 6. Knowledge About Language / Eds. L. van Lier, D.Corson. Dordrecht: Kluwer. 1997. C.1-9.
24. Flavell J.H. Metacognition and cognitive monitoring: A New Area of Cognitive-Developmental Inquiry // American Psychologist. 1979. 34/10. C.906-911.
25. Harris R. The Language-Makers. London: Duckworth, 1980.
26. Hawkins E. Awareness of Language: An Introduction. Cambridge: CUP, 1991.
27. Horwitz E.K. Surveying Student Beliefs About Language Learning// Learning Strategies in Language Learning / Eds. A.Wenden, J.Rubin. Englewood Cliffs: Prentice/Hall Intl, 1987. C.119-129.
28. Hudson R. Invitation to Lingustics. Oxford, UK; Cambridge, USA: Blackwell, 1993/1984.
29. Husserl E. The Crisis of European Science and Transcendental Phenomena. An Introduction to Phenomenological Philosophy. Evanston: N.-W.Univ.Press, 1970.
30. Kalaja P. Student beliefs (or metacognitive knowledge) about SLA reconsidered // International Journal of Applied Linguistics. 1995. 5:2. C.191-204.
31. Kramsch C. The applied linguist and the foreign language teacher: can they talk to each other? // Principle and Practice in Applied Linguistics. Studies in Honour of H.G.Widdowson / Eds. G.Cook, B.Seidlhofer. Oxford: Oxford University Press. 1995. C.43-56.
32. Lakoff G., Johnson M. Metaphors We Live By. Chicago: University of Chicago Press, 1972
33. Lerman S. A Moment in the Zoom of a Lens: Towards a Discursive Psychology of Mathematics Teaching and Learning. 1999. http://www.sbu.ac.uk/~lermans/PMEpaper.html.
34. Lier L. van. Language Awareness, Contingency, and Interaction // AILA Review. 1994. 11. C.69-82.
35. Lopez Garcia A. Fundamentos de linguistica perceptiva. Madrid: Editorial Gredos, 1989.
36. Maturana H.R. Science and Daily Life: The Ontology of Scientific Explanations // Self-Organization: Portrait of a Scientific Revolution / Eds. W.Krohn, G.Kuppers. Dordrecht: Kluwer, 1990. C.12-35.
37. Maturana H.R. The Nature of Time. 1995. http://www.inteco.cl/nature_of_time.htm/.
38. Maturana H.R., Varela F. The Tree of Knowledge. Shambhala: New Science Library, 1987.
39. McGregor G. Whaddaweknow? Language Awareness and Non-linguists’ Accounts of Everyday Speech Activities // Language Awareness. 1998. 7:1. C.32-51.
40. McLuhan M. Essential McLuhan. Concord, Ont: Basic Books, 1996.
41. Milroy J., Milroy L. Authority in Language: Investigating Language Prescription and Standardisation. London, Boston & Henley: Routledge & Kegan Paul, 1985.
42. Mori Y. Epistemological Beliefs and Language Learning Beliefs: What Do Language Learners Believe About Their Learning? // Language Learning. 1999. 49:3. C.371-415.
43. Parker F. Linguistics for Non-Linguists. London: Taylor & Francis, 1986.
44. Schommer M., Walker K. Are epistemological beliefs similar across domain? // Journal of Educational Psychology. 1995. 87:3. C.424-432.
45. Shuy R.W. Variability and the Public Image of Language // TESOL Quarterly. 1981. 15:3. C.315-326.
46. Wallis J. Grammatica linguae anglicanae. L.: Gvil. Bowyer, 1765.
47. Wenden A. How to be a successful language learner: insights and prescriptions from L2 learners // Learner strategies in language learning / Eds. A.Wenden, J. Rubin. Englewood Cliffs, N.J.: Prentice Hall, 1987. C.103-117.
48. Wenden A. Metacognitive knowledge and language learning // Applied Linguistics. 1998. 19:4. C.515-537.
49. Yuen, Ren Chao. Language and Symbolic Systems. Cambridge: Cambridge University Press. 1968.
50. Scheff T.J. Academic Gangs // Crime, Law, and Social
Change. 1995. 23. C.157-162.
Источник текста - сайт Межвузовские сборники научных трудов под редакцией д.ф.н. В. Б. Кашкина.