И. Н. Топешко
КУЛЬТУРНО-МИФОЛОГИЧЕСКАЯ КОНЦЕПЦИЯ ПРОИСХОЖДЕНИЯ ЯЗЫКА
("Новые" и "вечные" проблемы философии. - Новосибирск, 2000. - С. 16-30)
Примечания
1. О мифологической функции языка, не определяя ее именно таким термином, писал К. Леви-Стросс (4), в частности в разделе "Эффективность символов", описывая воздействие языка на психику и ментальность.
2. Термин "уровни" заимствован нами из лингвистики, где они определяются следующим образом: "Уровни языка - некоторые "части" языка, подсистемы общей языковой системы, каждая из которых характеризуется совокупностью относительно однородных единиц" (5, с. 539). Выделяемые нами уровни мифологии тоже являются подсистемами в общей системе и каждый более высокий уровень включает в себя все предыдущие. В данном случае мы развиваем плодотворную традицию построения аналогии между языком и мифологией и указываем на функциональное сходство между уровнями языка и выделяемыми нами уровнями мифологии.
3. Аналогичный процесс редукции с сохранением содержания и значения применительно к формированию значений слов был описан А. А. Потебней в книге "Мысль и язык": по мнению автора, фольклорные сюжеты в процессе бытования сворачиваются и могут быть выражены несколькими словами при полном сохранении их значений и воздействия на слушателя и исполнителя. В результате пословица может передавать в полном объеме значение целой сказки, а на следующем этапе пословица редуцируется до поговорки, состоящей из поры слов. А затем это значение начинает обогащать значение одного ключевого слова самого по себе и с этого момента "Слово имеет все свойства художественного произведения" (8, с. 182).
4. Примечателен в этом смысле опыт русского православия, где в XI - XIV веках существовала диглоссия - параллельное существование двух языков с разными функциями: старославянский язык использовался только для сакрального общения, а древнерусский - только для светского, бытового. Эту ситуацию и ее последствия подробно исследует Б. А. Успенский (10).
Литература
1. Адлер А. Понять природу человека. СПб.: Гуманитарное агентство
"Академический проект", 1997.
2. Голосовкер Я. Э. Логика Мифа. М.: Наука, 1987.
3. Леви-Брюль Л. Сверхъестественное в первобытном мышлении. М.: Педагогика-пресс,
1994.
4. Леви-Стросс К. Структурная антропология. М., Главная редакция восточной
литературы, 1985.
5. Лингвистический энциклопедический словарь. М.: Сов. энциклопедия,1990.
6. Лосев А. Ф. Философия. Мифология. Культура. М.: Издательство политической
литературы, 1991.
7. Мифы народов мира. Энциклопедия. М.: Сов. энциклопедия, 1991.
8. Потебня А. А. Слово и миф. М. "Правда", 1989.
9. Торчинов Е. А. Религии мира. Опыт запредельного. Трансперсональные состояния
и психотехника. Спб: Центр Петербургское Востоковедение, 1998.
10. Успенский Б. А. Краткий очерк истории русского литераатурного языка (XI
- XIX вв.). М. "Гнозис", 1994.
11. Фрэзер Дж. Золотая ветвь. Исследования магии и религии. М. "Рефл. бук.
Ваклер", 1998.
12. Холл М. П. Энциклопедическое изложение масонской, герметической, каббалистической
и розенкрейцеровской символической философии. Новосибирск, "Наука", 1992.
13. Элиаде М. Космос и история. Избранные работы. М.: Прогресс, 1987.
14. Элиаде М. Священное и мирское. М.: МГУ, 1994.