СТИЛИСТИЧЕСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ ПЕРФЕКТА НАСТОЯЩЕГО И ПРОШЕДШЕГО ВРЕМЕНИ В АНГЛИЙСКОМ
ЯЗЫКЕ
(Наука. Университет. 2005. Материалы шестой научной конференции. - Новосибирск,
2005. - С. 162-166)
Познавательное содержание грамматических форм не может быть полностью раскрыто
без анализа их экспрессивно-аффективного аспекта, без той коннотативной информации,
которую может передать грамматическая форма.
Стилистическое использование перфектных форм до сих пор мало изучено. Спорный
характер многих вопросов, связанных с перфектными формами, не позволяет считать
их исчерпанными как объект исследования. Между тем для правильного употребления
этих форм в иностранной речи, для адекватного восприятия этих форм в литературном
тексте чрезвычайно важно точное определение грамматического значения и стилистических
функций перфектных форм.
Глагол - наиболее емкая грамматическая категория. Семантическая и стилистическая
емкость глагола в большой мере обусловлена той органической связью и взаимодействием
категории времени и вида, которая характеризует всю его систему в целом. Закономерным
следствием этих языковых фактов является широкая возможность функциональных
транспозиций глагольных форм, их метафорического использования в художественно-изобразительных
целях.
Стилистические функции глагольных форм раскрываются в контексте, в синтаксической
взаимосвязи между формами и грамматическими категориями.
Перфект тесно связан с текстовыми категориями проспекции и ретроспекции.
Общеизвестно определение перфекта как формы, выражающей результат предшествующего
действия. При употреблении перфектного результативного эксплицитно или имплицитно
выражается состояние субъекта или объекта, возникшее как результат завершенного
действия. Действие в перфектной форме предвосхищает, предопределяет последующие
действия и, заинтересовывая читателя, заостряет его внимание на причине и ходе
разворачивающихся событий, приводящих к тому или иному результату или исходу,
а также подчеркивает значимость полученного результата. Например:
1. If you have ever seen a dragon in a pinch, you will realize that this
was only poetical exaggeration applied to any hobbit… (J.R.R. Tolkien. The
Hobbit).
2. I think Strickland knew it was a masterpiece. He had achieved what he
wanted. His life was complete. He had made a world and saw that it was good.
Then, in pride and contempt, he destroyed it. (W.S. Maugham. The Moon and
Sixpence).
3. He could see that his hands had aged. (I. Murdoch. Bruno's Dream).
Отсюда мы можем выделить у перфектных форм проспективную или результативную
функцию.
Для реализации функции результативности необходим благоприятный контекст.
Она реализуется в предельных глаголах и в глаголах двойственного видового характера,
которые лексически передают действие, связанное с изменением субъекта или объекта
действия, например, глаголы make, achieve и т. п.
Результативный перфект может также выполнять функцию экспозиции, служить введением
к последующей ситуации:
The rain had ceased and there was a purplish gleam in the sky up above
the huge humped roof of the Earls Court Exhibition Hall. (I. Murdoch. Bruno's
Dream)
При замене вещественного результата когнитивным смысловой оттенок результата
уступает место опыту. В следующем примере прошлый опыт персонажа определяет
его поведение в настоящем, заостряя внимание на его причинах:
Sometimes she speaks of "the past" as people speak who have been
in prison. But you never know whether they refer to the crime or the imprisonment
or the whole experience. (F.S. Fitzgerald. Tender Is the Night).
С помощью перфекта в экспириенциальной функции устанавливаются глубинные связи
- обусловленность "настоящего" персонажей прошлым, единство, непрерывность
временного потока.
Однако перфект может выполнять и противоположную композиционную функцию -
ретроспективную. Перфектная форма помогает сделать прыжок из настоящего в прошлое
или из прошлого в "предпрошедшее", создавая разнообразные ассоциативные
связи между ними, переплетая далеко отстоящие друг от друга в хронологическом
плане действия и подчеркивая их глубинное, внутреннее родство. Так, в следующих
примерах читатель получает возможность заглянуть в более ранний период времени,
предшествующий описываемым в книге событиям:
1. But man has far deeper habits than overwork. Through millions of years
of evolution, he has developed all kinds of habits for survival. (C. Wilson.
The Mind Parasites)
2. This long parenthesis has been necessary to explain why I thought I
understood Karel Weissman's last request to me. I am an archaeologist, not a
psychologist. But I was his old friend, and I had once shared his interest in
the problems of the outerlimits of human consciousness. In his last moments,
surely his thoughts had returned to our long nights of talk at Uppsala, to the
endless lagers we had consumed in the little restaurant overlooking the river,
to the bottles of schnapps drunk in my room at two in the morning? (C. Wilson.
The Mind Parasites)
3. Bruno had done his best for the place. He had been born to it, for it,
practically in it with the clack of monotype machines in his infant ears. But
he had never felt at home with printers and their strange private language had
always been for him a foreign tongue. He had been always a little afraid of
the works, just as he had been afraid of the horses, which his father had forced
him to ride, when he was a child. It was different for Danby who had no natural
bent and no creative gifts and was not even an intellectual, and who had taken
to printing when he married Gwen as if this were the most natural thing in the
world. Bruno, who never got over thinking Danby a fool, had resented this calmness.
Yet it was Danby who had turned out to be the business man. (I. Murdoch.
Bruno's Dream)
В первых двух примерах перфектные формы вводят единичные действия, пунктиром
воскрешающие прошлое героя. В отличие от них в третьем примере перфект прошедшего
времени показывает непрерывный временной поток, целиком и полностью переносит
читателя в иную временную плоскость, где создается своя последовательность описываемых
действий.
Разумеется, ретроспекция, связи между отдельными сюжетными пластами создаются
не только грамматической формой, а взаимодействием различных элементов контекста.
Помимо грамматической формы перфекта в передаче ретроспективности участвуют
лексические средства. Это обстоятельственные группы Through millions of years
of evolution, once и другие указания на время и место совершения действия
в далеком прошлом: our long nights of talk at Uppsala, in my room at two
in the morning и т. п.
Перфект прошедшего времени широко используется в современной литературе в
ретроспективной функции. Корни этого, по-видимому, следует искать в тенденции
к реконструкции внутреннего мира личности героя, к созданию нескольких временных
пластов в произведении, объединенных в особый уникальный сплав, единство, обусловленное
человеческой памятью. Внутренний мир персонажа предстает перед нами в его опыте,
а он дан через ретроспекцию.
Ретроспективный перфект может акцентировать внимание на законченности, завершенности
действия или состояния, подводить своего рода итог:
Then his eyes fell on the bed of mats in the corner, and he went up, and
he saw the dreadful, mutilated, ghastly object which had been Strickland.
(W.S. Maugham. The Moon and Sixpence)
Проанализировав то общее, что связывает проспективную и ретроспективную функции
перфектных форм воедино, можно выделить третью функцию - соединительную или
связующую. Сверхфразовые единства, абзацы, главы, части художественных текстов
могут быть интегрированы с помощью перфектных форм. Например, первый абзац третьей
главы может содержать перфектную форму, которая используется для выражения действия,
имевшего место во второй главе романа. Автор как бы "перебрасывает мостик"
между двумя главами и обеспечивает их связность. Действие, на которое читатель,
возможно, и не обратил бы особого внимания в процессе чтения, становится ярким
и выпуклым. Перфектные формы соединяют как стоящие рядом компоненты текста,
так и значительно отдаленные текстовые сегменты и тем самым участвуют в когерентности
текста. Сходным образом перфектная форма может выразить причинность, обусловленность
предшествующего действия последующим, логическую связь между ними.
Перфектные формы также являются стилистическим средством связывания содержания
всего рассказа с моментом речи. Примером такого употребления является следующий
отрывок, в котором перфект настоящего времени включен во временной ряд простого
прошедшего:
Those privileged to be present at a family festival of the Forsytes have
seen that charming and instructive sight - an uppermiddle class family in full
plumage. But whosoever of these favoured persons has possessed the gift of psychological
analysis (a talent without monetary value and properly ignored by the Forsytes),
has witnessed a spectacle, not only delightful in itself, but illustrative of
an obscure human problem. In plainer words, he has gleaned from a gathering
of this family - no branch of which had a liking for the other, between no three
members of whom existed anything worthy of the name of sympathy - evidence of
that mysterious concrete tenacity which renders a family so formidable a unit
of society, so clear a reproduction of society in miniature. He has been admitted
to a vision of the dim roads of social progress, has understood something of
patriarchal life, of the saiarmings of savage hordes, of the rise and fall of
nations. He is like one who, having watched a tree grow from its planting -
a paragon of tenacity, insulation, and success, amidst the deaths of a hundred
other plants less fibrous, sappy, and persistent - one day will see it flourishing
with bland, full foliage, in an almost repugnant prosperity, at the summit of
its efflorescence. (J. Galsworthy. The Man of Property)
В предложенном примере модальная окраска глагольной формы основывается на
"контактности" с моментом речи, проявляющейся в размышлении автора,
в его мысленном обращении к читателю.
В оппозиции перфект настоящего времени - простое прошедшее простое прошедшее
является нейтральной формой, а перфект - стилистически окрашенной. По мнению
С.Н. Плотниковой, "употребление нейтрального, унифицированного варианта
в тексте не останавливает внимания читателя. Если же выбирается вариант, обладающий
коннотативными аспектами значения, то, как правило, происходит текстовое выделение
данного фрагмента, он приобретает… стилистическую экспрессию" [1].
Представляется чрезвычайно интересным проанализировать случаи синонимических
встреч перфекта настоящего времени и простого прошедшего. Случаи употребления
перфекта с маркерами точного прошедшего времени для перфекта совершенно не типичны
и крайне редки:
"When I was about your age I was in the Creek uprising right after
the Fort Mims massacre - yes," she said in a far-away voice, "just
about your age for that was fifty years ago…And they dragged Mother out and
killed her about twenty feet from where I was lying and scalped her too. Ah,
well, that's been 50 years ago, as I said, and since that time, I've never been
afraid of anybody or anything… (M. Mitchell. Gone with the Wind)
В этом примере создается двойственность временного восприятия перфектного
действия, которое мысленно отображается одновременно с двух точек - прошлого
и настоящего. Эта двойственность как средство создания грамматической образности
представляет собой чрезвычайно выразительный стилистический прием. Она позволяет
представить прошедшее действие во всей его отчетливости, детальности, "прошлости",
не смещая акцента с его значимости для настоящего.
Сторонник когнитивной теории вида, А.В. Кравченко рассматривает семантику
вида как сигнификативную, а не денотативную категорию. Она ориентирована не
на обозначение предмета действительности (денотата), а на обозначение понятия
(сигнификата). Как реальный факт отдельного конкретного языка, категория вида
- явление объективное, но как специфическое понятие, отражающее особенности
осмысления мира представителями данной языковой общности, вид по своей природе
субъективен. Главное в концепции А.В. Кравченко - введение в модель грамматического
значения указания на наблюдателя. Содержанием грамматической категории вида
является противопоставление наблюдаемых действий (событий, и т. п.) ненаблюдаемым,
или известным, действиям, так как грамматический термин "вид", которому
в английском, немецком и французском соответствует перевод "aspect",
произведен от русского глагола видеть и этимологически связан с латинским "videre"
("видеть") и греческим "eidos" ("то, что видимо").
А.В. Кравченко определяет перфектные формы как временные формы определенного
(Definite) вида. Глагол в перфектной форме описывает ситуацию, в которой присутствуют
лишь наблюдаемые и/или осознаваемые (говорящим или другим лицом) признаки того,
что действие имело место; само же действие в описываемой ситуации не наблюдается
("отсутствует") [2].
В стилистическом плане концепция А.В. Кравченко позволяет выделить еще одну
функцию перфектных форм - субъективную. Повествование, которое ведется в простом
прошедшем, имеет более объективный, обезличенный характер. Читатель смотрит
на действие со стороны. При введении в повествование перфектных форм читатель
вовлекается в действие, рассматривая его глазами героя и с его точки зрения,
отождествляет себя с героем, который является, по терминологии А.В. Кравченко,
"наблюдателем".
Перфект может также употребляться для выражения эмоциональной оценки. Оценочная
функция формируется на основе значений оценочных прилагательных. Но семантика
перфекта не безразлична к этому смысловому оттенку. Форма перфекта усиливает
субъективный элемент оценки, которая дается прошедшему действию, так как подчеркивается
значимость этой оценки для настоящего.
"He's always been wonderful, you know," Tom said to his father.
(E. Hemingway. Islands in the Stream)
Итак, можно выделить следующий композиционно-стилистический потенциал перфектных
форм:
- выражение ретроспективности (возврат назад, обращение к предшествующему);
- выражение результативности (обусловленность одного временного плана другим);
- выражение связи, переплетения различных временных планов, связи между различными
частями литературного произведения (непрерывность временного потока);
- выражение опыта;
- выражение эмоциональной оценки;
- выражение законченности действия или состояния;
- функция экспозиции, введения;
- внесение субъективно-эмоционального аспекта в высказывание.
Подводя итог, нельзя не сказать, что ни одна из выделенных функций не реализуется
в тексте изолированно. Как правило, функции перекрещиваются, накладываются друг
на друга, создавая единый комплексный стилистический эффект.
Примечания
1. Плотникова С.Н. Варьирование на
морфологическом уровне и его роль в тексте. В кн. Вопросы грамматического
варьирования. Иркутск, 1984 - С. 71.
2. Кравченко А.В. Верхотурова Т.Л. Слуднева
Л.В. и др. Английский глагол: Новая грамматика для всех. Иркутск: Издательство
ИГЛУ, 1999 - 276 с.; Кравченко А.В. Вопросы теории указательности:
Эгоцентричность. Дейктичность. Индексальность. Иркутск: Издательство Иркутского
университета, 1992 - 209 с.