Э. Сепир
ЯЗЫКИ ЦЕНТРАЛЬНОЙ И СЕВЕРНОЙ АМЕРИКИ
(Сепир Э. Избранные труды по языкознанию и культурологии. - М., 1993. - С. 409-421)
Комментарии переводчика
1. Современные специалисты оценивают численность коренного населения Америки севернее Мексики к моменту начала колонизации примерно так же, как и Сепир. Сейчас в США и Канаде проживает 1,5 млн. людей, причисляющий себя к аборигенным этносам (данные 1981 г.). Общая численность коренного населения двух американских континентов во времена Колумба, по разным оценкам, составляла 12-20 млн. чел. В настоящее время - ок. 35 млн.
2. Согласно обычным оценка, до колонизации Америки к северу от Мексики были распространены порядка трех сотен языков. В начале 1960-х гг. в авторитетном исследовании У.Чейфа на территории США и Канады было выделено 220 живых идиомов (см.: Chafe W. Estimates regarding the present speakers of North American Indian Languages. - "International Journal of American Linguistics", 1962, vol. 28, N 3, p.162-171), из которых к настоящему времени около сорока перестали существовать. Из оставшихся шансы на выживание имеет менее половины так как на прочих уже в начале 60-х гг. не говорили дети.
3. Навахо и дакота (раньше этот язык часто именовали сиу; данное название теперь закрепилось за языковой семьей, в которую входит дакота) и сейчас остаются наиболее социолингвистически благополучными языками Северной Америки. Так, согласно данным 1981 г., число навахо 166 тыс. чел., из них языком навахо владеют ок. 100 тыс. При этом количество индейцев-навахо быстро растет.
4. В связи с тем, что в русской лингвистике
и этнографии отсутствует устойчивая традиция транслитерации названий индейских
языков и племен, при переводе данной статьи и других статей Сепира лингвонимы
и этнонимы транслитерировались на русский язык в соответствии с определенными,
специально выработанными, принципами. Вот важнейшие из этих принципов, касающихся
транслитерации лингвонимов.
1) В тех случаях, когда устойчивый русский эквивалент имеется, он используется,
даже если не соответствует регулярным правилам транслитерации (см. ниже):
ирокезские, ацтекские языки; то же самое касается случаев, когда имеется общеизвестное
географическое название, одноименное данному лингвониму, напр. Гурон.
2) В прочих случаях транслитерация строится на основе орфографического написания
и произношения лингвонима / этнонима в языке источнике (язык-источник - рабочий
термин, обозначающий язык, наиболее влиятельный в регионе распространения
того языка / этноса, название которого нужно транслитерировать, и / или язык,
с которым связана наиболее влиятельная традиция изучения соответствующего
языка / этноса). Для языков Америки к северу от Мексики языком-источником
является английский (кроме, возможно, языков Квебека). Для языков Латинской
Америки (кроме Бразилии) - испанский (возможно, в некоторых случаях - английский).
3) Когда языком-источником служит английский, последовательная транслитерация
представляет массу затруднений в силу отсутствия регулярных соответствий между
английским написанием и произношением лингвонимов / этнонимов. Полный алгоритм
англо-русской транслитерации занял бы много страниц текста. Поэтому здесь
перечисляются, причем в очень огрубленной форме, лишь основные этапы процедуры:
а) произносимые согласные передаются ближайшими фоно-графическими эквивалентами:
b [b] - б, ch [ch] - ч, h [h] - х, th - m и т.п.; в тех случаях, когда возникает
конфликт между фонетическим и графическим принципами транслитерации, приоритет
отдается второму, кроме случаев особо нестандартного произношения английских
графем или их сочетаний: Cheyenne [shalen] - шейенн, Jicarilla [hikeriy ]
- хикарийа;
б) непроизносимые согласные не отражаются никак: Loucheux [-su^] - лушу, Chiricahua
[-kawe] - чирикауа;
в) ударные долгие гласны, а также дифтонги транслитерируются главным образом
на основе написания, за исключением нескольких стандартных диграфов (таких,
как англ. оо, ее - рус. у, и) и общественных конвенций передачи слов собственно
английского происхождения (напр., англ. Сэ - рус. э): Umpqua [L-] - умпква,
Salishan [-ei-] - салишские, Siuslaw [saieslo:] - сиуслау, Nootka [-u:-] -
нутка, Blackfoot - блэкфут;
г) безударные согласные транслитерируются главным образом на основе написания:
Beothuk [biothek] - беотук, Wakashan [wakashan] - вакашские;
д) непроизносимые гласные транслитерируются на основе написания, кроме "немого
е" в конце, которое не отражается никак;
е) по возможности вопроизводятся морфологические характеристики языка-источника;
так, английским названиям генетических группировок с адъективизирующим суффиксом
-an (напр., Salishan, Penutian, Caddoan, Piman) соответствуют русские формы
на - ский, причем тематический суффикс является нулевым после основ на согласную
(салишские), -й- после основ на -и, -е (пенутийские), -ан- после основ на
-у,-о (каддоанские), -й- после основ на -а (пиманские); в ряде случаев характер
основы неясен, и тогда выбрать оптимальный вариант транслитерации весьма сложно:
муског(ий/ей)ские, шошон(ей/ий)ские, туник(ан)ские, салин(ан)ские. Когда языком-носителем
явялется испанский, трудностей возникает намного меньше в силу полного изоморфизма
между испанской орфографией и произношением. Испанское l в конце слога транслитерируется
как ль, непроизносимое h не отражается (Huichoi - уичоль), х - в соответствии
с произношением (Mixe - мише).
5. Майор Джон Весли Пауэлл (1834-1902) - американский натуралист, классик индеанистики, автор первой всеобъемлющей классификации языков Северной Америки, послужившей базой для всех дальнейших исследований в этой области (см.: Powell J.W. Indian linguistic families of America North of Mexico. Seventh annual report, bureau of American Ethnology. Washington. D.C.: Government Printing Office, 1891, p. 1-142 (перепечатка: American Indian languages, ed. by Preston Holder. Lincoln: University of Nebraska Press, 1966, p. 82-218); Powell J.W. [Map of] Linguistic families of American Indians North of Mexico. Washington, D.C.: Bureau of American Ethnology, 1915). Количество отдельных семей, выделенных Пауэллом, - их было 58 - показывает, что Пауэлл был весьма осторожным и консервативным исследователем, хотя в нескольких случаях сделанные им объединения впоследствии не подтвердились.
6. Эскимосские языки были исторически распространены значительно западнее мыса Дежнева - на сотни километров вдоль северного и южного побережий Чукотки.
7. Равнины, или великие Равнины (Great Plains), - традиционный термин американской этнографии, обозначающий, в частности, один из основных культурных ареалов Северной Америки. К западу от равнин расположен ареал Большого Бассейна.
8. Об индейцах и культуре пуэбло см. комментарий 3 к статье "Некоторые внутриязыковые свидетельства северного происхождения индейцев навахо".
9. Основное направление исследований Сепира как классификатора индейских языков обычно характеризуется как радикальный "редукционизм". Т.е. стремление минимизировать число несводимых друг к другу генетических единств. Редукционизм Сепира и многих его современников - естественная попытка осмыслить колоссальное языковое разнообразие Северной Америки, которая по степени плотности генетических единств на единицу площади в несколько раз превосходит Евразию (см.: Austerlitz R. Language family density in North America and Eurasia. - Ural-Altaische Jahrbucher, 1980, B. 52, S. 1-10). Хотя Сепир рассматривал свою классификацию как некую предварительную схему, она оказала на американскую компаративистику чрезвычайно сильное явление, приобрела буквально хрестоматийный характер и в течение нескольких десятилетий подвергалась лишь частным ревизиям. Однако в 70-м гг. специалисты по отдельным языковым семьям накопили большое количество сомнений по поводу сепировских группировок, а также прямых опровержений. Кроме того, сложилось крайне осторожное отношение к установлению отделенных генетических связей, основанному не столько на сравнительно-исторических методах, сколько на структурно-типологических параллелях. В результате большинство американистов пришло к отказу от сепировской классификации как неверифицируемой в настоящее время гипотезы. Манифестом этого нового консерватизма стал сборник 1979 г., содержащий отчет о новейших исследованиях по большинству североамериканских языковых семей (Campbell L., Mithun M.(eds.) The languages of Native America: Historical and comparative assessment. Austin: University of Texas Press, 1979). В этом сборнике в качестве минимального числа надежных генетических объединений Северной Америки (включая Центральную) постулируется 62. Консервативный подход в американистике преобладает и в настоящее время. Исключением стал новый "сверхредукционизм" Дж. Гринберга (явно аналогичный по идеологии ностратической теории В.М. Иллича-Свитыча и другим "редукционистским" гипотезам, развиваемым на почве Евразии) - см. монографию: Greenberg J.H. Language in the Americas. Stanford: Stanford University Press, 1987. Гринберг полагает, что есть основания противопоставлять всего лишь три американских семьи: эскимосско-алеутскую, на-дене и америндскую, включающую все остальные языки обеих Америк. Концепция Гринберга в последнее время подвергается очень резкой критике американистов и компаративистов, см.: Campbell L. Review article: Language in the Americas by J.H. Greenberg. - "Language", 1988, vol. 64, № 3, p. 591-615; Matisoff J.A. On megalocomparison. - "Language", 1990, vol. 66, №1, р. 106-120.
10. В таких терминах Сепир описывает феномен эргативной падежной маркировки в эскимосско-алеутских языках.
11. См. комментарий 9 к статье "Некоторые внутриязыковые свидетельства северного происхождения индейцев навахо".
12. Сепир различает термины "Центральная" (Central) и "Средняя" (Middle) Америка. Наряду с собственно географическим членением, согласно которому в составе Северной Америки выделяется Центральная Америка (от Юкатана до Панамского канала), существует также культурно-географическое членение Северной Америки на: 1) Среднюю Америку, включающую Мексику, Вест-Индию и Центральную Америку, т.е. всю Латинскую Америку вне Южной Америки; 2) Северную Америку в северу от Мексики (не имеет стандартного обозначения). Иногда термин "Средняя Америка" ошибочно употребляют в значении "Центральная Америка". Термин "Мезо-, Месоамерика" (не используемый Сепиром) иногда применяется в вышеуказанном значении "Средняя Америка", а иногда - в употреблении антропологов - обозначает особый древний культурный очаг на юге Мексики и на западе Центральной Америки.
13. Лагуна Чирики и вулкан Чирики находятся на территории государства Панама, недалеко от Коста-Рики.
14. Обзор литературы о языках Средней Америки см.: Cambell L. Middle American Languages. - Campbell L., Mithun M. (eds.) The languages of Native America; Historical and comparative assessment. Austin: University of Texas Press, 1079, p.902-1000.