Э. А. Бальбуров
ФАБУЛА, СЮЖЕТ, НАРРАТИВ КАК ХУДОЖЕСТВЕННАЯ РЕФЛЕКСИЯ СОБЫТИЙ
(Критика и семиотика. Вып. 5. - Новосибирск, 2002. - С. 71-78)
Литература
1. В своей книге "Прочь от реальности: Исследования по философии текста" (М., 2000) В. Руднев утверждает: "...понятию фабула ничто не соответствует ни в реальности, ни в языке, описывающем реальность <...> ...простой хронологической последовательности просто не существует" (С.146). Данная точка зрения затрагивает проблему объективности времени, которую автор готов признать только за "последовательностью физически необратимых термодинамических процессов" (С.146). Известны две оппонирующие друг другу концепции времени: Аристотеля (время есть число движения светил) и Плотина (время есть жизнь души <...>... мир движется в душе человека, ибо нет кроме нее другого места для этого // Эннеады, 111, 7, 11). Первая нашла свое выражение в естественнонаучной трактовке времени как фундаментального параметра движения, вторая - в феноменологической, в частности у А. Бергсона (длительность как чувство жизни). Истина же, как обычно, находится посредине. Если мы допускаем существование объективного референтного мира (представленного, к примеру, упомянутыми термодинамическими процессами), то должны признать за ним и право быть причиной нашего чувства длительности, как и всяческих его образно-схематических интерпретаций. С древнейших времен сознание "питается логической мощью денотативных систем природного царства" (К. Леви-Стросс), которая прорастает в нем той или иной априорной системой, зависящей тем не менее от объема человеческого опыта. Поэтому хронология, цикл или причинность принадлежат и миру и сознанию, онтологически укоренены в их совместном бытии - со-бытийности.
2. Топоров В.Н. Миф. Ритуал. Символ. Образ. М., 1995. С. 5.
3. Цит. по: Зинченко В.П. Мысль и слово Густава Шпета. М., 2000. С. 106.
4. Фрейденберг О.М. Поэтика сюжета и жанра. М., 1997. С. 222.
5. Фрейденберг О.М. Образ и понятие // Миф и литература древности. М.,1998. С. 243.
8. Сеченов И.М. Избранные философские и психологические произведения. М., 1947. С. 154-155.
9. Монтень М. Опыты. М., 1991. С. 19.
10. Мамардашвили М.К. Лекции о Прусте. М., 1995.
12. Мелетинский Е.М. "Историческая поэтика" А.Н. Веселовского и проблема происхождения повествовательной литературы // Историческая поэтика: Итоги и перспективы изучения. М., 1986. С. 48-49.
13. Пришвин М.М. Записи о творчестве // Контекст - 1974. М., 1975. С. 326.
15. Пришвин М. Женьшень. М., 1990. С. 446; 440.
16. Бройтман С.Н. Историческая поэтика. М., 2001. С. 330.