О. Н. Гринбаум
ЭСТЕТИКО-ФОРМАЛЬНОЕ СТИХОВЕДЕНИЕ: МЕТОДОЛОГИЯ. АКСИОМАТИКА. РЕЗУЛЬТАТЫ. ГИПОТЕЗЫ
(СПб., 2001. - 40 с.)
Ищите гармонию русского стиха у Пушкина. |
Н. Полевой [1]
|
1. МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ СОВРЕМЕННОГО СТИХОВЕДЕНИЯ
2. АКСИОМАТИКА ЭСТЕТИКО-ФОРМАЛЬНОГО СТИХОВЕДЕНИЯ
2.1. Ритм, форма и содержание стиха
2.2. Природа русской силлабо-тоники
2.3. Принцип конструкции русского классического стиха
2.4. Основания и характеристики метода ритмико-гармонической точности
3. РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ РУССКОГО КЛАССИЧЕСКОГО СТИХА
3.1. Ритмика и архитектоника Онегинской строфы
Таблица 1
Структурные характеристики "Онегинской строфы"
в динамическом измерении (строфы авторской речи)
Поэт,
произведение |
Параметры
|
Суммарное число строк
|
|||
4
|
8
|
12
|
14 | ||
А. Пушкин - ЕО |
т
Zобщ |
0,43
0,9 |
0,60
1,7 |
1,08
2,2 |
2,00
3,3 |
М. Лермонтов |
т
Zобщ |
0,54
1,4 |
0,75
2,7 |
1,38
3,8 |
1,73
5,0 |
И. Северянин |
т
Zобщ |
0,36
1,2 |
0,47
2,0 |
0,75
2,8 |
1,34
4,0 |
Е. Баратынский |
т
Zобщ |
0,49
1,0 |
0,55
1,8 |
0,66
2,2 |
0,96
3,4 |
В. Набоков |
т
Zобщ |
0,26
0,6 |
0,47
1,6 |
0,55
2,6 |
0,66
4,0 |
Таблица 2
Ритмико-гармонические характеристики
стихотворения А. Фета "Шопот, робкое дыханье..."
№
строки |
Окончательная редакция (1856 г.)
|
Т
стрк |
Т
катр |
Первая редакция (1850 г.)
|
Т
стрк |
Т
катр |
1
2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 |
Шопот, робкое дыханье, Трели соловья, Серебро и колыханье Сонного ручья, Свет ночной, ночные тени, Тени без конца, Ряд волшебных изменений Милого лица, В дымных тучках пурпур розы, Отблеск янтаря. И лобзания, и слезы, И заря, заря!.. |
3
2 2 2 4 2 3 2 4 2 2 2 |
9 11 10 |
Шопот сердца, уст дыханье, Трели соловья, Серебро и колыханье Сонного ручья, Свет ночной, ночные тени, Тени без конца, Ряд волшебных изменений Милого лица, Бледный блеск и пурпур розы, Речь, не говоря, И лобзания, и слезы, И заря, заря!.. |
4
2 2 2 4 2 3 2 4 2 2 2 |
10 11 10 |
Тф = 30, тф
= 3,5
|
30
|
Тф = 31, тф
= 0,6
|
31
|
3.2. Ритмика и архитектоника русского классического сонета
3.3. Четыре стиховедческие загадки прошлого
4. НОВЫЕ ГИПОТЕЗЫ ЭСТЕТИКО-ФОРМАЛЬНОГО СТИХОВЕДЕНИЯ
4.1. Гипотеза о соположении русского ямба и хорея
Таблица 3
Четверостишия 4-стопного хорея и ямба
с разными вариантами рифмических цепей
А. Фет (хорей, женская рифма АВАВ)
|
Т стрк
|
А. Пушкин (ямб, мужская и женская
рифма АbАb)
|
Т стрк
|
Я пришел к тебе с приветом Рассказать, что солнце встало, Что оно горячим светом По листам затрепетало. |
4
3 3 2 |
В дверях Эдема ангел нежный Главой поникшею сиял, А демон мрачный и мятежный Над адской бездною летал. |
4
3 3 3 |
S = 32; T = 12; тф = 1,3
|
S = 34; T = 13; тф = 23,8
|
4.2. Гипотеза о плавности строфического ритма
Таблица 4
Апроксимирующие функции кривой "Ощущение"
для разных произведений, написанных Онегинской строфой
Поэт
|
Значения коэффициентов а и
b в формуле
О = а х bт |
хи-квадрат
|
|
a
|
b
|
||
Пушкин - ЕО |
0,18
|
1,18
|
1,0000
|
Северянин |
0,08
|
1,23
|
0,9999
|
Баратынский |
0,33
|
1,09
|
0,9998
|
Лермонтов |
0,24
|
1,16
|
0,9971
|
Набоков |
0,14
|
1,14
|
0,9970
|
Волошин |
0,31
|
1,08
|
0,9955
|
Вяч. Иванов |
0,12
|
1,19
|
0,9718
|
Таблица 5
Плавность ритма и длина предложения в разных произведениях,
написанных Онегинской строфой
Поэт
|
Относительная плавность ритма
|
Относительная длина предложения
|
Пушкин - ЕО |
1,00
|
1,00
|
Северянин |
0,92
|
0,82
|
Баратынский |
0,90
|
0,87
|
Лермонтов |
0,86
|
0,59
|
Набоков |
0,83
|
0,80
|
Волошин |
0,71
|
0,67
|
Вяч. Иванов |
0,69
|
0,63
|
4.3. Гипотеза о силлабических константах русского стиха
5. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ИССЛЕДОВАНИЙ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Приложение
К вопросу о статистическом методе, теории вероятностей и ритмике стиха
Примечания
1. Полевой Я. Очерки русской литературы. Т. 1. СПб., 1839. С. 138.
2. В подтверждение этих слов сошлемся на две работы известных отечественных стиховедов М.Л. Гаспарова и Б.П. Гончарова, где обоюдоострая полемика приобретает весьма нелицеприятные черты. - См.: Гаспаров М.Л. Метр и смысл. М, 1999; Гончаров Б.П. Стихотворная речь. М, 1999.
3. Данная работа рассматривается автором как некий итог исследовательских усилий по разработке новой концепции стиховедческого анализа, основные положения которой были изложены в монографиях: Гринбаум О.И., Мартыненко Г.Я. Русский сонет и "золотая пропорция" ритма. СПб.. 1999: Гринбаум О.Н. Гармония строфического ритма в эстетико-формалъном измерении. СПб., 2000. В настоящую работу включены новые материалы, представленные автором в виде докладов на трех научных конференциях, проведенных в С.-Петербургском университете в 2001 г.
4. Гаспаров М.Л. Белый-стиховед и Белый-стихотворец // Андрей Белый: Проблемы творчества: Статьи, воспоминания, публикации. М.. 1988. С. 460.
5. Белый А. Символизм. М, 1910. (Текст А. Белого приведен нами в современной орфографии).
6. Здесь и далее курсив мой. - О.Г.
7. Белый А. Ритм как диалектика и "Медный Всадник". М. 1929. С. 62.
8. Жирмунский В.М. Композиция лирических стихотворений // Жирмунский В.М. Теория стиха. М., 1975. С. 436.
9. Жирмунский В.М. К вопросу о стихотворном ритме // Историко-филологические исследования. М., 1974.
10. Тарановский К. Основные задачи статистического изучения славянского стиха // Тарановский К. О поэзии и поэтике. М., 2000. С. 246.
11. Якобсон Р. Лингвистика и поэтика // Структурализм: "за" и "против". М., 1975. С. 209.
12. Ревзин И.И. Современная структурная лингвистика: Проблемы и методы. М., 1977. С. 206.
13. Успенский Вл.А. К семиотическим посланиям Андрея Николаевича Колмогорова // Новое литературное обозрение. 1997. №24. С. 149.
14. См., напр.: Федотов О.И. Основы русского стихосложения: Метрика и ритмика. М., 1997; Богомолов Н.А. Стихотворная речь. М,, 1995.
15. См., напр.: Гаспаров М.Л. Метр и смысл.; Красноперова М.А. Основы реконструктивного моделирования стихосложения. СПб., 2000.
16. Успенский Вл.А. К семиотическим посланиям... С. 129.
17. Колмогоров А.Н. Семиотические послания // Новое литературное обозрение. 1997. № 24. С. 237.
18. Белый А. Символизм. С. 151.
19. Эткинд Е.Г. Материя стиха. СПб., 1998. С. 153- 171.
20. См., например, высказывание М.Л. Гаспарова в рецензии на одну из работ М.Г. Тарлинской: "Автономные законы стиха были успешно исследованы <М.Г. Тарлинской>, главным образом, благодаря применению точных методов объективного анализа - статистики и теории вероятностей" / Изв. АН СССР. Сер. литер, и языка. 1990. № 1. С. 80.
21. Красноперова М.Л. Основы реконструктивного моделирования... С. 181.
22. Холшевников В.Е. Что такое русский стих // Мысль, вооруженная рифмами / Сост. В.Е. Холшевников. Л., 1987. С. 26. Приведем здесь еще одну цитату: "...самые короткие стихотворения (например, эпиграммы) состоят минимум из двух стихов. Стихотворения из одного стиха (так называемые моностихи) являются чрезвычайной редкостью. Так, в русской поэзии получили известность только два моностиха: эпитафия Карамзина "Покойся, милый прах, до радостного утра"... и брюсовское "О, закрой свои бледные ноги"". - Холшевников В.Е. Основы стиховедения: Русское стихосложение. СПб., 1996. С. 104, 105.
23. Тынянов Ю.И. Поэтика. История литературы. Кино. М, 1977. С. 25.
24. Тынянов Ю.Н. Поэтика... С. 261.
25. В работе М.Л. Гаспарова "Белый-стиховед и Белый-стихотворец" читаем: "Стремление задать читателю ощущение единственной, неповторимой интонации, чтобы он прочитал фразу Гоголя или строфу Белого не любым из нескольких возможных вариантов, а тем единственным, каким внутренне слышал ее автор, становится у позднего Белого всепреобладающим". - Гаспаров М.Л. Белый-стиховед и Белый-стихотворец С. 133. Вот как объяснял свои опыты сам А. Белый: горизонтальное расположение строк "... я пытаюсь порой заменить перпендикулярной цепочкой слов, расположенных интонационными изломами, соответствующими мной слышимым акцентам и паузам". - Белый А. Символизм. С. 563.
26. См., напр.: Гаспаров М.Л., Скулачева Т.В. Ритм и синтаксис в свободном стихе // Очерки истории языка русской поэзии XX века: Грамматические категории. Синтаксис текста. М., 1993. С. 32.
27. Этот прием весьма эффективен для историко-литературных изысканий и сопоставлений, но он не может претендовать на роль основного метода изучения конкретных поэтических текстов. Например, этот метод не позволяет анализировать стихотворения, написанные разными стихотворными размерами.
28. См., например, одну из последних публикаций на эту тему: Гаспаров М.Л., Скупачева Т.В. Синтаксис четырехстопного полноударного ямба // Поэтика. История литературы, Лингвистика. М.. 1999. С. 93.
29. См.. напр.: Гаспаров М.Л. Синтаксис пушкинского шестистопного ямба // Гаспаров М.Л. Избранные статьи. М, 1995.
30. См. также: Анохин П.К. Очерки по физиологии функциональных систем. М., 1975. С. 35.
31. Лосев А.Ф. Музыка как предмет логики // Лосев А.Ф. Из ранних произведений. М., 1990. С. 361.
32. Эткинд Е.Г. Разговор о стихах. М., 1970. С. 67.
33. Томашевский Б.В. О стихе. Л., 1929. С. 56.
34. Тынянов Ю.Н. Поэтика... С. 261.
35. Гринбаум О.Н. Гармонкя строфического ритма... С. 36.
36. Белый А. О ритмическом жесте // Структура и семиотика художественного текста / Учен. записки Тартуского ун-та. Вып. 515. Тарту, 1981. С. 139.
37. Белый А. О ритмическом жесте. С. 138.
38. Гегель. Энциклопедия философских наук // Гегель. Сочинения. М, 1968. С. 181,
39. Цит. по: Лосев А.Ф., Шестаков В.П. История эстетических категорий. М., 1965. С. 29.
40. См.: Шестаков В.П. Гармония как эстетическая категория. М,, 1973. С. 150-158.
41. Холшевников В.Е. Стиховедение и поэзия. Л., 1991. С. 209.
42. Силлабизм, по мнению Г.А. Шенгели, является "универсальной формой стиха... - во все времена, у всех народов, независимо от системы метрики, независимо от степени ее развития..." - Шенгели Г.А. Трактат о русском стихе. М., 1923. С. 89. Ср.: "Русский ямб в той форме, как он употреблялся Пушкиным, обладал одним неоспоримым свойством: силлабическим постоянством". - Томашевский К.В. О стихе. С. 140.
43. Сам термин "силлабо-тоника" понимается нами - вслед за В.Е. Холшевниковым - как термин условный, который "вовсе не обозначает какой-то гибридной формы силлабического и тонического стихов". - Холшевников В.Е. Основы стиховедения. С. 34.
44. Холшевников В.Е. К спорам о русской силлабо-тонике // Проблемы теории стиха. Л,; 1984. С. 168.
45. Богомолов Н.А. Стихотворная речь. С. 34.
46. Красноперова М.А. Основы реконструктивного моделирования... С. 17.
47. Маркович В.М. Изучение поэтики классических романов И.С. Тургенева в 1956-1981 гг. // Жанр романа в классической и современной литературе. Махачкала, 1983. С. 53.
48. См.: Красноперова М.А. Основы реконструктивного моделирования... С.156-157.
49. См., напр.: Тимофеев Л.И. Очерки теории и истории русского стиха. М., 1958; Гончаров Б.П. Стихотворная речь; Холшевников В.Е. Основы стиховедения.
50. Холшевников В.Е. Основы стиховедения. С. 43.
51. См., напр.; Вишневский К.Д. Введение в строфику // Проблемы теории стиха. М., 1984. С. 37 - 57; Вишневский К.Д. Нетождественные строфы в русской поэзии XVIII -XX вв.: Классификация и функции // Онтология стиха: Сборник статей памяти В.Е. Холшевникова. СПб., 2000. С. 51-62. Нам представляется, что причины разной продуктивности строф обусловлены эстетическими, в том числе и ритмико-гармоническими свойствами разных типов строф, однако детальное обсуждение этого вопроса выходит за рамки настоящей работы.
52. По уровню ритмико-гармонического потенциала среди малых строф лидирует четверостишие четырехстопного ямба, а среди крупных строф - Онегинская строфа.
53. Например, сложность структурно-динамической организации ямбических 4-стиший увеличивается с ростом стихотворного размера: она нарастает от 4-стопного ямба к 6-стопному, что не только полностью соответствует данным о числе строк, написанных Пушкиным 4-стопным, 5-стопным и 6-стопным ямбом, но и впервые позволяет с формальных позиций объяснить естественность этого факта. Ср.: "Естественно, что наибольшее число ямбических четверостиший <у Пушкина> написано четырехстопным ямбом". - Томашевский Б.В. Пушкин: Работы разных лет. М.. 1990. С. 63. Вопрос о естественной для Пушкина предпочтительности 4-стопного ямба принадлежит к числу стиховедческих загадок, не получивших в работах наших предшественников формального истолкования. - Гринбаум О.Н. Гармония строфического ритма.., С. 37 - 47.
54. Эти вопросы детально рассмотрены в работе: Гринбаум О.Н. Гармония строфического ритма... С.40 - 51.
55. Шенгели Г. Техника стиха. С. 175. Важными в этом контексте мы считаем слова А. Белого: "Когда я смотрю на статистические таблицы Шенгели... должен сказать, что в его статистике всюду увеличены суммы неударных <слогов>". - Белый А. Ритм как диалектика... С. 79.
56. Гаспаров М.Л. Избранные статьи. С. 55, 75.
57. Томашевский Б.В. О стихе. С. 56.; Томашевский Б.В. Пушкин. Работы разных лет. С. 63.
58. Тынянов Ю.Н. Поэтика... С. 25, 261.
59. Тынянов Ю.Н. Там же. С. 269.
60. Шевелев И.Ш. О формообразовании в природе и искусстве // Шевелев И.Ш., Марутаев М.А., Шмелев И.П. Золотое сечение: три взгляда на природу гармонии. М, 1990.
61. Шмелев И.П. Золотая симфония. Л., 1988. С. 54.
62. Сухотин А.К. Ритмы и алгоритмы. М., 1983. С. 89.
63. Шенгели Г. Трактат о русском стихе. С. 29.
64. Белый А. Ритм как диалектика... С. 15. 16. 19.
65. "Закон золотого сечения проявляется чаще всего в наиболее точных и логических формах у наиболее гениальных авторов и, главным образом, в наиболее одухотворенных творениях их", поскольку этот закон "в высшей степени характеризует самый процесс творчества". - Розенов Э.К. Статьи о музыке: Избранное. М, 1982. С. 156.
66. Гринбаум О.И. Гармония строфического ритма... С. 55.
67. Традиционное понимание метра распространяется одновременно на три разных уровня структурной организации стиха и включает в себя: (1) метр в узком смысле слова, напр, "ямб"; (2) размер (стихотворной строки), напр. "5-стопный ямб"; (3) разновидность размера, напр., "3-стопный ямб с чередованием женского и мужского окончаний". - См.: Гаспаров М.Л. Метр и смысл. С. 88.
68. Например, выяснить причину крайне малого числа русских стихов, написанных 3-стопным ямбом со сплошной рифмовкой (мужской или женской), или найти объяснение вопросу о "заострении" и "закруглении" строфического ритма. - См.: Гринбаум О.Н. Гармония строфического ритма... С. 48. 91.
69. Белый А. О ритмическом жесте. С. 138.
70. Холшевников В.Е. Стиховедение и поэзия. С. 82.
71. Жирмунский В.М. Теория стиха. С. 113.
72. Белый А. Ритм как диалектика... С. 53.
73. Томашевский Б.В. О стихе. С. 95.
74. Жирмунский В.М. Теория стиха. С. 144.
75. Данные по другим произведениям, написанным Онегинской строфой, см.: Гринбаум О.Н. Гармония строфического ритма... С. 99.
76. Гаспаров М.Л. Избранные статьи. С. 48, 55, 56.
77. Винокур Г.О. Слово и стих в "Евгении Онегине" // Винокур Г.О. Пушкин. М, 1941. С. 176.
78. Шенгели Г. Техника стиха. М, 1960. С. 273.
79. См.: Гринбаум О.Н. Гармония строфического ритма... С. 124-133.
80. Гроссман Л.П. Онегинская строфа // Гроссман Л.П. Собр. соч.: В 4 т. Т. I. M., 1928. Набоков В.В. Комментарий к роману А.С. Пушкина "Евгений Онегин"; Шерр Б. Русский сонет // Русский стих: Метрика, Ритмика. Рифма. Строфика. М.; 1996. Отметим в этой связи еще одну работу: Никишов М.Ю. Онегинская строфа: источник и поэтика // Филологические науки. 1992. № 2.
81. Данные по сонетным строфам других произведений, написанных Онегинской строфой, см.: Гринбаум О.Н. Гармония строфического ритма... С. 140.
82. Шенгели Г. Техника стиха. С. 108.
83. Гаспаров М.Л. Метр и смысл. С. 114, 115.
84. См.: Томашееский Б.В. Строфика Пушкина // Томашевский Б.В. Пушкин: Работы разных лет. Табл. II, III.
85. Приводим полный (ввиду его уникальности)
текст этого стихотворения Пушкина:
Се самый Дельвиг тот, что нам всегда твердил,
Что, коль судьбой ему даны б Нерон и Тит,
То не в Нерона меч, но в Тита сей вонзил -
Нерон же без него правдиву смерть узрит.
86. Несколько утверждений о русском стихе // Аполлон. 1917. № 4-5. С. 58, 59.
87. Этот пример использует М.Л. Гаспаров для демонстрации "слитности строфы, достигаемой плавным единообразием женских окончаний". - см.: Гаспарое М.Л. Строфический ритм в русском четырехстопном ямбе и хорее // Гаспаров М.Л. Избранные статьи. С. 54.
88. Русское стихосложение XIX в.: Материалы по метрике и строфике русских поэтов. М., 1979. С. 236.
89. Здесь и далее используются данные по строфам авторской речи, что соответствует принципу однородности (в функционально-стилистическом аспекте) сравниваемого материала.
90. Гликин Я.Д. Методы архитектурной гармонии. Л,, 1979. С. 27.
91. Точное значение функция Е = ln(ln(т+1,2))+2; здесь константа 1,2 обусловлена требованием неотрицательности выражения ln(т+d), где d = const, а само значение d = 1,2 является минимальным для всех кривых т, обеспечивающее указанное требование. Значение второй константы не принципиально; ее значение, равное двум, позволяет разместить графики функции Е в первом квадранте.
92. А. Белый, В.М. Жирмунский, Б.В. Томашевский, Г.О. Винокур, В.В. Набоков и др.
93. В статистическом плане устойчивость наблюдаемых явлений не вызывает сомнений.
94. Вяземский П. А. Полн. собр. соч. Т. II. СПб., 1878. С. 359.
95. Эйхенбаум Б.М. Лермонтов // Эйхенбаум Б.М. О литературе. М., 1987. С. 154.
96. Фишер В. Поэтика Лермонтова // Венок М.Ю. Лермонтову. М.; Пг., 1914. С. 199.
97. Эйхенбаум Б.М. Лермонтов. С. 224.
98. Слезин В.Б. и др. Попытка осмысления психологических структур личности с физиологических позиций // Обозрение психиатрии и медицинской психологии. 1998. № 2. С. 73-89. См. также: Слезин Б.В. Как измерить силу веры // http://www.aif.ru/spb/386/04.php.
99. Белый А. Символизм. С. 395.
100. Ср.: "У Пушкина единство формы и содержания дано в форме..." - Белый А. Мастерство Гоголя. М, 1934. С. 8.
101. Тынянов Ю.Л. Поэтика... С. 269.
102. Томашевский Б.В. Пушкин: Работы разных лет. С. 273.
103. См. разделы 1 и 2.2; по этой причине мы не указываем здесь ссылки на уже известные читателю работы и имена их авторов.
104. Гаспаров М.Л. Очерк истории русского стиха. М., 2000. С. 6.
105. Колмогоров А.И. Семиотические послания. С. 240.
106. Красноперова М.А. Модели лингвистической поэтики. Ритмика. Л., 1989. С. 71.
108. Весьма, на наш взгляд, симптоматичным выглядит тот поразительный факт, что базовые работы современного стиховедения - А. Белого "Символизм" и "Ритм как. диалектика", Б.В. Томашевского "О стихе" и Г.А. Шенгели "Трактат о русском стихе" - не были переизданы на протяжении 70 лет и, тем самым, оказались малодоступными для новых поколений исследователей поэтического текста.
109. Томашевский Б.В. О стихе. С. 57.
111. Красноперова М.А. Модели лингвистической поэтики. С. 72.
112. Там же. Расчеты были выполнены В.Ф. Каюмовой: Каюмова В.Ф. Эволюция ритмики русского стиха в XVIII - начале XIX в.: Автореф. дис... канд. филол. наук. Л., 1984.
113. Колмогоров А.Н. Семиотические послания. С. 236.
114. Красноперова М.А. Основы реконструктивного моделирования... С. 10.
115. Красноперова М.А. Основы реконструктивного моделирования... С. 107.
116. Стахов А.Л. Указ. соч. С. 31.
Литература
Анохин П.К. Очерки по физиологии функциональных систем.
М, 1975.
Белый А. Мастерство Гоголя. М., 1934.
Белый А. О ритмическом жесте // Структура и семиотика художественного
текста / Учен, записки Тартуского ун-та. Вып. 515. Тарту, 1981.
Белый А. Символизм. М., 1910.
Белый А. Ритм как диалектика и "Медный всадник". М., 1929.
Бехер И.-Р. Философия сонета, или малое наставление по сонету // О
литературе и искусстве. М., 1981.
Богомолов Н.А. Стихотворная речь. М., 1995.
Винокур Г.О. Слово и стих в "Евгении Онегине"// Винокур Г.О. Пушкин.
М., 1941.
Вишневский К.Д. Введение в строфику // Проблемы теории стиха, М., 1984.
Вишневский К.Д. Нетождественные строфы в русской поэзии XVIII - XX
вв. Классификация и функции // Онтология стиха: Сборник статей памяти В.Е.
Холшевникова. СПб., 2000.
Вишневский К.Д. Стих и "золотое сечение" // Новое литерат. обозрение.
1993. № 4.
Вяземский П.А. Поли. собр. соч. Т. II. СПб., 1878.
Гаспаров М.Л. Белый-стиховед и Белый-стихотворец // Андрей Белый: Проблемы
творчества: Статьи, воспоминания, публикации. М., 1988.
Гаспаров М.Л. Избранные статьи. М., 1995.
Гаспаров М.Л. Метр и смысл. М., 1999.
Гаспаров М.Л. Очерк истории русского стиха. М., 2000.
ГаспаровМ.Л., Скулачева Т.В. Ритм и синтаксис в свободном стихе //
Очерки истории языка русской поэзии XX века: Грамматические категории. Синтаксис
текста. М., 1993.
Гаспаров М.Л., Скулачева Т.В. Синтаксис четырехстопного полноударного
ямба // Поэтика. История литературы. Лингвистика, М., 1999.
Гегель. Энциклопедия философских наук // Гегель. Сочинения. М.; 1968.
Гладкий А.В. Синтаксические структуры естественного языка в автоматизированных
системах общения. М., 1985.
Гликин Я.Д. Методы архитектурной гармонии. Л., 1979.
Гончаров Б.П. Стихотворная речь. М., 1999.
Гринбаум О.Н. Гармония строфического ритма в эстетико-формальном измерении.
СПб., 2000.
Гринбаум О.Н., Мартыненко Г.Я. Русский сонет и "золотая пропорция"
ритма. СПб., 1999.
Гроссман Л.П. Мастера сонета // Гроссман Л.П. Собр.соч.: В 4 т. Т.
IV. М.; 1928.
Гроссман Л.П. Онегинская строфа // Там же. Т. I. M., 1928.
Жирмунский В.М. К вопросу о стихотворном ритме // Историко-филологические
исследования. М., 1974.
Жирмунский В.М. Теория стиха. М., 1975. Каюмоеа В.Ф. Эволюция ритмики
русского стихав XVIII - начале XIX в.: Автореф. дне.... канд. филол. наук.
Л., 1984.
Ковтунова И.И. Поэтический синтаксис. М., 1986.
Колмогоров А.Н. Семиотические послания // Новое литерат. обозрение.
1997. № 24.
Красноперова М.А. Модели лингвистической поэтики: Ритмика. Л., 1989.
Красноперова М.А. Основы реконструктивного моделирования стихосложения.
СПб., 2000.
Лосев А.Ф. Музыка как предмет логики // Лосев А.Ф. Из ранних произведений.
М., 1990.
Лосев А.Ф., Шестаков В.П. История эстетических категорий. М., 1965.
Маркович В.М. Изучение поэтики классических романов И.С.Тургенева в
1956-1981 гг. // Жанр романа в классической и современной литературе. Махачкала,
1983.
Мартыненко Г.Я. Основы стилеметрии. Л., 1988.
Набоков В.В. Комментарий к роману А.С.Пушкина "Евгений Онегин". СПб.,
1998.
Никишов М.Ю. Онегинская строфа: источник и поэтика // Филологические
науки. 1992. № 2.
Очерки истории языка русской поэзии XX века. М.: 1993.
Полевой Н. Очерки русской литературы. Т.1. СПб., 1839.
Постоутенко К. "Золотое сечение": Взгляд В.О .Нилендера // Новое литерат.
обозрение. 1993, №4.
Постоутенко К. Онегинский текст в русской литературе // Studi Slavi.
1998. № 9.
Ревзин И.И. Современная структурная лингвистика: Проблемы и методы.
М., 1977.
Розенов Э.К. Статьи о музыке: Избранное. М., 1982.
Русский сонет: XVIII - начало XX века / Сост. В.С. Совалин. М., 1983.
Русское стихосложение XIX в. Материалы по метрике и строфике русских
поэтов. М , 1979.
Слезин Б.В. Как измерить силу веры // http://www.aif.ru/spb/386/04.php.
Слезин В.Б. и др. Попытка осмысления психологических структур личности
с физиологических позиций // Обозрение психиатрии и медицинской психологии.
1998. № 2. С. 73-89.
Сонет серебряного века / Сост. О.И. Федотов. М., 1990.
Стахов А.П. Алгоритмическая теория измерения. М., 1979.
Сухотин А.К. Ритмы и алгоритмы. М., 1983.
Тарановский К. Основные задачи статистического изучения славянского
стиха // Тарановский К. О поэзии и поэтике. М., 2000.
Тимофеев Л.И. Очерки теории и истории русского стиха. М., 1958.
Томашееский Б.В. О стихе. Л., 1929.
Томашевский Б.В. Пушкин: Работы разных лет. М., 1990.
Тынянов Ю.Н. Поэтика. История литературы. Кино. М., 1977. С. 25.
Тынянов Ю.Н. Проблема стихотворного языка. М., 1965.
Успенский Вл.А. К семиотическим посланиям Андрея Николаевича Колмогорова
// Новое литерат. обозрение. 1997. №24.
Федотов О.И. Основы русского стихосложения: Метрика и ритмика. М.,
1997.
Федотов О.И. Сонет серебряного века // Сонет серебряного века. М.,
1990.
Фишер В. Поэтика Лермонтова // Венок М.Ю. Лермонтову. М.; Пг., 1914.
Холшевныков В.Е. Основы стиховедения. СПб., 1996.
Холшевников В.Е. Стиховедение и поэзия. Л., 1991.
Холшевников В.Е. Что такое русский стих // Мысль, вооруженная рифмами
/ Сост. В.Е. Холшевников. Л., 1987. С. 26.
Холшевников В.Е. К спорам о русской силлабо-тонике // Проблемы теории
стиха. Л., 1984.
Чудовский В. Несколько утверждений о русском стихе // Аполлон. 1917.
№ 4-5.
Шапир М.И. Гаспаров-стиховед и Гаспаров-стихотворец // Русский стих:
Метрика. Ритмика. Рифма. Строфика. М., 1996.
Шевелев И.Ш. О формообразовании в природе и искусстве // Шевелев И.Ш.,
Марутаев М.А., Шмелев И.П. Золотое сечение: три взгляда на природу гармонии.
М., 1990.
Шенгели Г. Техника стиха. М.. 1960.
Шенгели Г.А. Трактат о русском стихе. М., 1923.
Шерр Б. Русский сонет// Русский стих: Метрика. Ритмика. Рифма. Строфика.
М.. 1996.
Шешаков В.П. Гармония как эстетическая категория. М., 1973.
Шмелев И.П. Золотая симфония. Л., 1988.
Эйхенбаум Е.М. Лермонтов // Эйхенбаум Б.М. О литературе, М., 1987.
Эткинд Е.Г. Материя стиха. СПб., 1998.
Эткинд Е.Г. Разговор о стихах. М., 1970.
Якобсон Р. Вопросы поэтики: Постскриптум к одноименной книге // Работы
по поэтике. М., 1987.
Якобсон Р. Лингвистика и поэтика // Структурализм: "за" и "против".
М.. 1975.