Ю. М. Лотман
СИМВОЛ В СИСТЕМЕ КУЛЬТУРЫ
(Лотман Ю.М. Избранные статьи. Т. 1. - Таллинн, 1992. - С. 191-199)
Примечания
1. Подробную историю и историографию проблемы см.: Todorov Tzv. Theories du symbole / Ed. Seuil. Paris, 1977; Idem. Symbolisme et interpretation / Ed. Seuil. Paris, 1978.
2. Достоевский Ф. М. Полн. собр. соч.: В 30 т. Л., 1974. Т. 9. С. 113-114. (В дальнейшем ссылки на это издание даются в тексте с указанием тома и страницы.)
3. Толстой Л. Н. Собр. соч.: В 22 т. М., 1979. Т. 2. С. 67.
4. Баратынский Е. А. Поли. собр. стихотворений. Л., 1936. Т. I. С. 184.
5. Творческое мышление Достоевского принципиально гетерогенно: наряду с "символическим" смыслообразованием оно подразумевает и другие разнообразные способы прочтения. И прямая публицистика, и репортерская хроника, как и многое другое, входят в его язык, идеальной реализацией которого является "Дневник писателя". Мы выделяем "символический" пласт в связи с темой статьи, а не из-за единственности его в художественном мире писателя.
6. Цит. по: Ф. М. Достоевский в воспоминаниях современников. М., 1964. Т. 2. С. 104.
7. См.: "Старцы в Писании именуются люди иногда не по старости лет своих (...) но по старшинству своего звания" (Церковный словарь (...) сочиненный Петром Алексеевым. Спб., 1819. Ч. 4. С. 162).
8. Ср. утверждение Достоевского в статье "По поводу выставки" о том, что реальность доступна человеку лишь как символическое обозначение идеи, а не в виде действительности "как она есть", ибо "такой действительности совсем нет, да и никогда на земле не бывало, потому что сущность вещей человеку недоступна, а воспринимает он природу так, как отражается она в его идее".
9. Виссарион Григорьевич Белинский в воспоминаниях современников. Л., 1929. С. 256.
10. Некрасов Н. А. Полн. собр. соч.: В 15 т. Л., 1982. Т. 3. С. 49.