В. П. Адрианова-Перетц
"СЛОВО О ПОЛКУ ИГОРЕВЕ" И "ЗАДОНЩИНА"
(Слово о полку Игореве - памятник XII века. - М.; Л., 1962. - С. 131-168)
«Слово»
|
«Задонщина»
|
Не лепо ли ны бяшеть, братие, начяти старыми словесы трудных повестий о плъку Игореве, Игоря Святъславлича? | Лутче бо нам ест, братие, начати поведати инеми словесы о похвалных о нынешних повестех о полку великого князя Дмитрея Ивановича и брата его князя Владимера Ондреевича. |
«Слово»
|
«Задонщина»
|
Игорь «истягну умь крепостию своею и поостри сердца своего мужеством, наплънився ратнаго духа, наведе своя храбрыя плъкы на землю Половецькую за землю Руськую...» | Сии бо князь великыи Дмитрей Ивановичь и брат его князь Владимер Ондреевич истезавше (стяжав - И-1, ставше - К-Б) ум свои крепостию и поостриша сердца своя мужством и наполнишася ратнаго духа и уставиша себе храбрыа полкы в Руськои земли... |
«Слово»
|
«Задонщина»
|
Не буря соколы занесе чрез поля широкая, галици стады бежать к Дону великому. | Ци буря соколи зонесет из земли Залеския в поле половецкое (в списках этот зачин передается с значительными искажениями: Они бо взнялися как соколи со земли рускыя на поля половетция - К-Б; Цег буря коли снесет из земли Залетъскые в поле половецкое - И-1; Ци буря соколи снесет из земли Залеския в поле Полотское - У; А чи боре соколом зонесет из земли Золеские в поле половецкое - С). |
«Слово»
|
«Задонщина»
|
...комони ржуть за Сулою, звенить слава въ Кыеве. Трубы
трубять въ Новеграде, стоят стязи въ Путивле... |
Кони ржут на Москве, звенит слава по всеи земли Рускои. Трубы трубят на Коломне, в бубны бьют в Серпохове, стоят стязи у Дону у великого на брези. Звонят колоколы вечныа в великом Новеграде, стоят люди новгородцы у святои Софеи аркучи... |
«Слово»
|
«Задонщина»
|
Обращение Всеволода: ... оба есве Святъславличя... Призыв Игоря: ... а всядем, братие, на свои бръзыя комони да позрим синего Дону... хощу бо... испити шеломом Дону... |
Сама есма себе два брата сынове Олгордовы, а внукы есмя Едимантовы, а правнуки есми Сколомендовы. Изберем братью милую... храбрых удальцев, и сами сядем на борзыя своя комони, посмотрим быстрого Дону, испием, брате, шеломомь своимь воды быстрого Дону, испытаем мечев своих литовъских о шеломы татарскыя, су лиц немецъких о баиданы бесерменьскыя. |
«Слово»
|
«Задонщина»
|
Другаго дни велми рано кровавыя зори свет поведают; чръныя
тучи с моря идут, хотят прикрыти 4 солнца, а в них трепещут синии млънии.
Быти грому великому! Итти дождю стрелами с Дону великаго! Ту ся копием
приламати, ту ся саблям потручати о шеломы половецкыя на реце на Каяле
у Дону великаго!... Се ветри, Стрибожи внуци, веют с моря стрелами на храбрыя плъкы Игоревы. |
Уже бо возвеяша силнии ветри с моря на усть Дону и Непра, прилелеяша великиа тучи на Рускую землю, из них выступают кровавыя зори и в них трепещут синие молнии. Быти стуку и грому велику на речьки [Непрядве] меж Доном и Непром, пасти трупу человечью на поле Куликове, пролитис крове на речькы [Непрядве]. |
«Слово»
|
«Задонщина»
|
... Игорь к Дону вои ведет. Уже бо беды его пасет птиць
по дубию, влъци грозу въсрожат по яругам, орли клектом на кости звери
зовут, лисици брешут на чръленыя щиты. О Руская земле! Уже за шеломянем
еси. ... Тогда по Руской земли ретко ратаеве кикахуть, нъ часто врани граяхуть, трупиа себе деляче, а галици свою речь говоряхуть, хотят полетети на уедие. |
... поганыи Мамай на Рускую землю пришел, а вои своя привел. А уже беды их пасоша птица крилати под облакы; ворони часто грають, а галицы своею речью говорять, орлы восклегчють, а волци грозно воють, а лисицы на кости брешут. Руская земля, то ти ест как за Соломоном царем побывала. |
«Слово»
|
«Задонщина»
|
Что ми шумить, что ми звенить - далече рано пред зорями? Игорь плъкы заворочает: жаль бо ему мила брата Всеволода. | Что шумит, что гримит рано пред зарями? Князь Владимер Ондреевич полки уставливает и пребирает и ведет к Дону великому. |
«Слово»
|
«Задонщина»
|
С зараниа до вечера, с вечера до света летят стрелы каленыя,
гримлют сабли о шеломы, трещат копиа харалужныя в поле незнаеме, среди
земли Половецкыи. Всеволод бьется с половцами: ... прыщеши на вои стрелами, гремлеши о шеломы мечи харалужными. Камо, тур, поскочяше, своим златым шеломом посвечивая, тамо лежат поганыя головы половецкыя. |
... рустии сынове... ударишас копи харалужными о доспехы татарскыа,
възгремели мечи булатныя о шеломы хиновския на поле Куликове на речки
[Непрядве]... А в них сияють доспехи золоченые, гремели князи рускиа мечи
булатными о шеломы хиновскыа ... Владимер Андреевич ... златым шеломом,
посвечиваше. Гремят мечи булатныа о шеломы хыновскые... Вторая схватка: Гремят мечи булатные о шеломы хиновъския ... |
«Слово»
|
«Задонщина»
|
... трещат копиа харалужныя в поле незнаеме, среди земли
Половецкыи. Чръна земля под копыты костьми была посеяна, а кровию польяна,
тугою взыдоша по Рускои земли. Рассказ о Святославе Киевском: .. бяшеть притрепал своими сильными плъкы и харалужными мечи, наступи на землю Половецкую, притопта хлъми и яругы, взмути рекы и озеры, иссуши потокы и болота, а поганого Кобяка из луку моря от железных великых плъков половецкых яко вихр выторже. И падеся Кобяк в граде Киеве, в гридници Святъславли. Ту немци и венедици, ту греци и морава поют славу Святъславлю... Зловещие знамения перед походом: ... свист зверин въста, збися див, кличет връху древа, велит послушати земли незнаеме, Влъзе и Поморию. |
Черна земля под копыты, костьми татарскими поля насеяны, а кровью полиано. Силнии полкы съступалися вместо, протопташа холми и лугы, возмутишася реки и потоки и езера, кликнуло диво в Рускои земли, велит послушати рожнымь землям, шибла слава... Русь великая одолеша Мамая на поле Куликове. |
«Слово»
|
«Задонщина»
|
Не ваю ли храбрая дружина рыкают акы тури, ранены саблями калеными на поле незнаеме? | Не тури возрыкають на поле Куликове побежени у Дону великого, взопиша князи рускыя и бояры и воеводы великого князя и князи белозерстии посечени от поганых татар... |
«Слово»
|
«Задонщина»
|
Бориса же Вячеславличя слава на суд приведе и на Канину зелену паполому постла за обиду Ольгову храбра и млада князя. | Черньца Пересвета бранского боярина привели на судное место... уже голове твоей летети на траву ковыл, а чаду моему Якову на ковыли зелене лежати на поли Куликове за веру христьянскую и за обиду великого князя Дмитрия Ивановича. |
«Слово»
|
«Задонщина»
|
И рече Игорь к дружине своей: «Братие и дружино! Луце ж бы потяту быти, неже полонену быти»... Дети бесови кликом поля прегородиша, а храбрии Русици преградиша чрълеными щиты. ... А чи диво ся, братие, помолодити?... («злато слово»). | Говорит Пересвет чернец великому князю Дмитрию Ивановичу: «Луче бы нам
потятым быть, нежели полоняным быть от поганых». Тако бо Пересвет поскакивает,
на борзе кони, свистомь поля перегороди, а злаченым доспехом посвечивает.
И рече: «Добро бы, брате, в то время стару помолодится, а молодому чести
добыта, удалым плечь попытати». В К-Б от этой картины остался искаженный отрывок: Хоробрый Пересвет поскакивает на своем вещем сивце, свистом поля перегороди, аркучи таково слово: «Лучши бы есмя сами на свои мечи наверглися, нежели нам от поганых положеным пасти». И-1: Черньца Пересвета великому князю Дмитрию Ивановичю: «Луче бы посеченым пасти, а не полоняным въспети от поганых». Тако бо Пересвет поскакивает на борзе кони, а злаченым доспехом посвечиваше... «Добро бы, брате, в то время стару помолодится, а удалым плечь попытати» (близко У, С). |
«Слово»
|
«Задонщина»
|
Тогда по Руской земли ретко ратаеве кикахуть, нъ часто врани
граяхуть, трупиа себе деляче, а галици свою речь говоряхуть, хотят полетети
на уедие... Чръна земля под копыты костьми была посеяна, а кровию польяна, тугою взыдоша по Руской земли. ... ничить трава жалощами, а древо с тугою к земли преклонилось. |
В то время по Резанской земли около Дону ни ратаи ни пастуси не кличут, но часто вороне грают, трупу ради человеческого. Грозно бо бяше и жалостно тогда видети, зане трава кровью пролита, а древеса тугою к земли преклонишася. |
«Слово»
|
«Задонщина»
|
Ярославна рано плачет в Путивле на забрале аркучи... | ... рано плакашася у Москвы града на забралах аркучи... ... так плакася аркучи... ... рано плакашася... ... все въсплакалися жены коломенскыя аркучи таково слово... |
«Слово»
|
«Задонщина»
|
О Днепре Словутицю! Ты пробил еси каменныя горы сквозе землю Половецкую. Ты лелеял еси на себе Святославли насады, възлелей, господине, мою ладу къ мне, а бых не слала к нему слез на море рано. | Первый плач: Доне, Доне, быстрая река, ты пробил еси горы каменныя,
течеши в землю Половецкую [20],
прилелеи моего государя къ мне Микулу Васильевича. Четвертый плач: ... Москва, Москва, быстрая река, чему еси у нас мужи наши залелеяла в земълю Половецкую. |
«Слово»
|
«Задонщина»
|
... Уныша бо градом забралы, а веселие пониче [21] ... А уже не вижду власти сильнаго и богатаго и многовоя брата моего Ярослава. |
Се уже веселие пониче в славне гради Москве, уже бо не вижу своего государя Тимофея Волуевича в животе. (Уже наша слава пониче в славне городе Москве - К-Б). |
«Слово»
|
«Задонщина»
|
Темно бо бе в 3 день: два солнца померкоста, оба багряная
стлъпа погасоста, и с нима молодая месяца Олег и Святъслав... Ту Игорь князь выседе из седла злата а в седло кощиево... ... див кличет връху древа... ... Се у Рим кричат под саблями половецкыми, а Володимер под ранами. |
Се уже нам обема солнце померкло в славне гради Москве. Припахнули к нам от быстрого Дону поломяныа вести, носяще великую беду. Выседоша руские удалцы з борзых коней на судное место на поле Куликове. А уже диво кличет под саблями татарскыми, а тем рускым богатырем под ранами. |
«Слово»
|
«Задонщина»
|
Ты бо можеши Волгу веслы раскропити, а Дон шеломы выльяти...
Загородите полю ворота своими острыми стрелами за землю Рускую, за раны Игоревы, буего Святъславлича! |
Можеши ли, господине князь великый, веслы Непра зоградити, а Дон шеломы вычерпати, а Мечю трупы татарскыми запрудити? Замъкни, князь великыи, Оке реке ворота, чтобы потом поганые к нам не ездили, уже бо мужи наши рати трудили (в списках И-2, И-1, У - веслы запрудити). |
«Слово»
|
«Задонщина»
|
Земля тутнет, рекы мутно текут, пороси поля прикрывают,
стязи глаголют: половци идуть от Дона и от моря и от всех стран рускыя
плъкы оступиша. Дети бесови кликом поля прегородиша, а храбрии русици
преградиша чрълеными щиты (выше: Русичи великая поля чрьлеными щиты прегородиша...) ... Яр туре Всеволоде! стоиши на борони, прыщеши на вои стрелами... ... чръна земля под копыты костьми была посеяна, а кровию польяна, тугою взыдоша по Руской земли. Ту ся брата разлучиста на брезе быстрой Каялы... ... а половци неготовами дорогами побегоша к Дону великому. |
Тогда князь поля наступает. Гремят мечи булатные о шеломы хиновъския, поганыя покрыша руками главы своа. Тогда погании боръзо вспят отступиша от князя. Стязи ревуть, а поганыи бежать. Рускии сынове поля широкыи кликом огородиша, золочеными доспехи осветиша. Уже бо въстал тур на боронь. Тогда князь полки поганых вспять поворотил и нача их бити гораздо, тоску им подаваше. Князи их падоша с конеи. Трупы татарскими поля насеяша, а кровию протекли рекы. Туто ся погании разлучишася боръзо, розно побегши неуготованными дорогами в лукоморье. |
«Слово»
|
«Задонщина»
|
Уже нам своих милых лад ни мыслию смыслити, ни думою сдумати, ни очима съглядати, а злата и сребра ни мало того потрепати. | Уже нам, братие, в земли своей не бывати, а детей своих не выдати, а катунь своих не трепати, а целовати нам зелена мурава, а в Русь ратью не ходити, а выхода нам у руских князей не прашивати. |
«Слово»
|
«Задонщина»
|
А въстона бо, братие, Киев тугою, а Чернигов напастьми.
Тоска разлияся по Руской земли, печаль жирна тече средь земли Рускыи... Уныша бо градом забралы, а веселие пониче. |
А уже бо въстона земля татарская, бедами и тугою покрышася. Уныша бо царем их хотение и похвала на Рускую землю ходити, веселие их пониче... |
«Слово»
|
«Задонщина»
|
В «Слове» есть перечень добычи, которую русские захватили
у половцев после первой удачной битвы. Но в самом перечне совпадают лишь
узорочьи половецкыи. После поражения русских Се бо готьскыя красныя
девы въспеша на брезе синему морю, звоня рускым златом, поют время Бусово,
лелеют месть Шароканю. Этому предшествует описание Русской земли после
того, как русские были разбиты и два князя Олег и Святослав тьмою
ся поволокоста и в море погрузиста и великое буйство подаста хинови. На
реце на Каяле тьма свет покрыла; по Руской земли прострошася половци,
акы пардуже гнездо; уже снесеся хула на хвалу, уже тресну нужда на волю,
уже връжеся дивь на землю... Обращение к Ярославу Осмомыслу: ... Грозы твоя по землям текут, отворяеши Киеву врата, стреляеши с отня злата стола салътани за землями. Стреляй, господине, Кончака поганого кощея, за землю Рускую, за раны Игоревы, буего Святъславича!» Обращение к Роману и Мстиславу: «... и половци сулици своя повръгоша, а главы своя подклониша под тыи мечи харалужныи» Рассказ о гибели Изяслава Васильковича: «... Уныли голоси, пониче веселие, трубы трубят городеньскии». |
Уже рускиа сынове разграбиша татарская узорочья, доспехи и кони, волы и велблуды, вино, сахарь, дорогое узорочье, камкы, насычеве везут женам своим. Уже жены рускыя въсплескаша татарьскым златом. Уже бо по Руской земли простреся веселье и буйство, и възнесеся слава руская на поганых хулу. Уже веръжеся див на землю. Уже грозы великого князя по всей земли текуть. Стреляй, князь великый, по всем землям. Стреляй, князь великый, с своей храброю дружиною поганого Мамая жидовина за землю Рускую, за веру христьянскую. Уже поганые оружие свое поверъгоша, а главы своя подклониша под мечи руския. Трубы их не трубят, уныша гласи их. |
«Слово»
|
«Задонщина»
|
... Гзак бежит серым влъком... Всеслав... скочи от них лютым зверем... скочи влъком до Немиги с Дудуток. Игорь въвръжеся на бръз комонь и скочи с него бусым влъком... Влур влъком потече, труся собою студеную росу... | И отскочи поганый Мамай серым волком от своея дружины и притече к Кафы граду. |
* * *
Литература
1. К. Ф. Калайдович. Биографические сведения о жизни, ученых трудах и собрании российских древностей графа Алексея Ивановича Мусина-Пушкина. - Записки и труды ОИДР, 1824, ч. II, стр. 35-41. В 1818 и 1820 гг. Калайдович глухо отмечал сходство отдельных мест «Сказания о Мамаевом побоище» со «Словом» - см. подробнее об этом выше, в статье Д. С. Лихачева «Изучение „Слова о полку Игореве“ и вопрос о его подлинности», стр. 24.
2. См. об этой приписке выше, в статье Д. С. Лихачева «Изучение „Слова о полку Игореве“ и вопрос о его подлинности», стр. 25-26.
3. Louis Leger. Russes et slaves. Etudes politiques et litteraires, Paris, 1890, стр. 93-94.
4. Именно потому, что в нашу задачу входит исчерпать вопрос о всех возможностях, какие «Задонщина» могла предоставить «певцу Игоря» для компоновки его рассказа о событии XII в., мы оставляем в стороне спор о первоначальном объеме «Задонщины», о том, входили ли в авторский текст те или иные отдельные чтения: для сравнения со «Словом» привлекаются все элементы «Задонщины», хотя бы отдаленно напоминающие стиль «певца Игоря» (т. е., с точки зрения скептиков, - позднего подражателя «Задонщине»). Восстановленный текст «Задонщины» цитируется ниже по изданному в ТОДРЛ (т. VI, М. - Л., 1948, стр. 223-232), но с исправлением отдельных чтений. Расшифровку буквенных обозначений списков «Задонщины» см. в «Списке сокращений» в конце книги.
5. Ценные соображения, позволяющие утверждать, что «Каяла» вошла в текст «Задонщины» не непосредственно через летопись типа Ипатьевской, а через «Слово о полку Игореве», высказаны Р. Якобсоном - см. об этом выше, в статье Д. С. Лихачева «Изучение „Слова о полку Игореве“ и вопрос о его подлинности», стр. 66-67.
6. См.: Н. К. Гудзий. Ревизия подлинности «Слова о полку Игореве» в исследовании проф. А. Мазона. - Ученые записки МГУ, вып. 110, Труды Кафедры русской литературы, книга первая, 1946, стр. 166.
7. См.: Д. С. Лихачев. Комментарий исторический и географический. В кн.: «Слово о полку Игореве». Серия «Литературные памятники», Изд. АН СССР, М. - Л., 1950, стр. 380.
8. Срезневский. Материалы, т. I, стлб. 1160.
9. См.: Д. С. Лихачев. Национальное самосознание древней Руси. М. - Л., 1945, стр. 71.
10. См.: В. Л. Виноградова. Сравнительный анализ лексики «Слова о полку Игореве» и «Задонщины». Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата филологических наук, М., 1953 (АН СССР, Институт языкознания).
11. См.: С. К. Шамбинаго. Повести о Мамаевом побоище. - СОРЯС, т. 81, № 7, 1906, стр. 88; А. Д. Седельников. Где была написана «Задонщина»? - Slavia, IX, 3, Praha, 1930, стр. 529-531; П. Я. Черных. О выражении «за шеломянем» в «Слове о полку Игореве». - Ученые записки Ярославского гос. педагогического института, вып. 1, Гуманитарные науки, Ярославль, 1944, стр. 47-61.
12. См.: И. И. Срезневский. Несколько дополнительных замечаний к «Слову о Задонщине». - ИпоРЯС, т. VII, вып. 2, 1858, стлб. 98; А. Смирнов. 3-й список «Задонщины» по Синодальному скорописному сборнику XVII в. - Русск. филолог. вестник, 1890, № 2, стр. 273-276; A. Mazon. Le Slovo d’Igor. Paris, 1940, стр. 26-28.
13. М. Н. Тихомиров. Куликовская битва. - В кн.: Повести о Куликовской битве. Издание подготовили М. Н. Тихомиров, В. Ф. Ржига, Л. А. Дмитриев, Изд. АН СССР, М., 1959, стр. 375.
14. См. подробнее: Д. С. Лихачев. Устные истоки художественной системы «Слова о полку Игореве». - Сб. «Слово о полку Игореве», исследования и статьи. Изд. АН СССР, М. - Л., 1950, стр. 78.
15. Подробнее о судьбе слова «харалужный» см. в статье данного сборника: Н. М. Дылевский. Лексические и грамматические свидетельства подлинности «Слова о полку Игореве» по старым и новым данным, стр. 200-201.
16. См.: Очерки истории СССР. Период феодализма IX-XV вв., ч. II. М., 1953, стр. 224.
17. См. далее, в статье Н. М. Дылевского, стр. 187-189.
18. Повести о Куликовской битве, стр. 194-195.
19. Н. К. Гудзий. Ревизия подлинности «Слова о полку Игореве» в исследовании А. Мазона, стр. 159.
20. Вариант этого плача, читающийся в Уваровском № 492 списке «Сказания о Мамаевом побоище», еще ближе к «Слову» передает это выражение, хотя и расширяет его, сохраняя характерное для «Слова» «сквозе»: «протекла еси сквозе каменныя горы, а течеш в землю Половецкую».
21. Ср. в рассказе об Изяславе Васильковиче: «У ныли голоси, пониче веселие, трубы трубят городеньскии».
22. «Седло злато», по предположению Д. С. Лихачева, возможно, было «символом власти» (см.: Д. С. Лихачев. «Слово о полку Игореве» (историко-литературный очерк). - В кн.: «Слово о полку Игореве». Серия «Литературные памятники», Изд. АН СССР, 1950, стр. 278-279). Если это так, то автор «Задонщины» явно не уловил этого символического значения всего выражения.
23. О метафорическом значении этого выражения в «Слове» и «Задонщине» см. в статье Н. М. Дылевского, стр. 183-184.
24. Онежские былины, записанные А. Ф. Гильфердингом
летом 1871 г., т. I. Изд. 4-е, М. - Л., 1949, № 60. Ср. в песне о Кострюке:
Марфа Демрюковна после поражения Кострюка «она тут заклиналасе, она тут проклиналасе»:
Да не дай бог, бывати здесь,
Да у вас в каменной Москвы
Да не детям, да не внуцятам,
Да не внуцятам, да не павнуцятам.
(См.: В. Ф. Миллер. Исторические песни русского народа XVI-XVII вв. Пгр.,
1915, стр. 77; ср.: там же, стр. 82, 104, 116).
25. Д. С. Лихачев. Национальное самосознание древней Руси, стр. 71. См. о том же: Д. С. Лихачев. «Задонщина». - Литературная учеба, 1941, № 3.
26. Д. С. Лихачев. Национальное самосознание древней Руси, стр. 76.
Источник текста - Фундаментальная электронная библиотека "Русская литература и фольклор".