В. С. Баевский
СТИХ «ГОРЯ ОТ УМА» В СРАВНЕНИИ СО СТИХОМ «ЕВГЕНИЯ ОНЕГИНА»
(А. С. Грибоедов: Материалы к биографии. - Л., 1989. - С. 237-245.)
Таблица I
Ударения в четырехстопном ямбе
1-я стопа
|
2-я стопа
|
3-я стопа
|
|
«Горе от ума» |
89.6
|
79.3
|
60.3
|
«Евгений Онегин» |
84.4
|
89.9
|
43.1
|
Стихосложение XVIII в. |
93.2
|
79.7
|
53.2
|
Поэзия. 1820-е гг. |
84.4
|
92.2
|
46.0
|
Стихотворения Грибоедова «Давид», «Телешовой» |
93.7
|
85.0
|
51.2
|
Кюхельбекер, 1821—1824 |
89.9
|
86.7
|
49.1
|
Думы Рылеева |
86.0
|
84.7
|
51.0
|
«Войнаровский» Рылеева |
82.1
|
90.7
|
46.3
|
Таблица 2
Количество форм четырехстопной строфы (в %)
«Горе от ума»
|
В % от общего кол.
|
«Евгений Онегин»
|
В % от общего кол.
|
На все свои законы есть |
36.2
|
Милее мне домашний круг |
26.8
|
Да расходитесь. Утро. - Что-с? |
8.1
|
И дождалась... Открылись очи |
6.6
|
Вы глухи? Алексей Степаныч |
16.0
|
И после во весь путь молчал |
9.7
|
Уж день!.. Сказать им... Господа... |
30.9
|
Обряд известный угощенья |
47.5
|
Не жалуете никогда |
2.9
|
И кланялся непринужденно |
0.4
|
Я помешал! Я испужал! |
5.9
|
Воображаясь героиней |
9.0
|
Примечания
1. Гукасова А. Г. Пушкин и Грибоедов (К вопросу об оценке Пушкиным комедии «Горе от ума») // Пушкин в школе. М., 1951; Городецкий Б. П. К оценке Пушкиным комедии Грибоедова «Горе от ума» // Русская литература. 1970. № 3; Фесенко Ю. П. Пушкин и Грибоедов (Два эпизода творческих взаимоотношений) // Временник Пушкинской комиссии. 1980. Л., 1983.
2. Филиппов В. А. Проблема стиха в «Горе от ума». М., 1925. № 2 (отд. изд. М., 1926); Штокмар М. П. Вольный стих XIX века // Ars poetica. М., 1928; Шувалов С. В. О стихе комедии «Горе от ума» (К социологии ритмики комедии) // А. С. Грибоедов. М., 1929; Томашевский Б. В. Стих «Горя от ума» // Стих и язык. М.; Л., 1959; Маймин Е. А. Русский вольный ямб и стих «Горя от ума» // А. С. Грибоедов. Творчество. Биография. Традиции. Л., 1977; Матяш С. А. 1) Басенный и драматический вольный ямб // Русская литература. 1984. № 1; 2) Метр, синтаксис и рифма в композиции вольного стиха // Вестник Ленингр. ун-та. 1984. № 8. История, язык, литература. Вып. 2.
3. Томашевский Б. В. Стих «Горя от ума». С. 155-156.
4. Блок А. А. Собр. соч.: В 8 т. М.; Л., 1962. Т. 7. С. 404.
5. Колмогоров А. Н. Пример изучения метра и его ритмических вариантов // Теория стиха. Л., 1968. С. 147.
6. Штокмар М. П. Вольный стих XIX века. С. 156. Используя данные этой прекрасной работы, отнюдь не утратившей своего значения, мы подвергли их проверке, чтобы устранить опечатки в таблицах.
7. Тарановски К. Руски дводелни ритмови. Београд, 1953. Табела 2.
8. Jakobson R. Рец. на кн.: Тарановски К. Руски дводелни ритмови // Slavic Word. 1955, No. 4.
9. Примеры заимствованы из кн.: Ломоносов М. В. Российская грамматика. Риторика. СПб., 1794. С. 325, 326, 368.
10. Грибоедов А. С. Сочинения. М.; Л., 1959/ С. 96. Далее ссылки на это издание даются в тексте (Соч. С.)
11. Тынянов Ю. Н. Архаисты и Пушкин // Пушкин и его современники. М., 1968. С. 33.
12. Тарановски К. Руски дводелни ритмови. Табела 3.
13. Эйхенбаум Б. М. О поэзии. Л., 1969. С. 346-347.
14. За исключением «Бахчисарайского фонтана»; см.; Тарановски К. Руски дводелни ритмови. Табела 2.
15. Данные по «Евгению Онегину» заимствованы в табл. 3 книги К. Ф. Тарановского, по комедии «Горе от ума» подготовлены нами.
16. Тарановски К. Руски дводелни ритмови. Табела 2.
17. Тынянов Ю. Н. Пушкин и его современники. С. 90-91.
18. Тарановски К. Руски дводелни ритмови Табела. 2.
21. Гаспаров М. Л. Современный русский стих. М., 1974. С. 48.
22. Тынянов Ю. Н. Пушкин и его современники. С. 43.
23. Тоддес Е. А., Чудаков А. П., Чудакова
М. О. Комментарии // Тынянов Ю. Н. Поэтика. История литературы. Кино. М.;
1977. С. 568.
Источник текста - Фундаментальная электронная библиотека "Русская литература и фольклор".