В. А. Бойко, О. Г. Постнов
ЛИЧНОСТЬ И ТРАДИЦИЯ: ОПЫТ ПРЕОДОЛЕНИЯ ПРОБЛЕМЫ "ЛИШНЕГО ЧЕЛОВЕКА" В РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ XIX ВЕКА
(Критика и семиотика. - Вып. 11. - Новосибирск-Москва, 2007. - С. 192-203)
Именно полное сознание невозможности для человека жить без какой-нибудь святыни, без вековечных основ в своей душе - заставляет нас с величайшим ожиданием смотреть на писателя, который из всех один как мощный конь бьет и обрывает берег, усиливаясь на него выйти |
В. В. Розанов о Л.Н. Толстом |
("Эстетическое понимание истории") |
Литература
1. М. Мосс в работе "Об одной категории человеческого духа: понятие личности, понятие "я"" наметил путь, который латинское понятие persona проходит от обозначения участника обрядовых действий и притворщика до обозначения истинной природы индивида (см.: Мосс М. Общества. Обмен. Личность. М.: Изд. фирма "Восточная литература" РАН, 1996. С. 264-292).
2. Детали этого процесса подробно рассмотрены в монументальном труде Й. Хёйзинги "Осень Средневековья" (М.: Наука, 1988).
3. В русской культуре конца XVIII - начала XIX века при отсутствии сколько-нибудь влиятельного клира широко распространена антиклерикальная поэзия. Она заимствуется из Франции, как и соответствующая ей идеология вольтерьянства - при отсутствии оппонентов Вольтера. Общественное мнение эпохи наделяет поэта функциями священнослужителя, фактически возникает светский миф о поэте. Позиция поэта по отношению к обществу, согласно этому мифу, выглядит как своеобразная светская сакрализованность. Поэт - носитель "божественного глагола". Имеет место любопытная параллель: каждое важное официальное событие в жизни царствующей семьи, с одной стороны, сопровождается церковной службой, а, с другой, становится предметом воспевания поэтов: этим объясняется череда од, посвященных рождениям наследников престола, восшествию на престол, всякого рода "взятиям", "иллюминациям" и т.п. (См.: Живов В. М. Кощунственная поэзия в системе русской культуры конца XVIII - начала XIX века // Труды по знаковым системам. - Тарту: Изд-во Тартуского гос. ун-та, 1981. Т. 13. С. 56-91).
4. Лаппо-Данилевский А. С. История русской общественной мысли и культуры XVII - XVIII вв. М.: Наука, 1990. С. 20.
6. "Я есть Я и мои обстоятельства", - писал испанский философ Х. Ортега-и-Гассет в "Размышлениях о Дон Кихоте" (1914), постулируя приобщенность человека к миру, опрокинутость личности в мир. Причем речь у Ортеги шла о совокупности обстоятельств природного и культурно-социального порядка.
7. Гончаров И. А. Предисловие к роману "Обрыв" // Гончаров И. А. Собр. соч.: В 8 т. М.: Худ. литература, 1980. - С. 427. Ср. его же более позднее и полное отчаяния высказывание в "Необыкновенной истории" (1875-1878): "С Гоголя мы стали на этот отрицательный в беллетристике путь, и не знаю, когда доработаемся и доживем до каких-либо положительных воззрений, на которых бы умы могли успокоиться. Может быть, никогда! Это очень печально! Отрицание и анализ расшатали все прежние основы жизни, свергли и свергают почти все авторитеты, даже авторитеты духа и мысли, и жить приходится жутко, нечем морально! Не знаю, что будет дальше". (Там же. Т. 7. С. 390.) На этом примере отчетливо видно, до какой степени в России вопросы художественного, индивидуального творчества осознавались наиболее серьезными писателями и мыслителями XIX столетия одновременно и как экзистенциальные, и как остро социальные, общественно значимые.
8. Примером может служить фильм "Несколько дней из жизни Обломова", поставленный Н. С. Михалковым. См. также обзор инсценировок "Обломова": Гончаров И. А. Полн. собр. соч.: В 20 т. СПб.: Наука, 2004. Т. 6. С. 423-452.
9. Возражения против уничижительной трактовки образа Штольца, конечно же, были, но остались практически незамеченными. Мы находим их в статьях личных друзей Гончарова А.Н. Дружинина и А.В Никитенко, а также в работе американского литературоведа M. Ehre "Oblomov and his Creator: The Life and Art of Ivan Goncharov" (Princeton, 1973).
10. Салтыков-Щедрин М. Е. Уличная философия // М. Е. Салтыков-Щедрин о литературе и искусстве. М.: Искусство, 1953. С. 203-237.
11. Достоевский Ф. М. Полн. собр. соч.: В 30 т. Л., 1986. Т. 29. Кн. 1. С. 118.
12. Даже Тургенев, получивший философское образование в Берлинском университете и стремившийся стать профессиональным преподавателем философии (чем немало удивлял современников), не видел места для "философского дискурса" в своих художественных произведениях. Сформировавшись как писатель, Тургенев признавался, что не понимает смысла записей в своих студенческих тетрадях и забыл всю германскую премудрость.
13. "К счастью для нас, автор как художник выше, чем мыслитель", - выносит свой вердикт Д. Ахшарумов в "Разборе "Войны и Мира"" (СПб., 1868. С. 1-4).
14. См.: Бойко В. А, Постнов О. Г. Истина в пространстве художественного текста // Критика и семиотика. 2006. Вып. 9. С. 9-11, 13.
15. Розанов В. В. Граф Л. Н. Толстой // Розанов В. В. О писательстве и писателях. М.: Республика, 1995. С. 31.
16. Достаточно типичный подход к творчеству Толстого демонстрирует Н. А. Бердяев, когда, с одной стороны, видит в нем "переход за границы искусства, порыв к предельному и иному бытию" (Бердяев Н. А. Смысл творчества // Бердяев Н. А. Философия свободы. Смысл творчества. М.: Правда, 1989. С.349), а, с другой, Толстой "поражает неповоротливостью, прямолинейностью, почти плоскостью своего ума" русского любомудра (Бердяев Н. А. Миросозерцание Достоевского // Н. Бердяев о русской философии. Свердловск: Изд-во Урал. ун-та, 1991. Ч.1. С. 39).
17. Чехов А. П. Полн. собр. соч. и писем: В 30 т. М.: Наука, 1985. Сочинения. Т. VIII. С. 510.
18. Сегодня, говорил Ж.-П. Сартр, человек должен действовать так, как будто он заменил собой отсутствующего Бога; если нет Бога, "то должен же кто-нибудь изобретать ценности"! (Сартр Ж.-П. Экзистенциализм - это гуманизм // Сумерки богов. М.: Политиздат, 1989. С. 342). В мире без Бога действительность будет такой, какой ее определит сам человек, каждый из нас. От каждого человека зависит, придаст ли он жизни смысл, осуществит ли он своими действиями выбор в пользу определенных ценностей.
19. Исследователями творчества Толстого был отмечен параллелизм социально-философских идей Толстого и завзятого реакционера Ж. де Местра, а И. Берлин не только пишет о непосредственном влиянии взглядов де Местра на автора "Войны и мира", но в работах савойского роялиста находит ключ к пониманию историософской концепции Толстого. Между тем мировоззрение де Местра И. Берлин характеризует следующим образом: Де Местр "придерживался совершенно необычных и мизантропических взглядов на природу человека и общества и писал… о неизлечимо жестокой и злой природе людей, о неизбежности постоянной резни между ними, о божественно предначертанном характере войн, о той чрезвычайно большой роли, которую играет в человеческих отношениях страсть к самоистреблению…"; "Де Местр видит в мире только жестоких тварей, свирепых и кровожадных, которые рвут друг друга на части и убивают для того, чтобы убивать, и считает, что это и есть нормальное состояние всякой… жизни" (Берлин И. Еж и лисица // Вопросы литературы. 2001. № 5. С. 72, 82).
20. Тарле Е. В. Соч.: В 12 т. М.: Изд-во АН СССР, 1962. Т. XII. С. 75.
21. Замечательные строчки, посвященные Толстому, находим у В. В. Розанова: "Он любил всего русского человека, во всем его объеме. И любил… как маленький мальчик, которого ведет за руку, ведет куда-то, в темь, в счастье, в тоску, в бесконечность огромный великан-папаша, с бородой седой до земли, с широченными плечами, с шагом по версте… А он бежит около него, и любуется, и восхищен; и плачет - плачет внутренними слезами от счастья, что у него папаша такой чудный и странный и мудрый и сильный…" (Розанов В. В. Л. Н. Толстой // Розанов В. В. О писательстве и писателях. С. 306).
22. Лев Шестов отмечал, что "великое преимущество имеют Ростова пред Болконским": "Болконского и жить оставить нельзя. Куда с ним денешься? А Ростов - хоть сто лет жизни ему дай, не заведет тебя на неизвестный, ложный путь (неизвестный и ложный в данном случае, как известно, синонимы). И посмотрите, какое глубокое уважение питает гр. Толстой к Ростову. "Долго, - рассказывает он нам, - после его (Николая) смерти в народе хранилась набожная память о его управлении". Набожная память! Долго хранилась! Пересмотрите все, что писал гр. Толстой: ни об одном из своих героев он не говорил с таким чувством благодарности и умиления. Но за что же? - спросите вы. Чем заслужил этот обыкновенный человек такую признательность? А вот именно своей обыкновенностью: Ростов знал, как жить, и был потому всегда тверд. Во всю же свою писательскую деятельность гр. Толстой ничего так не ценил, как определенное знание и твердость, ибо у себя не находил ни того, ни другого. Он мог только подражать Ростову и, само собой разумеется, был принужден расточать хвалу своему высокому образцу" (Шестов Л. Достоевский и Нитше: Философия трагедии // Шестов Л. Философия трагедии. М.: АСТ; Харьков: Фолио, 2001. С. 190-191).