П. Гайденко
ЧЕЛОВЕК И ЧЕЛОВЕЧЕСТВО В УЧЕНИИ В. С. СОЛОВЬЕВА
(Вопросы литературы. - М., 1994, № 2)
Примечания
1. Фридрих Шлегель, Эстетика. Философия Критика. В двух томах, т. 1. М., 1983, с. 301.
2. Кн. Евгений Трубецкой, Миросозерцание Вл. С. Соловьева, т. I, М., б.г., с. VII.
3. В. С..Соловьев, Собр. соч., т. III, СПб., б.г, с. 385.
4. В. С. Соловьев, Собр. соч., т. I, с. 232-233.
5. По отношению к Канту это действительно верно.
6. См. В. С. Соловьев, Собр. соч., т. III, с. 143.
7. Не случайно впоследствии Соловьев пришел к выводу, что свобода индивида есть лишь свобода к злу.
8. В. С. Соловьев, Собр. соч., т. VIII, с. 230.
11. В. С. Соловьев, Собр. соч., т. VIII, с. 231.
14. В. С. Соловьев, Собр. соч., т. VIII, с. 232.
15. См. об этом мою книгу «Эволюция понятия науки (XVII-XVIII вв.). Формирование научных программ нового времени» (М., 1987), а также статью «Понимание бытия в античной и средневековой философии» в кн. «Античность как тип культуры» (М., 1988).
16. В. С. Соловьев, Собр. соч., т. VIII, с. 233.
18. В. С. Соловьев, Собр. соч., т. VIII, с. 233.
21. В. С. Соловьев, Собр. соч., т. VIII, с. 183.
22. Спор между Соловьевым и Лопатиным о
«субстанциальности Я» имел продолжительную историю; сущность спора прекрасно
передана в стихотворении Соловьева «Пантарэй», написанном не без юмора, но
вполне серьезном по существу:
И с каждым годом, прибавляя ходу,
Река времен несется все быстрей,
И, чуя издали и море, и свободу,
Я говорю спокойно: панта рэй!
Но мне грозит Левой неустрашимый. -
Субстанций динамических мешок
Свезти к реке и массою незримой
Вдруг запрудить весь Гераклитов ток
Левой, Левой! Оставь свою затею|
И не шути с водою и с огнем...
Субстанций нет! Прогнал их Гегель в шею;
Но и без них мы славно заживем!
«Левой», то есть Лев Михайлович Лопатин, один из русских неолейбницианцев,
противопоставлял и в самом деле «Гераклитову току» (как известно, афоризм
«панта рэй» - «все течет» - принадлежит греческому философу Гераклиту) вечное
бытие субстанций-монад.
23. «Декартовский субъект мышления, - пишет Соловьев, - есть самозванец без философского паспорта. Он сидел некогда в смиренной келии схоластического монастыря, как некоторая entitas, quidditas или даже haecceitas. Наскоро переодевшись, он вырвался оттуда, провозгласил cogito ergo sum и занял на время престол новой философии» (В. С. Соловьев, Собр. соч., т. VIII, с. 171). Печать средневекового мышления действительно лежит на творчестве Декарта, в том числе и убеждение в субстанциальности, вечности, бессмертии разумной души. Напрасно, однако, Соловьев не сослался на подлинный источник картезианского когито, а именно на Августина Блаженного: именно Августин в споре против скептиков нашел тот аргумент, который более тысячелетия спустя воспроизвел Декарт «Без всяких фантазий и без всякой обманчивой игры призраков для меня в высшей степени несомненно, что я существую... Я не боюсь никаких возражений относительно этих истин со стороны Академиков, которые могли бы сказать: «А что если ты обманываешься?» - «Если я обманываюсь, то поэтому уже существую...» (Творения Блаж. Августина, Епископа Иппонийского, ч. 4, Киев, 1905, с. 217). Как видим, свой философский паспорт Декарт получил от одного из отцов христианской церкви.
24. В. С. Соловьев, Собр. соч., т. VIII, с. 171.
25. «Не забудем, - пишет Е. Н. Трубецкой, - что он (Соловьев. - П. Г.) признает истину спинозистического понятия субстанции; а это последнее по самому существу своему исключает возможность множества субстанций» (Кн. Евгений Трубецкой, Миросозерцание Вл. С. Соловьева, т. II, 1913, с. 248).
26. К. С. Льюис, Христианское поведение. - «Иностранная литература», 1990. №5. с. 210.
27. Н. Я. Данилевский. Россия и Европа, М, 1991, с. 118-119.
28. «В историческом процессе, - пишет в этой связи Г. В. Флоровский, - достигается и осуществляется некая предзаложенная и представленная цель... Каковы бы ни были факты и силы, осуществляющие этот имманентный план, их действие сковано всеобъемлющей необходимостью... Оправдывается именно мир, не человек, история в целом, но не личная жизнь. Напротив, личность превращается в орган или элемент мировой сущности, жертвоприносится целому ... Человек - родовой человек - включается в природу, и общественный идеал вырастает до космических размеров. Такая натурализация человека тесно связана с пониманием мира как телеологического единства, как органического целого, как некоего индивида высшего порядка... Это органическое мироощущение и есть первичная основа утопического овеществления идеалов» (Г. В. Флоровский, Метафизические предпосылки утопизма. - «Вопросы философии», 1990, № 10, с. 87).
29. Если мы сливаем в единую абстракцию несколько или много людей, то, как подчеркивает Г. К. Честертон, они становятся не ближе, а дальше. «Люди теряют человеческий облик, если они недостаточно отделены друг от друга, можно даже сказать, если они недостаточно одиноки. Их труднее, а не легче понять. Чем ближе они друг к другу, тем дальше от нас... Когда говорят о человечестве, мне представляются пассажиры в переполненной подземке. Удивительно, как далеки души, когда тела так близко!» (Г. К. Честертон, Вечный человек, M., 1991, с. 139-140.)