В. Ш. Кривонос
ЗАМЕТКИ О "ТАРАСЕ БУЛЬБЕ" ГОГОЛЯ
(Вестник молодых ученых. Серия: Филологические науки. - № 4. - СПб., 2000. - С. 3-5)
Примечания
1. См. о роли пса как субъекта действия в имеющей мифологическое происхождение матерной брани: [Успенский 1994]. Б.А. Успенский опирается в своих рассуждениях на выводы А.В. Исаченко [Isachenko 1965], развивая их и особо отмечая "... представление о нечистоте пса, которое имеет очень древние корни и выходит далеко за пределы славянской мифологии" [Успенский 1994: 92]. Указание Б.А. Успенского в этой связи на апокрифическое "Сказание, како сотвори Бог Адама", в котором "... человек и собака оказались противопоставленными - в самом акте творения - как чистое и нечистое создание" [Успенский 1994: 117], может быть дополнено ссылками на соответствующие упоминания собаки как нечистого животного в Библии. См.: [Нюстрем 1995: 319; Библейская энциклопедия 1990: 664]. Ср. представление о собаке как о презираемом животном: "... название "собака" считалось ругательством" [Еврейская энциклопедия 1991: 419]. О собачьей теме в бранных выражениях см. также: [Жельвис 1997: 236–250].
2. Гоголь Н.В. Полн. собр. соч.: В 14 т. Т. II. М.; Л., 1937. С. 45. Далее ссылки на это издание с указанием тома римскими и страниц арабскими цифрами приводятся в тексте. Ср. приведенную цитату с примерами из соответствующей словарной статьи: [Словарь русского языка 1994: 168].
3. Выражение собачий сын отчетливо соотносится как с образом мифологического пса, так и с матерью адресата брани. Ср.: [Успенский 1994: 100–101]. Знаменательно, что Бульба, советуя сыну не слушать "матери: она баба, она ничего не знает" и выбранив "книжки", далее "... пригнал в строку такое слово, которое даже не употребляется в печати" (II, 43).
4. "... наличие души выступает как определяющий признак, разделяющий весь мир на две части, между которыми, в сущности, не может быть общения: противопоставляются не люди и животные, но те, кто имеет душу (а следовательно, и веру), и те, у кого она отсутствует [Успенский 1994: 94].
5. По признаку отсутствия "веры" (= "души") "...собаки и объединяются с иноверцами: и те, и другие лишены общения с Богом... а тем самым с людьми, объединенными верой..." [Успенский 1994: 94]. Ср.: "Песья, собачья вера, безверие [Даль 1994: 814].
6. В Новом Завете собака служит символом "плотских чувствований" [Нюстрем 1995: 320], символическим обозначением "нечестивых людей" и "язычников" [Библейская энциклопедия 1990: 664].
7. Это соответствует характерной для "Тараса Бульбы" средневековой модели пространства, разделенного на полноценных и неполноценных в религиозном отношении человеческих существ, носителей истинной веры и неверных, то есть "недочеловеков". См.: [Ле Гофф 1992: 136–143; Гуревия 1984: 87].
8. См. примеры метаморфоз евреев в животных в славянских легендах: [Белова 1999: 87–88].
9. См. о приписывании мифологическому псу мотивов лжи и обмана: [Успенский 1994: 107].
10. См. о мифологизации фигуры еврея, превращенного в "некую фикцию": [Трахтенберг 1998: 203].
11. См. принципиальные замечания о евангельской "проверке" Гоголем в "Тарасе Бульбе" эпического сознания "козаков" [Николаев, Тихомиров 1993: 17], позволяющие отграничить этическую позицию автора от позиции повествователя.
Литература
Библейская энциклопедия - Библейская энциклопедия. М., 1990.
Белова 1999 - Белова О. Образ еврея в народной демонологии славян // Еврейская
культура и культурные контакты. Ч. 3. М., 1999.
Гончаров 1997 - Гончаров С.А. Творчество Гоголя в религиозно-мистическом контексте.
СПб., 1997.
Гуревич 1984 - Гуревич А.Я. Категории средневековой культуры. 2-е изд., испр.
и доп. М., 1984.
Даль 1995 - Даль В. Толковый словарь живого великорусского языка: В 4 т. Т.
I. М., 1994.
Душечкина 1983 - Душечкина Е.В. "Тарас Бульба" в свете традиций
древнерусской воинской повести // Гоголь и современность: Творческое наследие
писателя в движении эпох. Киев, 1983.
Еврейская энциклопедия 1991 - Еврейская энциклопедия. Т. 14. М., 1991. Репринт.
изд.
Жельвис 1993 - Жельвис В.И. Поле брани: Сквернословие как социальная проблема
в языках и культурах мира. М., 1997. С. 236-250.
Кривонос 2000 - Кривонос В. Образ еврея у Гоголя. К проблеме "свое"
и "чужое" в русской культуре // Материалы Седьмой Ежегодной Международной
Междисциплинарной конференции по иудаике. М., 2000. С. 263–265.
Левин 1996 - Левин Ю. Об обсценных выражениях русского языка // Анти-мир русской
культуры. М., 1996.
Ле Гофф 1992 - Ле Гофф Ж. Цивилизация средневекового Запада / Пер. с франц.
М., 1992.
Максимов 1994 - Максимов С.В. Нечистая, неведомая и крестная сила. СПб., 1994.
Николаев, Тихомиров 1993 - Николаев О.Р., Тихомиров Б.Н. Эпическое православие
и русская культура (материалы и постановка проблемы) // Русская литература.
1993. No 1.
Нюстрем 1995 - Нюстрем Э. Библейский словарь / Пер. со швед. СПб., 1995. С.
319.
Словарь русского языка 1984 - Словарь русского языка: В 4 т. 2-е изд., испр.
и доп. Т. IV. М., 1984.
Трахтенберг 1998 - Трпхтенберг Д. Дьявол и евреи: Средневековые представления
о евреях и связь с современным антисемитизмом / Пер. англ. М., 1998.
Успенский 1994 - Успенский Б.А. Мифологический аспект русской экспрессивной
фразеологии // Успенский Б.А. Избр. труды. Т. II. Язык и культура. М., 1994.
С. 86–99.
Фразеологический словарь русского языка 1968 - Фразеологический словарь русского
языка. 2-изд. М., 1968.
Isachenko 1965 - Isachenko A.V. Un juron russe du XVI-e siecle // Lingvua
viget. Commentationes slavicae in honorem V. Kiparsky. Helsinki, 1965.
Источник текста - сайт Informika.ru.