Н. Е. Меднис
"РЕЛИГИОЗНЫЙ ЭКФРАСИС" В РУСКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ
(Критика и семиотика. - Вып. 10. - Новосибирск, 2006. - С. 58-67)
Примечания
1. В работах последних лет проявилось стремление демонстрировать сакральную основу практически любого типа экфрасиса. Именно это имеет в виду С. Зенкин, когда, говоря о статьях сборника «Экфрасис в русской литературе», замечает: «Напрашивается вывод: постольку, поскольку русская культура верна своим исконным традициям, она видит в экфрасисе выделенное место в тексте, где проступает его высший, священный смысл. Если принять такую точку зрения и если все обстоит действительно так <…>, то экфрасис, конечно же, является специфической фигурой, которую традиционная русская литера-тура не решается преодолеть ради ее тотально-жанрового применения» [Зенкин 2002, 349]. Оговорка «если все обстоит действительно так» в данном случае весьма существенна. Думается, что сакрализация всего, или почти всего, корпуса русского экфрасиса не только не помогает постижению его художественной специфики, но и мешает этому. Тяга к такого рода тотальной сакрализации не столько указывает на национально-культурные особенности экфрасиса, сколько на некую трафаретность представлений о русской культуре, актуализировавшуюся в период возрождения в России церкви и веры, и, как следствие, на стремление исследователей задать определенный ракурс интерпретации экфрастических текстов.
2. Точка зрения П. Флоренского в этом отношении совпадает с точкой зрения С.Н. Булгакова, но без крайностей последнего. См.: [Булгаков 1993].
3. О причинах избрания русскими писателями в качестве экфрастического денотата по преимуществу западноевропейской живописи см.: [Геллер 1997]. С точки зрения И. Есаулова, в русском религиозном экфрасисе, связанном с «чужим» по культурному и конфессиональному происхождению полотном, просвечивает русская «иконная “память”» [Есаулов 2002, 167]. Суждение это нам представляется не бесспорным.
4. Подробнее об описании Сикстинской Мадонны в русской литературе в целом и у Жуковского в частности см.: [Bori 1990], [Айзикова 2004].
5. О «вхождении в картину» см.: [Шатин 2004].
6. Пространство в Бриджуотерской мадонне Рафаэля камерно, но другие полотна его, где изображена Мадонна, содержат элементы пейзажа, условно напоминающие пальмы («Мадонна со щеглом» или «Мадонна семейства Колонна», к примеру).
7. Стихотворение это интересно и с точки зрения оговоренной выше проблемы соотношения визуального и вербального в «религиозном экфрасисе». «Мадонна Магнификат» Боттичелли уже сама по себе оказывается ориентированной на словесный ряд, поскольку название полотна связывает изображение с совершенно определенным текстом - молитвой Богоматери «Magnificat anima mea Dominum» («Величит душа моя Господа»). Более того, слово в данном экфрасисе одновременно и изображает и изображается, так как Вяч. Иванов вписывает в текст полотна не явленные в нем отчетливо, но, возможно, присутствующие там (по крайней мере, потенциально) слова Мадонны «Се аз раба». Об этом можно догадываться, поскольку у Боттичелли Мария, держащая на коленях младенца Иисуса, слегка склонилась к книге с видимым на ее страницах текстом, и перо в ее руке говорит о намерении еще нечто к этому тексту добавить.
8. Следует заметить, что предание как специфический свернутый или развернутый вариант интекста - характерный элемент религиозного экфрастического сюжета. Оно часто воспроизводится и за пределами Богородичного экфрасиса. Иногда в текстах такого рода присутствует даже не предание, а предания, как в стихотворении Н. Гумилева «Фра Беато Анжелико».
Литература
Аверинцев 1997 - Аверинцев С. «Цветики милые братца Франциска»
- итальянский католицизм русскими глазами. Православная община. 1997. No 38.
Айзикова 2004 - Айзикова И.А. Жанрово-стилевая система прозы В.А. Жуковского.
Томск, 2004.
Баратынский 1957 - Баратынский Е.А. Полное собр. стихотворений. Библиотека
поэта. Большая серия. Л., 1957.
Булгаков 1993 - Булгаков С.Н. Две встречи // Булгаков С.Н. Сочинения: В 2
т. М., 1993. Т. 2.
Геллер 1997 - Геллер Л. На подступах к жанру экфрасиса. Русский фон для нерусских
картин. Wiener Slawistischer Almanach, SDd 44.
Геллер 2002 - Геллер Л. Воскрешение понятия, или Слово об экфрасисе // Экфрасис
в русской литературе. Труды Лозаннского симпозиума. М., 2002.
Григорьев 1990 - Григорьев А. Сочинения: В 2 т. М., 1990. Т. 1.
Есаулов 2002 - Есаулов И. Экфрасис в русской литературе нового времени: картина
и икона // Экфрасис в русской литературе. Труды Лозаннского симпозиума. М.,
2002.
Жуковский 1985 - Жуковский В.А. Эстетика и поэтика. М., 1985.
Зенкин 2002 - Зенкин С. Новые фигуры. Заметки о теории. 3. Новое литературное
обозрение. 2002. No 57.
Лотман 1993 - Лотман Ю.М. Театральный язык и живопись (К проблеме иконической
риторики) // Лотман Ю.М. Избранные статьи: В 3 т. Таллин, 1993. Т. III.
Майков 1914 - Майков А.Н. Полное собр. соч.: В 4 т. СПб, 1914. Т. 1.
Мерло-Понти 1992 - Мерло-Понти М. Око и дух. М., 1992.
Плещеев 1948 - Плещеев А.Н. Стихотворения. Библиотека поэта. Л., 1948.
Пушкин 1963 - Пушкин А.С. Полное собр. соч.: В 10 т. М., 1963. Т. 3.
Пушкин 1966 - Пушкин А.С. Полное собр. соч.: В 10 т. М., 1966. Т. 10.
Толстой 1969 - Толстой А.К. Собр. соч.: В 4 т. М., 1969. Т. 1.
Уэллек, Уоррен 1978 - Уэллек Р., Уоррен О. Теория литературы. М., 1978.
Фет 1901 - Фет А.А. Полное собр. стихотворений: В 3 т. СПб., 1901. Т. II.
Флоренский 2001 - Флоренский П. Иконостас. М., 2001.
Шатин 2004 - Шатин Ю.В. Ожившие картины: экфрасис и диегезис. Критика и семиотика.
2004. Вып. 7.
Bori 1990 - Bori P.C. La Madonna di San Sisto di Raffaello. Studi sulla cultura
russa. Bologna, il Milano, 1990.