М. В. Михайлова
ВНУТРЕННИЙ МИР ЖЕНЩИНЫ И ЕГО ИЗОБРАЖЕНИЕ В РУССКОЙ ЖЕНСКОЙ ПРОЗЕ СЕРЕБРЯНОГО ВЕКА
(Преображение (Русский феминистский журнал), 1996, № 4. - С. 150-158)
Примечания
1. Муравьев Вл. "Вечная сторона натуры и духа человеческого" // Юлия, или Встречи под Новодевичьим. Московская романтическая повесть конца XIX - начала XX века. М., 1990. С. 18.
2. Литературное наследство. Т. 85. М., 1976. С. 773.
7. Юлия, или Встречи под Новодевичьим. С. 217.
12. ОР РГБ. Ф. 109. Карт. 10. Ед. хр. 3. Л. 30.
13. Цит. по: Семанова М.Л. Чехов-художник. М., 1976. С. 136.
14. Картину подобного распада воссоздаст она в отрывке, имеющем подзаголовок "из бумаг" (думается, что это сознательно выбранный жанр), "Лондон", где мучительно-спутанным клубком предстанет жизнь лондонских улиц, "два встречных потока качливых басов", "морды лошадей", "головокружительное верчение, мелькание, стон, гул резкого треска бичей и острых выкриков кондукторов на лондонских жестких Л и АЙ" и "чужие, отъединенные лица", из которых глаза ..., как бойницы крепостей..." Там же она рисует растворение человеческого "Я": среди "воплей голодных кондукторов с бесчисленных ... басов в два этажа, громыхающих без рельс по камням", среди "гула кэбов и звона подков легких, неслышно катящих, двухколесных хенсомов", среди голых как тела лиц, "где все черты стерты", а перед взором предстает один "сочный рот, широкий, как ступилище в пещеру, и мутно-беловатые глаза..." И все это вместе превращается в "плотные, протекающие и сбивающиеся зараз двумя обратными течениями странные человеческие реки", выливается "в один верещащий вопль всплесками необъяснимых и злых звуков большого города, где каждое пробегающее мгновение задавливает затерянную в миллионах жизней жизнь..." (См. Преображение. 1994. № 2. С. 159-167).
15. Зиновьева-Аннибал Л.Д. Нет! Пг., 1918. С. 48.
16. См.: Зиновьева-Аннибал Л.Д. Нет! С. 51.
18. Весы. 1905. № 9-10. С. 86, 85.
22. Здесь и далее цит. по: Мар А. Кровь и кольца. М., 1916.
23. Весы. 1905. № 9-10. С. 87.