В. Б. Сапунов
ЯРОСЛАВНА И ДРЕВНЕРУССКОЕ ЯЗЫЧЕСТВО
(Слово о полку Игореве - памятник XII века. - М.; Л., 1962. - С. 321-329)
Примечания
1. См.: Д. С. Лихачев. Человек в литературе древней Руси. Изд. АН СССР, М. - Л., 1958, стр. 66.
2. См.: Л. Майков. Великорусские заклинания. СПб., 1869; И. П. Сахаров. Сказания русского народа. Русское народное чернокнижие. СПб., 1885 (заговоры - стр. 37-74); П. Ефименко. Сборник малороссийских заклинаний. М., 1874; Н. Ф. Сумцов. Очерки истории южнорусских апокрифических сказаний и песен. - Киевская старина, 1887, т. XVIII, июнь и июль, стр. 215-268; т. XIX, сентябрь (продолжение), стр. 1-55; т. XIX, ноябрь (окончание), стр. 401-455; И. Щуров. Знахарство на Руси. - Чтения в ОИДР, М., 1867, кн. 4, октябрь - декабрь, стр. 143—174; П. С. Ефименко. Народная словесность. - Известия имп. Общества любителей естествознания, антропологии и этнографии - Труды Этнографического отдела, кн. V, вып. II, ч. 2, М., 1878, гл. VII «Заклинания, наговоры, обереги», стр. 139-222.
3. «Слово о полку Игореве». Библиотека поэта, Малая серия, изд. 3-е, вступительная статья, подготовка текста и примечания Д. С. Лихачева, Л., 1955, стр. 52.
4. Ф. Энгельс. Крестьянская война в Германии. М., 1952, стр. 34.
5. См.: Ипатьевская летопись, под 1185 г. - ПСРЛ, т. II, СПб., 1843, стр. 131.
6. См.: Е. Голубинский. История русской церкви, т. I, первая половина тома. М., 1901, глава II «Крещение св. Владимиром всей Руси и совершенное утверждение христианства на Руси при его преемниках», стр. 105-256. Необходимо отметить, что под христианством в данной статье имеется в виду не христианское учение, как совокупность определенных религиозных догм, а церковно-христианская практика XII в.
7. Библиография работ, посвященных изучению русского язычества и «двоеверия», довольно обширна. С учетом мелких статей и отдельных высказываний можно указать около сотни названий. Из советских исследователей этой темой занимались А. В. Арциховский, Н. Н. Воронин, Б. Д. Греков, Ф. Д. Гуревич, В. П. Довженок, Д. А. Казачкова, В. Л. Комарович, Н. Ф. Лавров, Д. С. Лихачев, В. В. Мавродин, Н. В. Малицкий, Б. А. Рыбаков, В. В. Седов и др.
8. См.: Памятники древнерусского канонического права. - РИБ, т. VI, ч. 1, Памятники XI-XV вв., изд. 2-е, СПб., 1908, №№ 1, 2, 6, 7, 8 и др.; Н. М. Гальковский. Борьба христианства с остатками язычества в древней Руси, т. II. - Записки Московского археологического института, т. XVIII, М., 1913; т. I, Харьков, 1916; А. Афанасьев. Поэтические воззрения славян на природу, т. II, М., 1868, стр. 207, 208, 250-252; т. III, М., 1869, стр. 600—605; Е. В. Аничков. Язычество и древняя Русь. - Записки Историко-филологического факультета СПб. Университета, ч. CXII, 1914, гл. II, III; А. Понамарев. Памятники древнерусской церковно-учительской литературы, вып. III. СПб., 1897, и др.
9. См.: Е. В. Аничков. Восстание волхвов в XI веке. Труды XV археологического съезда в Новгороде, 1911, т. I, М., 1914, раздел III, Протоколы, стр. 87; А. В. Арциховский, С. В. Киселев. К истории восстания смердов 1071 г. - Проблемы истории материальной культуры, Л., 1933, № 7-8, стр. 53-54; А. В. Арциховский. Археологические данные о возникновении феодализма в Суздальской и Смоленской землях. - Проблемы истории докапиталистических обществ, М. - Л., 1934, №№ 11-12, стр. 35-60); В. В. Мавродин. К вопросу о восстаниях смердов. - Проблемы истории докапиталистических обществ, М. - Л., 1934, № 6, стр. 76-83; Н. Воронин. Восстание смердов в XI веке. - Исторический журнал, М., 1940, № 2, стр. 54-61.
10. См.: А. С. Уваров. Меряне и их быт по курганным раскопкам. М., 1872, стр. 29, 62, 74, 97; А. Савельев. Заметки о символических вещах, находимых в древних могилах. - Сборник Археологического института, кн. IV, СПб., 1886, стр. 1-4; Н. Е. Бранденбург. Курганы южного Приладожья. - Материалы по археологии России, № 18, СПб., 1895, стр. 44-48 и др.; Д. Н. Анучин. 1) О христианских крестах и образках в могилах средней и западной России. - Труды X археологического съезда в Риге, 1896, т. III, М., 1900, Протоколы, стр. 85-88; 2) О культуре костромских курганов и особенно о находимых в них украшениях и религиозных символах. - Материалы по археологии восточных губерний, т. III, М., 1899, стр. 237-259; А. Балов. Следы языческого культа в русских домашних украшениях. - Русский вестник, т. 304, июль, СПб., 1906, стр. 96-107; А. П. Колмогоров. Тихвинские курганы. - Труды XV археологического съезда в Новгороде, 1911, т. 1, М., 1914, раздел I «Рефераты», стр. 424-425; П. Н. Третьяков. Костромские курганы. - Известия Государственной Академии истории материальной культуры, т. X, вып. 6-7, Л., 1931, стр. 15, 22, и др.
11. См.: Б. А. Рыбаков. Древние элементы в русском народном творчестве. - Советская этнография, М. - Л., 1948, № 1, стр. 100-106; Л. А. Динцес. Древние черты в русском народном творчестве. - История культуры древней Руси, т. II, Изд. АН СССР, М. - Л., 1951, стр. 465-491.
12. См.: И. И. Толстой. О русских амулетах, называемых змеевиками. - Записки Русского археологического общества, т. III, Новая серия, СПб., 1888, стр. 363-413; А. Орлов. Амулеты «змеевики» Исторического музея. - Отчеты ГИМ за 1916-1925 гг., М., 1926, Приложение V; В. Люсичевский. Некоторые змеевики в собрании Художественного отдела Государственного Русского музея. - Материалы по русскому искусству, т. I, Л., 1928, стр. 10-21; Л. А. Динцес. Изображение змееборца в русском народном шитье. - Советская этнография, М. - Л., 1948, № 4, стр. 36-53 и др.
13. См.: В. В. Гольмстен. Лунницы Российского исторического музея. - Отчет имп. Российского исторического музея в Москве за 1913 год, М., 1914, стр. 89-106.
14. См.: В. Л. Комарович. Культ Рода и Земли в княжеской среде XI-XIII вв. - ТОДРЛ, т. XVI, М. - Л., 1960, стр. 94-104.
15. См.: Е. В. Аничков. Язычество и древняя Русь, стр. 136, 369.
16. О культе Солнца в древней Руси см.: И. Срезневский. Об обожании Солнца у древних славян. - ЖМНП, ч. LI, СПб., 1846, стр. 36-60: А. Н. Афанасьев. Языческие предания об острове Буяне. - Временник ОИДР, кн. IX, М., 1851, стр. 1-3; А. Афанасьев. Поэтические воззрения славян на природу, т. I. М., 1865, стр. 64-70 и др.; А. С. Фаминцын. Божества древних славян, вып. I. СПб., 1884, стр. 148—330; А. Е. Богданович. Пережитки древнего миросозерцания у белоруссов. (Этнографический очерк). Гродно, 1895, стр. 80-126; Н. М. Гальковский. Борьба христианства с остатками язычества в древней Руси, т. I, стр. 25-27, 46-48; т. II, стр. 59-72; Ф. Д. Гуревич. Збручский идол. - Материалы и исследования по археологии СССР, № 6, Л., 1941, стр. 285; Н. Ф. Лавров. Религия и церковь. - История культуры древней Руси, т. II. М. - Л., 1951, гл. III, стр. 77-78; В. В. Седов. Древнерусское языческое святилище в Перыни. - КСИИМК, вып. L, М. - Л., 1953, стр. 93.
17. См.: Е. В. Аничков. Язычество и древняя Русь, стр. 292-294; Н. М. Гальковский. Борьба христианства с остатками язычества в древней Руси, т. I, стр. 47; т. II, стр. 32, 33, 48, 49, 59. 69; И. Срезневский. Исследования о языческом богослужении древних славян. СПб., 1849, стр. 19-23. (Отдельный оттиск статьи из «Отечественных записок»).
18 См.: РИБ, т. VI, стр. 7, 99, 385 и др.
19. См.: С. Руссов. Опыт об идолах, Владимиром в Киеве поставленных... - Сын отечества, ч. 98, № L, СПб., 1824, стр. 147-151; А. Балов. Следы языческого культа в русских народных домашних украшениях, стр. 97; Н. И. Привалов. Очерк славянской мифологии. Пгр., 1916, стр. 15-16; Н. М. Гальковский. Борьба христианства с остатками язычества в древней Руси, т. I, § 10 «Стрибог», стр. 30-34; Е. Г. Кагаров. Религия древних славян. М., 1918, стр. 30; Н. Ф. Лавров. Религия и церковь. - История культуры древней Руси, т. II, стр. 67.
20. Как отмечали исследователи, среди женщин пережитки язычества сохранились дольше (см.: Е. В. Аничков. Язычество и древняя Русь, стр. 279).
21. См.: А. Н. Пыпин. История русской литературы, т. I. Изд. 2-е, СПб., 1902, стр. 178.
22. См.: Митрополит Иларион. Слово о законе
и благодати. - Чтения в ОИДР, № 7, М., 1848, раздел II, стр. 31.
Источник текста - Фундаментальная электронная библиотека "Русская литература и фольклор".