О. А. Савельева
ПЛАЧ АДАМА В «МОЛЕНИИ» ДАНИИЛА ЗАТОЧНИКА
(Локальные традиции в народной культуре Русского Севера. - Петрозаводск, 2003. - С. 373-375)
Литература
1. Адрианова-Перетц В.П. Очерки поэтического стиля Древней Руси. М.; Л. 1947. С. 159-160. Будде Е. Новый вариант народного стиха «Плач Адама» // Русский филологический вестник. 1892, кн. 2. С. 288-299. Буслаев Ф.И. Историческая хрестоматия церковнославянского и древнерусского языков. М., 1861. С. 640. Галахов А. История русской словесности, древней и новой. Изд. 2-е. Т. 1. СПб., 1880. С. 197. Тарановский Кирилл. Формы общеславянского и церковнославянского стиха в древнерусской литературе XI-XIII вв. // American Contribution to the Sixth International Congress of Slavists. Hague; Paris, 1968. V. 1, pp . 337-394. P. 391.
2. Савельева О.А. Книжные плачи в древнерусской литературе. Дисс. на соискание уч. степ. канд. филологич. наук. Новосибирск, 1994. С. 155-157.
3. Титова Л.В. Беседа отца с сыном о женской злобе. Новосибирск, 1987. С. 116-120.
4. Соколова Л.В. К характеристике “Слова” Даниила Заточника // ТОДРЛ. Т. 46. СПб., 1993. С. 229-255.
5. Соколова Л.В. К характеристике “Слова”… С. 229-248. Точки зрения на то, что Даниил Заточник является автором двух разных произведений, очень близких друг другу по тексту (“Моления” и “Слова”), придерживался Д.С. Лихачёв (Словарь книжников и книжности Древней Руси, XI - первая половина XIV в. Л., 1987. С. 112). Какое из этих произведений считать старшим - неясно. В дальнейшем все цитаты из “Слова” приводятся по публикации Л.В. Соколовой, с указанием строф и строк в строфах, выделенных исследовательницей, с заменой “ятей” на “е” и с изъятием конечных “ъ”.
6. Не только читателю, но и любому, даже неграмотному, христианину, исправно посещавшему церковь, поскольку изгнанию Адама из рая и его плачу посвящена целая утренняя служба Сырного воскресенья (во времена Даниила Заточника . вечерняя служба Сырной субботы). Разумеется, адресат послания относился к этой категории заведомо не относился.
7. Нищета, в которой пребывает Даниил . не просто область “не-жизни”, но область “дьявольского”. Строфа XI , построенная на использовании образов гибнущих животных (в результате охоты человека или хищников), имеет и ассоциативный подтекст: тенёта - не только охотничье приспособление, но и дьявольские сети, лев, пожирающий овцу - дьявол, уподобляемый «льву рыкающему».
8. Первые сутки Адама и Евы на земле, достаточно подробно описанные в апокрифическом сказании “Исповедание Евгино”, можно рассматривать как своего рода инициацию, символическую смерть - с чувством голода, с тьмою, которая пугает Адама - противопоставленную вечной жизни в утраченном раю.
9. О принципиальной «хтонической уязвимости» женщин подробнее см.: Савельева О.А. Мифология пола и традиционная культура (к постановке проблемы) // Концепция человека в современной философской и психологической мысли. Новосибирск, 2001. С. 22-38. Поэтому утверждение Д.С. Лихачёва о том, что смех над жёнами - разновидность наиболее распространённого в Средние века смеха, нуждается в дополнении.