А. Ю. Братухин
ТЕРТУЛЛИАН И КЛИМЕНТ АЛЕКСАНДРИЙСКИЙ
(Индоевропейское языкознание и классическая филология - IX. Материалы чтений, посвященных памяти профессора И. М. Тронского. - СПб., 2005. - С. 39-46)
«В самом деле, место не делает из жертвы убийства жертвенное животное.
Если кто-нибудь Артемиде и Зевсу на жертвеннике, в священном месте,
а не на большой дороге Гневу и Сребролюбию, другим похожим на этих демонам,
заколет человека, объявив его жертвенным животным, - не священнодействие
такая жертва, но душегубство и человекоубийство» |
«Различие мест, думаю, приводит к тому, что вы считаете богами благодаря
храмам тех, которых в другом месте богами не называете; что по-иному
вам кажется безумствующим тот, кто носится по священным башням, по-иному
тот, кто прыгает по соседним крышам; что иная сила объявляется в том,
кто рассекает половые органы или руки, иная в том, кто рассекает себе
горло. Одинаков итог безумия и одна побуждающая причина» (Apol. 23,
3). Ср.: "<…> относительно детоубийства нет отличия, совершается
ли оно в таинствах или произвольно <…> |
«<…> подданный Адмета увеличивает империю для римских граждан
и одновременно подводит своего достойного почитателя Креза, обманывая
его двусмысленным предсказанием» (Ad nat. II 17, 9). |
«С какой изобретательностью демоны в оракулах подгоняют двусмысленность
<ответа> к результату, знают Крезы, знают Пирры» (Apol. 22, 10). |
Литература
1. См.: Hagendahl H. Von Tertullian zu Cassiodor. Die profane literarische Tradition in dem lateinischen christlichen Schrifttum // Studia Graeca et Latina Gothoburgensia. 1983. Vol. 44. Р. 22.
2. Ср.: Jung J. Zu Tertullians auswartigen Beziehungen // Wiener Studien. Zeitschrift fur classische Philologie. Vol. 13. Heft. 2. 1891. P. 241.
3. Ср.: Borleffs J. W. Ph. De Tertulliano et Minucio Felice. Groningae, 1926. P. 6-9.
6. Borleffs. Op. cit. P. 9-10. Согласно Т. Д. Барнесу, «Апологетик» был написан осенью 197 года или некоторое время спустя (Barnes T.D. Tertullian: a historical and literary study. 2nd edition. Oxford, 1985. Р. 34).
8. Frend W. H. C. Martyrdom and persecution in the early Church. Oxford, 1965. P. 285.
9. Ср.: Большаков А.П. Раннехристианские апологии: происхождение и содержание // Древний Восток и античный мир. Труды кафедры истории Древнего мира исторического факультета МГУ. Вып. 5. М., 2002. С. 154-156.
10. Ср.: Agahd R. M. Terenti Varronis Antiquitatum rerum divinarum libri I XIV XV XVI / Praemissae sunt quaestiones Varronianae auctore R. Agahd. Lipsiae, 1898. P. 44-45.
11. Monceaux P. Histoire litteraire de l’Afrique chretienne. T. 1: Tertullien et les origines. Paris, 1901. P. 221.
12. В другом месте Климент приводит еще два варианта мифа о Сараписе. (Строматы, I 21, 106, 4-6; ср.: Августин. О граде Божием, XVIII 5).
13. Levy I. Sarapis // Revue de l'histoire des religions. 1909. T. 60. P. 297. n.1. Ср.: Vermander J.-M. La polemique de Tertullien contre les dieux du paganisme // Revue des sciences religieuses. 1979. T. 53. P. 118. n. 38. Pepin J. Christianisme et mythologie. Jugements chretiens sur les analogies du paganisme et du christianisme // Pepin J. De la philosophie ancienne a la theologie patristique. Variorum reprints. London, 1986. VIII. P. 30.
14. Barnes T. D. Op. cit. Р. 105.
15. Barnes T. D. Op. cit. 1985. P. 107.
Источник текста - сайт Института лингвистических исследований.