Г. Н. Ермоленко
ПАСТОРАЛЬНЫЕ МОТИВЫ В ТВОРЧЕСТВЕ Ж. ДЕ ЛАФОНТЕНА
(Миф - Пастораль - Утопия. Литература в системе культуры: материалы научного межрегионального семинара. - М., 1998. - С. 24-35)
Литература
1. Levrault L. Le genre pastoral. P., 1914. P. 95.
2. Ср. в балладе о любовных романах:
Non que monsieur d’Urfe n’ait fait une oeuvre exquise:
Etant petit garcon je lisais son roman,
Et je le lis encore ayant la barbe grise (La Fontaine. Oeuvres completes.
P., 1965. P. 191).
В послании Юэ:
La France a la satire et le double theatre
Des bergeres d’Urfe chacun est idolatre (Ibid. P. 493).
3. Ю. Гримм, например, считает, что лаконичная форма поэмы является результатом иронического дистанцирования Лафонтена от поэмы Марино, громоздкость которой французский поэт не приемлет (Grimm J. L’Adone de Marino et l’Adonis de La Fontaine // Grimm J. Le “dire sans dire” et le dit: Etudes lafontainiennes II. P., Seattle-Tubingen, 1996. P. 8).
4. Как показывает А.В. Эттин на примере произведений Феокрита, Вергилия и Овидия, в пасторали смерть лишь свидетельство торжества жизни, лишь звено в ее непрерывной цепи, смерть дает повод увековечить память о герое, иронически оттеняет относительность ценности человеческой жизни на фоне вечной природы (Ettin A.V. Literature and the Pastoral. New Haven, London, 1984. P. 118-119).
5. Жан де Лафонтен. Любовь Психеи и Купидона. М.-Л., 1964. С. 58.
6. Понятие «трогательного» существовало в трагедии второй половины XVII в., оно упоминается, например, в предисловии Расина к трагедии «Тит и Береника» (1671), однако наряду с этим драматург требовал, чтобы в трагедии изображались «сильные страсти», «актеры выступали в ролях героических», изображались поступки, свидетельствующие о «величии душ персонажей», а «печаль была торжественной».
7. Литературные манифесты западноевропейских классицистов. М., 1980. С. 434.
8. Lanson G. Le role de l’experience dans la formation de la philosophie du XVII s. En France // Essais de methode, de critique et d’histoire litteraire. P., 1965. P. 310-312.
9. В сюжете Лафонтен контаминирует подробности романа д’Юфре и пасторали Тассо «Аминта». Центральная сцена происходит у фонтана любви, куда приходят Астрея и Селадон. У д’Юрфе это испытание Селадона. Астрея считает, что он изменил любви, за что дикие звери должны растерзать его, но при виде верного влюбленного они превращаются в каменные изваяния. У Тассо заимствуется деталь, позволяющая трагически заострить эпизод. Селадон видит окровавленное покрывало Астреи, думает, что ее растерзали дикие звери, и бросается в пропасть. Если у Тассо смерть влюбленного была мнимой, он ожил под ласками своей пастушки Сильвии, то Селадон и Астрея гибнут, а затем воскресают по воле богов. В самой смерти героев нет идеи примирения. Антиномия любви и смерти приобретает черты трагического конфликта.
Источник текста - Французская литература XVII-XVIII вв. Сайт Натальи Пахсарьян.