М. Л. Гаспаров
ПОЭТ И ПОЭЗИЯ В РИМСКОЙ КУЛЬТУРЕ
(Гаспаров М. Л. Избранные труды. Т. I. О поэтах. - М.,1997. - С. 49-80)
1
2
3
4
5
Литература
1. Различным аспектам такого своеобразия римской поэзии посвящена большая книга: Williams G. Tradition and originality in Roman poetry. Oxford, 1968 - интересное, хотя несколько хаотичное собрание интерпретаций стихотворений и отрывков римских поэтов I в. до н. э.; к нашей теме ближе всего относится гл. 2 - The poet and the community. Ср. как бы дополнение к этой книге: Williams G. Change and Roman literature in the early Empire. Berkeley, 1978.
2. Ср.: Reich H. Der Mimus. В., 1903, Bd. I-II - сочинение, фантастическое в подробностях, но до сих пор интересное в общих чертах: мощь того низового пласта словесности, к которому принадлежал мим, показана здесь хорошо.
3. О социальной роли античной школы см. классическую работу: Marrou H. I. L'histoire de l'education dans l'antiquite. P., 1948.
4. Об этом основоположном для нашей темы понятии см.: Andrej. L'otium dans la vie romaine. P., 1966; здесь прослеживается его история с древнейших времен до эпохи Августа.
5. "Римские вожди приобретали превосходство уже тем, что они умели говорить по-гречески и думать по-гречески, тогда как греческим вождям нужны были переводчики, чтобы понимать по латыни... Овладение иностранным языком означало победу римской власти. Даже Полибий и Посидоний не понимали этого и искали объяснения римских успехов в древних римских доблестях" (Momigliano A. Alien wisdom: the limits of hellenization. Cambridge, 1975, p. 38-39; здесь же большая библиография прежней литературы о греческом влиянии в Риме).
6. Эллинистическая выучка Энния - тема, все больше раскрываемая филологией XX в. Ср., например, главу "Энниевская традиция" в кн.: Newman J.K. Augustus and the new poetry. Bruxelles, 1967.
7. Так потом в эпоху романтизма иногда искусственно создавалась даже "народная классика", например в "Краледворской рукописи" или в "Калевипоэге" Крейцвальда.
8. Подавляющая часть римской поэзии, особенно ранней, до нас дошла лишь в упоминаниях и фрагментах (впервые научно изданных Э. Беренсом: Fragmenta Poetarum Romanoram. Lipsiae, 1886); без них нельзя представить подлинной картины римской литературы. Ср.: Bardon H. La litterature latine inconnue. P., 1952-1956, I-II.
9. Ср.: Аверинцев С. С. Римский этап античной литературы. - В кн.: Поэтика древнеримской литературы. М., 1989.
10. Было бы любопытно узнать, не намечалось ли здесь расхождение между литераторской драматургией" и "актерской драматургией", не раз возникавшие в других театральных культурах, например в английской елизаветинской драме; общее впечатление говорит за это, но, конечно, достаточными сведениями мы не располагаем.
11. О римской публике трех эпох (Республика, время Августа, Ранняя Империя), театральной и литературной, см.: Guillemin A. M. Le public et la vie litteraire a Rome. P., 1937.
12. См.: Kroll W. Studien zum Verständnis
der romischen Literatur. Stuttgart, 1924, Кар. 4; Williams G. Tradition and
originality..., ch. 9. Moralizing and poetry.
13. Как известно, этот аспект усиленно подчеркивался советскими теоретиками в пору опытов театрального обновления 1920-х годов. См.: Гвоздев А. А. История европейского театра: Античный театр, театр эпохи феодализма. М. - Л., 1931.
14. История самоощущения римских поэтов и отношения поэта к обществу - главный предмет классической статьи: Klingner F. Dichter und Dichtkunst in alten Rom. - In: Klingner F. Romische Geisteswelt. 3. Aufl. Munchen, 1956, S. 142-172. Вторая сторона темы, отношение общества к поэту, прослеживается Клингнером более бегло
15. Основополагающими трудами о книге в античной жизни остаются: Bin Th. Das antike Buchwesen in seinem Verhaltnis zur Literatur. В., 1882; ср.: Борухович В. Г. В мире античных свитков. Саратов, 1976. Гл. 10.
16. Эллинистическое происхождение римской сатиры (вопреки знаменитым квинтилиановским словам satura tota nostra est) общепризнано после работы. Puelma Piwonka M. Lucilius und Kallimachos. Frankfurt a. M., 1949.
17. Эта резкая разница поэтики "полиметрического" и "эпиграмматического" Катулла все больше проясняется после работы: Weinreich О. Die Distichen des Catull. Tubingen, 1926.
18. См.: Ross D. О. Backgrounds to Augustan poetry: Gallus, elegy and Rome. Cambridge, 1975, р. 6.
19. Ученым XIX в. всадническое положение Луцилия казалось само собой разумеющимся; что за ним стоял сознательный жизненный выбор, напоминает: Williams G. Tradition and origitality..., p. 449-452.
20. О публике и общественной роли риторических школ см.: Bornecque H. Les declamations el les declamateurs d'apres Seneque le pere. Lille, 1902.
21. См.: La Penna A. Orazio e I'ideologia del principato. Torino, 1963, p. 148-162. He лишена интереса и старая работа: Благовещенский Н. М. Гораций и его время. СПб., 1864, гл. 7. О литературных партиях в Риме Августова века.
22. См.: Kroll W. Studien zum Verständnis..., Кар. 2-6; Madyda L. De arte poetica post Aristotelem exculta quacstiones selectae. Cracoviae, 1948.
23. Это - тема центральной главы в книге: Newman J. К. Augustus and the new poetry, ch. 4. The concept of vates.
24. К сожалению, эта важнейшая для социальной истории римской поэзии фигура не исследована удовлетворительно ни в популярной брошюре: Fougnies A. Месёnе. Bruxelles, 1947, ни в отвлеченных психологических реконструкциях: Andrej. M. Месёnе. Р., 1967.
25. См.: Wimmel W. Kallimachos in Rom. Wiesbaden, 1960; Williams G. Tradition and originality..., p. 102, 557.