Вяч. Вс. Иванов
АНТИЧНОЕ ПЕРЕОСМЫСЛЕНИЕ АРХАИЧЕСКИХ МИФОВ
(Жизнь мифа в античности. Материалы научной конференции "Випперовские чтения - 1985" (выпуск XVIII). - Ч. 1. - М., 1985. - C. 9-26 )
Литература
1. Зайцев А.И. Культурный переворот в Древней Греции VIII-V вв. до н.э. Л., 1985, с.94.
2. Greenhalgh P.A.L. Early Creek Warfare: Horsemen and Chariots in the Homeric and Archaic Ages. Cambridge, 1973, cp. peцензию: Snodgrass A.M. - The Journal of Hellenic Studies, 1974, vol. XCIV, p.225-226; Hill D.K. Chariots of Early Greece. - Hesperia, vol. XLI, 1974, №4, p.441-446.
3. Piggott S. The First Wagons and Carts; Twenty-Five Years Later. - In: University of london Bulletin of the Institute of Archaeology, № 16. 1979: London, 1979, p. 11; Hausler A. Zur altesten Geschichte von Rad und Wagen in nordpontischen Raum. - In: Ethnologie und Geschichte fur K. Jettmar. Wiesbaden, 1983, S. 222-233.
4. Schmitt E. Dichtung und Dichtersprache in indogermanischer Zeit. Wiesbaden, 1967, S. 166-168; Гамкрелидзе Т.В., Иванов Вяч. Вс. Индоевропейский язык и индоевропейцы, т. 2. Тбилиси, 1984, с. 720-721, ср. уже: Потебня А.А. О некоторых символах в славянской народной поэзии. Харьков, 1914, с. 164 и далее.
5. Кейпер Ф.Б.Я. Труды по ведийской мифологии. М., 1986, с. 49. К общей проблеме соревновательности в ведийских мифах ср.: Johnson W. On the Rigvedic Hiddle of the Two Birds in the Fig Tree (RV.I. 164, 20.22) and the Discovery of the Vedic Speculative Symposium. - Journal of the American Oriental Society, 1976, vol. 96, № 2, p. 248-258 (там же ср. о Греции).
6. Иванов Вяч. Вс. Об отношении хаттского языка к северозападнокавказским. - В кн.: Древняя Анатолия, М., 1985, с.47 и 53 (примеч. 17); Его же. К проблеме соотношения древнегреческой и хаттской традиций. - В кн.: Славянское и балканское языкознание. Проблема языковых контактов. М., 1983, с. 59-60.
7. Dicks D.K. Early Greek: Astronomy to Aristotle. Bristol, 1970, P. 32; Романский И.Д. Развитие естествознания в эпоху античности. Ранняя греческая наука "о природе". М., 1979, с. 132, 232 (примеч. 12), 248; Его же. Анаксагор. У истоков античной науки. М., 1972, с. 100; Lanza D. Anassagora. Testimonianze e fragmenti. Pirenze, 1966, p. 60-61.
8. Lebedev A. The Cosmos as a Stadium: Agonistic Metaphors in Heraclitus' Cosmology. - Phronesis, 1985, vol. XXX, № 2, p. 131-150.
9. Rubtsov V.V. Beyond the Sirius lore. - Ancient Skies, 1985, vol. 12, № 4.
10. Pisani V. Due comparazioni indo-latine. - Rivista degli studi orientali, v. ХХХII, p. 765-768; Гамкрелидзе Т.В., Иванов Вяч. Вс. Указ.соч., т. II, с. 591, прим. 2.
11. Hocart A.M. Kingship. Oxford, 1969 (2 ed.), p. 79; 1970 (2 ed.), p. 158.
12. Heesterman J.C. The Ancient Indian Royal Consecration. The Hague - Paris, 1957, p. 143; Crevatin F. Osservazioni sulla societa Indiana d'eta vedica. - In: Incontri Linguistici, 8 (1982-1983). Pisa, 1984, p. 11-12 (ср. в этой статье о соревновательности в древнеиндийских ритуалах и в целом об этой этнологической проблеме).
13. Indogermanische Dichtersprache. Hrsg. von Schmitt K. Darmstadt, 1968; Campanile E. Ricerche di cultura poetica indoeuropea. Pisa, 1977.
14. Crevatin F. Ricerche di antichita indeuropee. Trieste, 1979. Ср. также: Париханян А.Г. Общество и право Ирана в парфянский и сасанидский периоды. М., 1983.
15. Porzig W. Das Ratsel der Sphinx. - Indogermanische Dichtersprache. Hrsg. von Schmitt R. Darmstatt, 1968, S. 172-176.
16. Гамкрелидзе Т.В., Иванов Вяч. Вс. Ук.соч., с. 774.
17. Watkins C. NAM.RA GUD UDU in Hittite. - In: Indo-European Studies. Ed. by C.Watkins. Cambridge, Mass, 1975, p. 489-503.
18. Windekens Van A.J. Le tokharien confronte avec les autres langues indo-europeennes, vol. 1. Louvain, 1976, p. 37.
19. Sieg E., Siegling E. Tocharische Sprachreste. Sprache B. H. 2, Pragmente № 71-633. Aus dem Nachlass. Hrsg. von W. Thomas Gottingen, 1953, S. 314 (Anm. 14); Winter W. Die Vertretung indogermanischer Dentale im Tocharischen. - Indogermanische Forschungen, 1962, Bd. 67, H. I, S. 29.
20. Иванов Вяч. Вс. Индоевропейские этимологии. 4. Индоевропейские сложения типа числительное + pod "нога". - В кн.: Этимология, 1983. М., 1985, с. 163-164.
21. Dumezil G. La religion romaine archaique. Paris, 1966, p. 334.
22. Гамкрелидзе Т.В., Иванов Вяч. Вс. Ук. соч., т. II, с. 572.
23. Scharfe H. Oxen with Men's Feet. - The Journal of Indo-European Studies, 1978, vol. 6, № 3/4, p. 211-224.
24. Segal C. The Music of the Sphinx. - In: Contemporary Literary Hermeneutics and Interpretation of Classical Texts. Ottawa, 1981, p. 151-163. К этимологии числительного ср.: Sihler A. Proto-Indo-European si nH-'pair'. - Journal of the Indo-European Studies, vol. 1, 1973, № I, p. 111-113.
25. Kramer S.N. Sumerian Mythology. A Study of Spiritual and Literary Achievement in the third millenium B.C. New York, 1961 (rev. ed.), р. 107, см. фотографию таблички (29.16.422, коллекция Ниппура в Чикагском собрании) на фронтисписе книги.
26. Pucci P. Hesiod and the Language of Poetry. Baltimore - London, 1977, p. 82-126
27. Palmer L.R. The Indo-European Origin of Greek Justice - In: Transactions of the Philological Society, London, 1950.
28. Cp.: Frisk H. Wahrheit und Luge in den Indogermanischenen Sprachen. - In: Frisk H. Kleine Schriften zur indogermanischen Sprachen. Stockholm, 1966, S. 3-31; Levet J.-P. Le vrai et le faux dans la pensee grecque archaique, etude de vocabulaire, I. Presentation generale. Le vrai et le faux dans les epopees homeriques (Collection d'etudes anciennes). Paris, 1976.
29. Vernant J.-P. Le mythe hesiodique des races. Essai d'analyse structurale. - Revue d'histoire des religions, 1I960, t. 157, p. 21-56; Idem. Le mythe hesiodique des races. Sur un essai de rnise au point. - Revue de phllologie, ser. 3, 1966, t. 40, p. 247-276; Idem. Mythe et pensee ohez les grecs. Paris, 1971; Рожанский И.Д. Ук.соч., с. 133-136.
30. Neu E. Althethitische Ritualtexte in Umschrift (Studien zu den Bogazkoy-Texten, Heft 25). Wiesbaden, 1980, S. 52-57; cp.: Siegelova J. Gewinnung und Verarbeitung von Eisen im Hethitischen Reich im 2. Jahrtausend v.u.Z. 1984, S. 155. N° 6; Ардзинба В.Г. Ритуалы и мифы Древней Анатолии. М., 1982, с. 120.
31. Иванов Вяч. Вс. История славянских и балканских названий металлов. М., 1983 , с. 40-43, 88-99 (с подробной библиографией).
32. Fontenrose J. Work, Justice, and Hesiod's Five Ages-Classical Philology, 1974, vol. 69, p. 1 f. (ср. об индо-Иранских параллелях на стр. 2); Pucci P. Levi-Strauss and the Classical Culture. - Arethusa, 1971, vol. 4, p. 103-117.
33. Rosenmeyer T.Q. Hesiod and Historiography, 1957. - HERMES, vol. 85, p. 257 ff.
34. Vian F. рец. на: J. Rudhardt. Le theme de l'eau primordiale dans la mythologie grec - Revue de phllologie, de litterature et d'histoire ancienne, 1972, t. XIVI, f. 2, p. 285. Ср. о греч. τηθύς и угарит. Tamtu: Szemerenyi O. The Origins of the Greek lexikon. Ex Oriente lux. - The Journal of Hellenic Studies, 1974, vol. XCIV, p. 150.
35. West M.L. Hesiod. Theogony. Oxford, 1966, 301; Vernant J.-P. Metis et les mythes de souverainete. - Revue de l'histoire des religions, 1971, t. CLXXX, № 1, p. 39; № 6.
36. Guterbock H.G. Kumarbi. Mythen vom churritischen Kronos am den hethischen Fragmenten zusammengessellt, ubersetzt und erklart (Istanbuler Schriften, № 16), Zurich, 1946; Heubeck A. Mythologische Vorstellungen des alten Orients im archaischer Griechentum. - Gymnasium, 1955, Bd. 62; Lesky A. Zum hethitischen und griechischen Mythos. - Eranos, 1954, Bd. 52; Idem. Griechischer Mythos und Vorderer Orient. - Saeculum, 1955, Bd. 6; Steiner G. Griechische und orientalische Mythen. - Antike und Abendland, 1957, Bd. 6; Walcot P. Hesiod and the Near East. Cardiff University of Wales, 1966. Ср. также из сближений с другими древневосточными теогониями: вавилонской (представляющей собой скорее Theogonie als phoinikische Kosmologie. Heidelberg, 1950; Lambert W.G. and Walcot P. A New Babylonian Theogony and Hesiod. - Kadmos, 1965, vol. 4, p. 64-72; Lambert W.G. Trees, Snakes and Gods in Ancient Syria and Anatolia. - Bulletin of the School for Oriental and African Studies, 1985, vol. XLVIII, pl. 3, p. 435-451 (О Кумарби и Тешубе - р. 443, 450)
37. West M.L. Early Greek Philosophy and the Orient. Oxford, 1971, p. 49. В свете хеттских параллелей (см.: Stefanini R. Рец. на: Hittite Dictionary. - Journal of Near Eastern Studies, 1983, vol. 42, № 3, p. 150), вероятно древневосточное происхождение и образа темной земли, который мог бы быть и общеиндоевропейским (ср. латышскую языковую параллель).
38. Ruster J.C. Interim Notes on the Papyrus from Derveni. - Harvard Studies in Classical Philology, 1985, vol. 89, p. 125, № 9. Хотя толкование соответствующего места из фрагмента Derveni вызывает сомнения, кажется вероятным интерпретировать греческий текст в соответствии с комментарием как перевод хет. LU = tar katta pasta 'он проглотил (его) мужественность = 'мужской детородный член' , что позволяет установить прямую связь между katta в хеттском подлиннике и κατὰ точно в той же позиции в греческом дословном переводе.
39. Popper K.R., Eccles J.C. The Self and its Brain. An Argument for Lnteractionism. New York, 1977.
40. Eisler R. Weltenmantel und Himmelszelt, 2 Bde. Munchen, 1910.
41. Popko M. Kultobjekte in der hethitischen Religion (nach keilschriftlichen Quellen). Warszawa, 1978.
42. Shileiko W.K. Ein Omentext Sargons von Akkad und sein Nachklang bei romischen Dichtern. - In: Archiv fur Orientforschung, 1929, Bd. V. Heft 5-6. Berlin, 1929, S. 214-218; русские черновые наброски к статье и транслитерации некоторых других гепатоскопических гаданий хранятся в архиве Государственного музея изобразительных искусств им. А.С. Пушкина, фонд 5, коллекция 20.1
43. Пропп В.Я. Эдип в свете фольклора. - В кн.: Пропп В.Я. Фольклор и действительность. М., 1976.
44. Табличка 7 (инв. № 1/2 б 1660), строка 6, см. Савельев Ю.А. Вавилонские тексты предзнаменований (omina) в собрании ГМИИ им.А.С.Пушкина. - В кн.: Тезисы докладов научных сессий, посвященных итогам работы Государственного музея изобразительных искусств им.А.С.Пушкина за 1983 год, М., 1985, с. 13. Именно с этой строкой в вавилонском предсказании Шилейко сопоставлял внешне сходные латинские тексты Лукана и Сенеки. В качестве параллели к "Семеро против Фив" Шилейко цитировал и кутейскую легенду "Семеро братьев-царей сияли красою" в его переводе, сохранившемся в архиве ГМИИ им.А.С. Пушкина, ф. 5, колл. 20, 7).
45. Ferron J. Un traite d'alliance entre
Caere et Carthage contemporain des derniers temps de la royaute etrusque a
Rome ou l'evenement commemore par le quasi-bilingue de Pyrgi. - In: Aufstieg
und Niedergang der Romiechen Welt, Hrsg. H. Temporini. Bd. I; Von den Anfangen
Roms bis zum Ausgang des Republik. Berlin, 1973.
Источник текста - Библиотека Якова Кротова.