Н. Т. Пахсарьян
ЧИТАТЕЛЬ И ПИСАТЕЛЬ ВО ФРАНЦУЗСКОМ РОМАНЕ-ФЕЛЬЕТОНЕ XIX ВЕКА
(Филология в системе современного университетского образования. Материалы межвузовской научной конференции. 22-23 июня 2004 года. - Вып. 7. - М., 2004. - С. 12-17)
Литература
1. См., напр.: Guise R. Le roman-feuilleton, 1830-1848: La naissance d’un genre. Lille, 1985; Dumasy L. La Vielle fille ou la science des mythes en roman-feuilleton// L’Annee Balzasienne. P., 1988; La Querelle du roman-feuilleton. Littérature, presse et politique, un débat précurseur (1836-1848). Grenoble, 1999 ; Benassi S. Séries et feuilletons. Liege, 2000; Adamowicz-Hariasz M. Le juif errant d’Eugene Sue: Du roman-feuilleton au roman populaire. Lesiston, 2001; Lukacher M. Grandeur et servitudes du roman-feuilleton: Consuelo // L’écriture sandienne: pratiques et imaginaires. Colloque. 1-8 juillet 2004. Centre international de Cérisy-la-Salle.
2. Thérenty M.-E. Mosaiques. Etre écrivain entre presse et roman. P., 2003.
3. Azoumaye Jean-Claude. Le roman-feuilleton // Dictionnaire International des Termes Litteraires, 7 juillet 2003.
4. Therenty M.-E. Contagions: fiction et fictionalisation dans le journal autour de 1830 // Fabula.Org <http://www.fabula.org/>
5. См., напр.: «Романные ожидания каждого читателя базируются на совокупности прочитанных последним книг» (Andreeva-Tintignac H. L’écriture romanesque de Patrick Modiano ou la frustration d’attentre romanesque. 31 janvier 2003).
6. Нестеров А.Ю. Проблема пространственного моделирования символической целостности эстетического объекта // Нестеров А.Ю. Литературный текст, читатель и символ: проблема символического моделирования эстетического объекта. Самара: Самарский университет, 2002.
7. Couégnas D. Fictions. Enigmes. Images. Limoges, 2001.
8. См.: Puccini-Delbey G. Présence-Absence de la figure du Lector dans les romans latins de l’époque impériale // Cahiers de Narratologie. Nice, 2003. № 11.
9. Poétique. P., 2001. Novembre. № 128.
10. Характерно, что Ж. Женетт приводит в качестве примеров нарративного металепсиса (т.е. нарушения последовательности повествования, перехода с одного уровня на другой, игры двойной темпоральностью) равно Стерна (который доводит этот прием «до обращения к читателю с просьбой вмешаться в действие, закрыть дверь или помочь господину Шенди добраться до постели») - и Бальзака (пишущего в «Утраченных иллюзиях» «Покамест почтенный пастырь поднимается по ангулемским склонам, небесполезно объяснить…»). А ведь в первом случае персонаж-нарратор (не автор) обращается к читателю, а во втором автор-нарратор определяет последовательность собственных нарративных действий (Женетт Ж. Фигуры. М., 1998. Т. 2. С.244-245).
11. Т. Шуерзеген некогда обратил внимание на то, что Бальзак, точнее его повествователь, не стремится дать портрет реального читателя (Schuerzegen T. Réflexions sur le narrataire // Poétique. 1987. N 70). Более подробно анализирует «безличность» обращений к читателю у Бальзака О. Дерюэль (Deruelle A. Les adresses au lectuer chez Balzac // Cahiers de Narratologie. Nice, 2003. № 11).
Источник текста - Французская литература XVII-XVIII вв. Сайт Натальи Пахсарьян.