Н. Т. Пахсарьян
ОБ ОДНОМ ИЗ ПРЕДШЕСТВЕННИКОВ ПРУСТА В ОБЛАСТИ ПОВЕСТВОВАНИЯ
(Вестник университета Российской Академии образования. № 2 (24). - М., 2004. - С. 5-15.)
Примечания
1. Ревель Ж.-Ф. О Прусте. М., 1995. С.129 и далее.
2. Подробнее см.: Rogers B.G. Proust’s Narrative Technique. Geneva: Droz, 1965.
3. См. статью Ф. Бона в Интернете: Bon F. Quatre prefaces aux livres de Francois Rabelais. Paris: P.O.L., La Collection, 1992/1993.
4. Ср.: «Пруст не борется с Бальзаком, он стремится превзойти его, повести роман дальше» и т.д. (Painter G.D. Marcel Proust…).
5. См., напр.: Stewart Ph. Imitation and illusion in the French memoir-novel. New Haven - L., 1969. P. 248; Arland M. Introduction // Marivaux. Romans, recits, contes et nouvelles. P., 1979. P. XLIX; Proust J. L’objet et le texte. Geneve, 1980. P. 53.
6. Fleury J. Marivaux et marivaudage. P., 1881. P. 3.
7. См. об этом: Разумовская М.В. Становление нового романа во Франции и запрет на роман 1730-х годов. Л., 1981. - Гл. шестая. Мариво и Кребийон в 1730-х годах. Спор о романе.
8. Ср., например, один из самых хрестоматийных отзывов - отзыв Лагарпа: «Он (Мариво - Н.П.) обладает прискорбной слабостью топить в длинной болтовне то, что можно было бы сказать в двух строчках!..» (La Harpe. Le Lycee, ou Cours de litterature ancienne et moderne du XVIII siecle. P., 1799. P. 7).
9. Михайлов А.Д. Замечательный мастер любовно-психологического романа // Мариво. Жизнь Марианны., или Приключения графини де***. М., 1999. С. 22.
10. Краткая литературная энциклопедия: В 9 т. М., 1967. Т. 4. С. 612.
11. Le Robert pour tous. P., 1994. P. 700.
12. Барт Р. Мифологии. М., 1996. С. 133.
14. Deloffre F. Une preciosite nouvelle. Marivaux et marivaudage. P., 1971. P. 8.
15. Историю становления и изучения мариводажа см.: Terrase J. Le sens et les signes. Sherbrooke, 1986. P. 10-13.
16. См. об этом: Разумовская М.В. Указ.соч. С. 32-35.
17. Spacagna A. Entre le oui et le non. Berne - Frankfurt a/M, 1978. P. 1.
18. Подорога В. Выражение и смысл. М., 1995. С. 332.
19. См., например: Williams I. The idea of the novel in Europe. 1600-1900. L., 1979. P. 140.
20. Разумовская М.В. Указ.соч. С.100.
21. «Роман-дискурс» - определение, которое дает «Жизни Марианны» Г. Бенрекасса (BenreKassa G. Fables de la personne. P., 1985. P. 23). В данном случае «дискурс» понимается как особый тип текста-высказывания, как «текст, содержащий рассуждение, то есть текст, в котором фиксируется некоторый «ход мысли» (Ишмуратов А.Т. Логико-когнитивный анализ онтологии дискурса // Рациональность и семиотика дискурса. Киев, 1994. С. 171).
22. См. об этом: Rousset J. Leurs yeux se rencontrent. P., 1981. P. 115. Причем, Н. Саррот и другие «новые романисты», как известно, ощущали свое совпадение и с манерой Пруста (см. об этом: Андреев Л.Г. Марсель Пруст. М., 1968. С. 4-5).
23. Именно в этом отношении В. Милн считает Мариво наиболее явным предшественником Пруста (Mylne V. The Eighteenth century French Novel. Manchester, 1965. P. 108).
24. Мамардашвили М. Как я понимаю философию. М., 1992. С. 157.
25. Заслуги, или даже какие-либо попытки французских романистов XVII - XVIII веков сделать шаг в этом направлении настолько игнорируются нашими теоретиками жанра, что в утверждении, будто «первым проявлением «самосознания жанра» был роман Филдинга» (Рымарь Н.Т. Введение в теорию романа. Воронеж, 1989. С. 215) нет ничего удивительного. Ср. его, например, с концепцией перехода романа от XVII к XIX веку через исключительно английскую романистику XVIII столетия: Аверинцев С.С. и др. Категории поэтики в смене литературных эпох // Историческая поэтика. М., 1994. С.31.
26. Текст приводится по изд.: Marivaux. Oeuvres choisies. 2 vol. P.,1877. T. I. P. 1. Далее страницы указаны в скобках после цитаты.
27. Deloffre F. Introduction // Marivaux. Paysan parvenu. P., 1959. P. XXIV.
28. Таков подзаголовок второй части романа М. Алемана «Гусман де Альфараче».
29. О том что такая своеобразная замена фабулы дискурсом происходит в пьесах Мариво см.: Пави П.Словарь театра. М., 1991. С. 115.
30. Granderoute R. Le roman pedagogique de Fenelon a Rousseau. P., 1982. P. 510.
31. Ревель Ж.-Ф. Указ.соч. С. 44.
32. Rossbottom R.S. Marivaux’s novels. L., 1974. P. 52.
33. Spitzer L. A propos de la Vie de Marianne // Romanic Review. Vol. XLIV. 1953. April. P. 110.
34. Deloffre F. Op.cit. P. 449.
35. Забабурова Н.В. Французский психологический роман. Ростов н/Д, 1992. С. 52.
36. Рабинович В.Л. Человек в исповедальном жанре // О человеческом в человеке. М., 1991. С. 298.
37. См. у Хабермаса о том, что даже оправдательные исповеди являются «не наблюдениями над собой, но заинтересованными репрезентациями» (Хабермас Ю. Понятие индивидуальности // Там же. С. 200).
38. Так, Ф. Баргийе определяет «Жизнь Марианны» просто как эпистолярный роман (Bargillet F. Le roman au XVIII siecle. P., 1981. P. 49).
39. Didier B. La voix de Marianne. P., 1987. P. 35.
40. Ж.Фабр выделяет внешне-событийный, внутренне-эмоциональный и «мимический» уровни (Fabre J. Idees sur le roman. P., 1979. P. 190). Ж. Руссе говорит о «двойном» повествовательном регистре - истории Марианны в молодости и истории зрелой Марианны-рассказчицы (Rousset J. La structure du double registre // Rousset J. Forme et signification. P., 1975).
41. Делез Ж. Марсель Пруст и знаки. СПб., 1999. С. 45.
43. Ревель Ж.-Ф. Указ.соч. С. 22.
44. Женетт Ж. Фигуры: В 2 т. М., 1998. Т. 2. С. 45.
45. Rossbottom R.C. Op.cit. P. 225.
46. Яковлев А.А. Модель мистического познания и рефлексия // Заблуждающийся разум? М., 1990. С. 94.
47. Rousset J. Narcisse romancier. P., 1986. P. 103.
48. Пахсарьян Н.Т. Генезис, поэтика и жанровая система французского романа 1690-1760-х годов. Днепропетровск, 1996. С. 142.
49. Из многочисленной литературы по этому вопросу назову в качестве примера лишь одну: Morlet-Chantalat C. La Clelie de mademoiselle de Scudery. De l’epopee a la gazette: un discours feminin de la gloire. P., 1994.
50. Гинзбург Л.Я. О литературном герое. Л., 1979. С. 192. Ср. также у Ж.-Ф. Ревеля: «Да простят мне прустологи, я не делаю различия между «Прустом» и «Повествователем» (Указ.соч. С. 29).
53. Adam A., Lerminier G., Morot-Sir E. Litterature francaise. 2 vol. P., 1972. T. I. P. 198.
54. Андреев Л.Г. Жанр «романа-реки» во французской литературе // Зарубежная литература ХХ века. М., 1996. С. 118.
55. Подорога В. Феноменология тела. М., 1995. С. 225.
56. Мамардашвили М. Лекции о Прусте. М., 1995. С. 336.
57. Андреев Л.Г. Марсель Пруст. С. 83.
Источник текста - Французская литература XVII-XVIII вв. Сайт Натальи Пахсарьян.