С. Пискунова
ИСПАНСКОЕ ВОЗРОЖДЕНИЕ КАК КУЛЬТУРА ПЕРЕХОДНОГО ТИПА
(Вопросы литературы. - М., 1997, № 6)
Примечания
1. Так переводится испанский вариант названия трактата “Оружие христианского воина” (см. русский перевод в кн.: Эразм Роттердамский, Философские произведения, М., 1987).
2. При этом любопытно отметить, что становление принципиально новых эстетических тенденций в испанской литературе последних двух десятилетий XVI века было, напротив, плодом коллективных усилий, что вполне соответствует “массовидному” духу культуры Барокко: вспомним хотя бы севильскую школу поэзии, валенсийскую драматургию, коллективные сборники романсов, выходящие один за другим, анонимность ряда плутовских романов, отвечающих клишированному строю плутовского дискурса.
3. См.: J. B. Avalle-Arce, Dintorno de una epoca dorada, Madrid, 1978.
4. Об этом, верхнем, рубеже испанского Возрождения нам уже приходилось писать в статье: С.И. Пискунова. О хронологических границах XVII века в испанской литературе. - В сб.: “Литература в контексте культуры”, М., 1986.
5. См.: M. Fernandez Alvarez, La sociedad espanola del Renacimiento, Madrid, 1974.
6. См.: J.A. Maravalll, La diversificacion de modelos del Renacimiento: Renacimiento frances y Renacimiento espanol. - “Cuadernos hispanoamericanos”, 1982, № 390, а также его работы, собранные в кн.: J.A. Maravall, Estudios de historia del pensamiento espanol. Ser. 2. “La epoca del Renacimiento”, Madrid, 1984.
7. Cм., например, не утратившие до сих пор актуальности размышления Г. Шпета из “Эстетических фрагментов” в изд.: Г.Г. Шпет, Сочинения, М., 1989, с. 374-376.
8. Понятие “ментальность” (или его синоним “менталитет”) обычно понимается как целостная система социально-психологических и жизненно-практических мыслительных установок, базирующаяся на некоей картине мира и регулирующая деятельность социума, локализованного в конкретном времени и пространстве.
9. J.A. Maravall, La diversificacion de modelos del Renacimiento..., p. 554.
10. Досл.: “обновление человека внутреннего” (лат.).
11. J.A. Maravall, La diversificacion de modelos del Renacimiento..., p. 563.
12. J.A. Maravall, La diversificacion de modelos del Renacimiento..., p. 570.
14. См.: J.A. Maravall, La cultura del Barroco. Analisis de una estructura historica, Barcelona, 1975.
15. Помимо уже упоминавшегося Г. Шпета, здесь можно вспомнить и философию культуры Андрея Белого, и Н.А. Бердяева. Мы же сосредоточим внимание на современных подходах к решению проблемы.
16. Ю.Н. Давыдов, Культура - природа - традиция. - В кн.: “Традиция в истории культуры”, М., 1978, с. 48, 51.
17. Ю.Н. Давыдов, Культура - природа - традиция, с. 55.
18. В.С. Библер, Михаил Михайлович Бахтин, или Поэтика культуры, М., 1991, с. 150 и др.
19. Г.К. Косиков, Средние века и Ренессанс. Теоретические проблемы. - В кн.: “Методологические проблемы филологических наук. Литературоведение и фольклористика”, М., 1987, с. 230.
22. Г.К. Косиков, Средние века и Ренессанс. Теоретические проблемы, с. 221.
23. Такова, разделяемая нами, точка зрения Л.М. Баткина. См. его работу “Гуманисты. Стиль жизни и стиль мышления”, переизданную в кн.: Л.М. Баткин, Итальянское Возрождение. Проблемы и люди, М., 1995.
24. Ю.Н. Давыдов, Культура - природа - традиция, с. 52.
25. В.С. Библер, Михаил Михайлович Бахтин, или Поэтика культуры, с. 110.
26. М. Бахтин, Вопросы литературы и эстетики. Исследования разных лет, М., 1975, с. 25.
27. М.М. Бахтин, Эстетика словесного творчества, М., 1979, с. 331, 333.
28. Можно, конечно, возразить, что в искусстве и в литературе Нового времени, и особенно в постмодернизме, создаются произведения искусства, сориентированные на картину мира с человеком как опредмеченной и биологизированной особью, а то и вовсе без человека, мира без “планов” и без глубины, мира-плоскости, по которой недифференцированно кочуют и сталкиваются обломки старых культурных миров. Однако если такого рода “произведения искусства” (задуманные, впрочем, не как таковые, а как “дискурсы”, “инсталляции”, “хэппенинги” и т. п.) и могут производить впечатление “произведений искусства”, то лишь благодаря их контекстуальной включенности - на правах “антимиров” - в мир истинной культуры, их паразитированию на отрицаемых ценностях.
29. М. Бахтин, Проблемы поэтики Достоевского, изд. 3-е, М., 1972, с. 143.
30. См. ее капитальное исследование: J. Ferreras, Les dialogues espagnol du XVI-e siecle. L’expression litteraire d’une nouvelle conscience, tt. 1-2, Lille - Paris, 1985.
31. Г.К. Косиков, Средние века и Ренессанс. Теоретические проблемы, с. 240.
33. В.С. Библер, Михаил Михайлович Бахтин, или Поэтика культуры, с. 146.
35. См.: А.В. Ахутин, Открытие сознания (древнегреческая трагедия). - В кн.: “Человек и культура. Индивидуальность в истории культуры”, М., 1990, с. 6.
37. См.: В.С. Библер, Михаил Михайлович Бахтин, или Поэтика культуры, с. 149.
38. Л.М. Баткин, Итальянское Возрождение. Проблемы и люди, с. 32-33.
39. Л.М. Баткин, Итальянское Возрождение. Проблемы и люди, с. 187.
41. Отнюдь не исторического настоящего: известна ненависть многих гуманистов, начиная с Петрарки, ко времени, в котором им довелось жить. Вместе с тем на вершине Возрождения, в Золотой век флорентийского гуманизма сакрализация настоящего начала распространяться и на “свое время”, которое начало видеться реализацией мечты о Золотом веке.
42. В несколько ином повороте темы об этом писала И.Е. Данилова. “Для временнуй позиции человека Возрождения, - читаем в ее работе “О категории времени в живописи кватроченто”, - характерно повышенно интенсивное переживание не конца времени, а его начала. Не случайно из искусства кватроченто почти исчезает тема страшного суда... Осознание своего времени как начала, как точки отсчета, в которой начинается новое, определяет самосознание эпохи во всех областях духовной деятельности. Наше время, мое время, то настоящее, в котором живет каждый человек Возрождения, приобретает при этом небывалую значительность. Если средневековая икона - это разрыв человеческого времени, это окно в вечность, “праздник”, то ренессансная картина - это не столько “праздник”, сколько празднество, зрелище, и в этом смысле она вся в настоящем; зрелище, которое разворачивается на улице современного города, в современном интерьере, на фоне современной природы... Но настоящее Возрождение - это гипертрофированное настоящее, которое “свернуто заключает в себе все времена”... втягивает в себя и все прошлое, и все будущее... Ренессансное ощущение времени спрессовало в единый, трудно расчленимый образ все три временных слоя; мечтая о будущем, уже осуществленном в настоящем, люди Возрождения видели его в образах античного прошлого. И именно эта временнбя наполненность настоящего придавала ему черты вечности” (И.Е. Данилова, Искусство средних веков и Возрождения, М., 1984, с. 81, 83).
43. “В момент вершащего поворота, смыкания конца и начала, - пишет о трагедии Эсхила А. В. Ахутин, - герой как бы сталкивается с самим собой и вступает в неразрешимую распрю с собственным прошлым, - в распрю, которая не позволяет прошедшему пройти и держит его в поле навеки прозревшего сознания. “Здесь” и “теперь”, в этом навеки непреходящем “теперь” все времена предстают в своем нетекучем непреходящем виде, без будущего” (А.В. Ахутин, Открытие сознания (древнегреческая трагедия), с. 23).
44. Л.М. Баткин, Итальянское Возрождение в поисках индивидуальности, М., 1989, с. 209.
45. Поэтому Л.М. Баткин категорически отрицает возможность применять понятие “идея личности” для характеристики каких-либо культур доренессансного типа. Дополнительный аргумент: отсутствие самого концепта “идея личности” в этих культурах. Но здесь мы возвращаемся к спорам о том, можно ли описывать историческое, литературное и т.д. сознание прошлых эпох в терминах, в них отсутствующих. Мы придерживаемся утвердительного ответа на этот вопрос.
46. Л.М. Баткин, Итальянское Возрождение в поисках индивидуальности, с. 211, 210.
48. Это уже почти вопрос веры. В разграничении этих понятий совпадают как христианский, так и иудейский персонализм. “Личность, - пишет Мартин Бубер, который, на наш взгляд, видит вещи глубже русского историка-итальяниста, - осознает самое себя как участвующую в бытии, как сосуществующую, и через это - как существующую. Индивидуальность осознает самое себя как существующую так-и-не-иначе. Личность говорит: “Я есть”, индивидуальность - “Я такова”. “Познай самого себя” означает для личности: познай себя как бытие; для индивидуальности: познай свой способ бытия. Обособ-ляясь от других, индивидуальность удаляется от бытия. Этим вовсе несказано, что личность в каком-то смысле “отказывается” от своей особости, от инакости своего бытия; однако для нее это не определяет окончательную перспективу, а лишь необходимую и исполненную смысла форму бытия. Индивидуальность, напротив того, упивается своей особостью...” (М. Бубер, Я и Ты, М., 1992, с. 47-48).
49. См.: Л.М. Баткин, Итальянское Возрождение. Проблемы и люди, с. 35 и сл.
50. См.: A. Castro, De la edad conflictiva, Madrid, 1962.
51. Л.М. Баткин, Итальянское Возрождение. Проблемы и люди, с. 204.
52. Л.М. Баткин, Итальянское Возрождение в поисках индивидуальности, с. 228.
53. Мистического “тела Христова” в эразмистской огласовке. См. об этом в нашей ст. “Истоки и смысл смеха Сервантеса”. - “Вопросы литературы”, 1995, вып. II.