Ю. А. Стасюк
ПРЕОДОЛЕНИЕ СУДЬБЫ В "УТЕШЕНИИ ФИЛОСОФИИ" БОЭЦИЯ
(Наука. Университет. Материалы второй научной конференции. - Новосибирск, 2001. - С. 115-119)
Литература
1. Боэций. "Утешение Философией" и другие трактаты. М., 1990.
2. "...ut haec temporalis ordinis explicatio in divinae mentis adunata prospectum providentia sit, eadem vero adunatio digesta atque explicata temporibus fatum vocetur" [Anicii Manlii Severini Boethii Philosophiae Consolationis libri quinque, post G. Weinberger. Corpus Scriptorum Ecclesiasticorum Latinorum, vol. 67. Vienna, 1935. (Далее: Cons.). IV, pr. 6 (7-10)].
3. "quedam vero quae sub providentia locata sunt fati seriem superent" [Cons. IV, pr. 6 (14)].
4. "ne quid in regno providentiae liceat temeritati" [Cons. IV, pr. 6 (53)].
5. "hic vero ordo res mutabiles et alioquin temere fluituras propria incommutabilitate coherceat" [Cons. IV, pr. 6 (20)]. Букв.: "этот порядок собственной неподвижностью сдерживает изменчивые и стремящиеся случайно двигаться вещи". Как видим, здесь также прослеживается эта тенденция тварных вещей избегнуть универсального порядка. Природа этого стремления остается неясной; очевидно лишь, что оно ни в коей мере не реализуется в действительности, будучи полностью подвластно Провидению. В другом месте Боэций говорит: "Ничто, действующее согласно с природой (naturam servans), не совершает противного Богу… Ничто не обладает такой силой, не существует в мире ничего, что желает или может противиться высшему благу" [Cons. III, pr. 12 (19. 21)].
6. Аристотель. Сочинения в 4-х тт. М., 1981. Т. 3. С. 93.
7. Майоров Г.Г. Указ. соч. С. 410.
8. Неретина С.С. Понятие судьбы в пространстве Высшего блага. // Понятие судьбы в контексте разных культур. М., 1994. С. 5.