В. Н. Ярхо
ХУДОЖЕСТВЕННОЕ МЫШЛЕНИЕ ЭСХИЛА: ТРАДИЦИИ И НОВАТОРСТВО
(Philologia classica. Вып. 1. Язык и литература античного мира. - Л., 1977. - С. 3-15)
Примечания
1. Более подробная разработка затрагиваемых в статье вопросов содержится в моих исследованиях, опубликованных за последние 10 с лишним лет. Я перечисляю их здесь в том порядке, в каком они могут понадобиться для проверки справедливости выставляемых в статье положений: Ярхо В.Н. 1) Вина и ответственность в гомеровском эпосе. - Вестн. древней истории, 1962, № 2, с. 18-22; 2) Религиозно-нравственная проблематика в поэмах Гесиода. - Вестн. древней истории, 1965, № 3, с. 3-21; 3} Zeus nelle 'Supplici' di Eschilo. - In: Studi in onore dl Edoardo Volterra, t. III. Milano, 1970, p. 785-800; 4) Идеология архаики и ее преодоление. - In: Antiquitas Graeco-Romana ас tempora nostra. Pragae, 1968, p. 251-262; 5) Кровная месть и божественное возмездие в "Орестее". - Вестн. древней истории, 1968, № 4, с. 56-69; 6) Проблема ответственности и внутренний мир гомеровского человека. - Вестн. древней истории, 1963, № 2, с. 46-64; 7) Zum Menschenbild der nachhomerischen Dichtung. - "Philologus", !968, Bd. 112, S. 147-172; 8) Zum Menschcnbild der Aischyleischen Tragodie. - "Philologus", 1972, Bd. 116, S. 167-200; 9) Размышление и решение Пеласга в трагедии Эсхила "Молящие". - В кн.: Вопросы античной литературы и классической филологии. М., 1966, с. 99-106; 10) Еще раз об Этеокле. Трагедия Эсхила "Ceмepо против Фив". - В кн.: Вопросы классической филологии, № 5. Львов, 1966, с. 107-113; 11) Композиция "Персов" Эсхила - "Eirene", 1967, t. 6, p. 35-52; 12) Композиция трагедии Эсхила "Молящие". - "Eirene", 1970, t. 8, р. 5-21.
2. Ср. из новейших работ: Lloyd-Jones H. The justice of Zeus. Los Angeles - London, 1971. - С моей точки зрения, по-прежнему прав Адкинс, указывающий на чисто "количественное" различие между богами и людьми в их отношении к моральным категориям: Adkins A.W.H. Homeric gods and the values of Homeric society. - Journal of Hellenic Studies, 1972, vol. 92, р. 85-159.
3. О распространенности этих представлений во всем восточном Средиземноморье см.: Сonsidine P. The theme of divine wrath in ancient Eastf Mediterranean literature. - In: Studi micenei ed egeoanatolici, t. 8. Roma, 1969, p. 85-159.
4. См.: Lattimore R. The first elegy of Solon. - American Journal of Philology, 1947, vol. 68, p. 161-179; Masaracchia A. Solone. Firehze, 1958, p. 221-243; Buchner K. Solons Musengedicht. - "Hermes", 1959, Bd. 87, S. 163-190.
5. Ссылки па текст Эсхила даются по изд.: Aeschyli septem quae supersunt tragoedias edidit Denys Page. Oxonii, 1972; как правило, и я придерживаюсь чтения, даваемого Пэйджем.
6. Ср.: theoi egkhorioi (Мол,, 520; Сем., 14; Аг., 810, 1645) и daimones egkhorioi (Мол., 482; theoi khthonioi (Аг., 89) и daimones khthonioi (Персы, 628); monos theon... monou daimonon (фр. 279, Mette).
7. Несколько примеров: "видеть", "взирать" - Мол., 78, 359, 1030; Сем., 106 bis, 110, 485; Аг., 462, 952, 1579; Хо., 1063; "слушать", "внимать" - Мол., 77; Сем., 171 bis; Аг., 396, Хо., 5, 399, 476, 802; "желать" - Мол., 211; Сем., 427 cл., 562, 614; Аг., 678; Хо., 19; "сострадать", "сжалиться" - Мол., 209, 215 cл., 1031; "приходить на помощь", "являться спасителем" - Мол., 27; Сем., 76, 88, 129, 165, 302 cл.; Аг., 512; Хо., 2, 18 cл., 477.
8. Ил., II, 278; X, 363; Од., VIII, 3; IX, 530; XIV, 447; XVI, 442; XVIII, 356; XXII, 283; XXIV, 119.
9. Возможно, что родовое проклятие играло большую роль в киклических поэмах, но единственным свидетелем этого является отрывок из "Фиваиды" (Alhen., 465f-466а), где упоминаются "страшные проклятия" Эдипа и Эриния как их исполнительница.
10. Аг., 812 cл., 822 cл., 1223, 1263, 1279-1281, 1420, 1429 cл., 1443, 1526-1529, 1562; Хо., 18, 121, 144-274, 276, 435, 650; Евм., 203, 256, 268, 319, 624.
11. Аг., 1019-1021, 1338-1340; Хо., 48, 66 cл., 400-402, 520 cл.; Евм.,. 647 cл., ср. 261-265.
12. Гомеровский человек не размышляет над справедливостью этической; а "вспоминает" существующий образец для подражания. См.: Snеll В. Wie die Griechen lernten, was geistige Tatigkeit ist. - Journal of Hellenic Studies, 1973, vol. 93, p. 176.
13. Объем парода и эксода соотносится как 3 : 1, объем второго и третьего эппсодиев - как 4 : 1.
14. Слово pater и производные от него встречаются в "Хоэфорах" применительно к Агамемнону 62 раза (в том числе 28 раз - в конце стиха и 12 раз - в начале). В первой половине трагедии (ст. 1-513), где очевидно его значение именно как лейтмотива, оно встречается 45 раз - в среднем по 9 раз на каждую сотню стихов. В таких же пассажах, как 479-513 или 973-990, частота употребления лейтмотива pater составляет один случай на каждые четыре с половиной стиха. Наибольшая насыщенность лейтмотивами в "Персах" - один случай на 5,3-5,6 стихов (в ст. 353-432 pan дает 15:80, в ст. 249-98 и 429-79 мотив kakon, sumphora, pema, algos дает 18:101).
15. Agreuma - Аг., 1048; Хо., 998; Евм., 460; amphiblestron - Аг., 1382; Хо., 492; arkus - Аг., 1116; Хо., 1000; Евм., 147; arkustata - Аг., 1375; Евм., 112; gaggamon - Аг., 361; desmos - Хо., 981; diktuon - Аг., 358, 868; 1115; Хо., 999; eima - Аг., 1383; erkos - Аг., 1611; kataskenoma - Хо., 999; mekhanema - Аг., 1127; Хо., 981; ksunoris - Хо., 982; pedai - Хо., 493, 982; plektai kai speiramata - Хо., 248; podister peplos - Хо., 1000; stegastron - Хо., 984; uphasma - Аг., 1492-1516; Хо., 1015.